ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов

личностных:

— формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего сущность правоотношений и правонарушений, строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами;

метапредметных:

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение устанавливать причинно-следственные связи между правонарушением и юридической ответственностью;

— умение выполнять познавательные проблемные задания на правовом материале;

предметных:

— владение базовыми понятиями «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность»;

— владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать правовые последствия принимаемых решений;

— сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи занятия:

1) продолжить формирование приверженности ценностям, закреплённым Конституцией РФ, раскрывая сущность права на судебную защиту;

2) углубить знание понятий «правоотношения», «правонарушение», «юридическая ответственность»;

3) развить у учащихся умение оценивать своё поведение и поступки других людей с позиции их соответствия правовым нормам; способствовать формированию у школьников стремления и готовности поступать в соответствии с предписаниями юридических норм, соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности.

II. Место темы в системе учебных занятий

Занятие строится с акцентированной опорой на внутри- предметные связи (в первую очередь на курс обществознания в основной школе).

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Право. 10 класс: учебник / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев и др. — М., 2013. — § 14, 18.

Кашанина Т. В., Кашанина А. В. Право. 10—11 класс. — М., 2010.

Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Ч. 1. — М., 2010.

Оборудование

Можно использовать ИКТ для трансляции на доску схем, создаваемых учениками на уроке («Признаки правоотношений», «Структура правоотношений», «Признаки юридической ответственности»), УК РФ (ст. 14 и 15).

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

1-й час: рассмотрение первых трёх пунктов плана урока. 2-й час: рассмотрение четвёртого и пятого пунктов.

Ход занятия

Мотивационный этап

Рекомендуем поставить перед учащимся ряд вопросов, обрисовывающих общую проблематику занятия: в какие правоотношения чаще всего вступает среднестатистический гражданин? К чему это его обязывает? Что бывает в случае нарушения норм права? Что человек может предпринять в случае нарушения его прав?

У учащихся есть первоначальные знания, полученные при изучении курса в основной школе. Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, иллюстрирующие те или иные правоотношения, виды правонарушений и юридической ответственности (желательно записать их на доске, распределив по трём соответствующим группам). В процессе корректировки ответов можно перейти к вопросу о сущности названных понятий и их признаках.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что такое правоотношение.

2. Что такое правонарушение.

3. Юридическая ответственность.

4. Система судебной защиты прав человека.

5. Развитие права в современной России.

1. Приступая к изучению первого пункта плана, обращаем внимание учащихся на список видов правоотношений (созданный учащимися) и просим их подумать над следующими вопросами: почему приведённые примеры общественных отношений отнесены к правоотношениям? Кто является участником каждого из названных видов правоотношений?

На основе полученных ответов класс заполняет схему «Признаки правоотношений». Её примерное содержание:

При обобщении результатов этой работы важно подчеркнуть специфику правоотношения, которая заключается в том, что основой для его возникновения может служить только норма права. В наиболее подготовленном классе (или для выпускников, которые планируют сдавать экзамен по предмету) рекомендуем рассмотреть (с опорой на обществоведческие знания, полученные в основной школе) вопрос о структуре правоотношений и характеристике субъекта правоотношений (правоспособность и дееспособность).

Результаты обсуждения можно оформить в виде схемы:

2. Изучение второго пункта плана можно организовать как самостоятельную работу учащихся с соответствующим текстом учебника (с опорой на схему). Предварительно следует поставить перед учащимися вопрос: по каким признакам поведение человека признаётся правонарушением?

Обсуждение результатов этой работы следует провести по следующим вопросам: можно ли в формулировке признаков правонарушения вместо слова «деяние» использовать слово «действие»? В чём проявляется противоправность правонарушений? Какое деяние является общественно опасным? Что понимают под виновностью деяния? Чем преступление отличается от проступка?

Для того чтобы раскрыть вопрос о признаках преступления и их категориях, советуем обратиться непосредственно к УК РФ (ст. 14, 15), желательно продемонстрировать их для всех учащихся одновременно (возможно привлечение ИКТ).

3. Переход к изучению вопроса о юридической ответственности вполне логичен: важно подчеркнуть связь между правонарушением и государственным принуждением. Юридическая ответственность применяется только к лицу, виновному в нарушении нормы права. Государство не только устанавливает эти нормы, но и охраняет их. Это один из важнейших признаков права как социального регулятора. С целью охраны правового порядка в определённых законом случаях государство применяет меры принуждения.

Рекомендуем оформить результаты изучения в виде следующей схемы:

Следует отметить, что виды юридической ответственности в учебнике только названы. Объясняем, что вопрос о различных видах юридической ответственности и связанных с ними санкциях будет рассматриваться при изучении отдельных отраслей права на последующих уроках, посвящённых современному российскому законодательству.

4. Приступая к изучению четвёртого пункта, можно предложить учащимся ответить на вопрос: куда следует обратиться человеку в случае нарушения его права на защиту?

Можно заменить вопрос проблемным заданием. Например: гражданин П., 45 лет, был уволен с занимаемой должности. Он считает такое решение неправомерным. Куда следует обратиться гражданину П. для восстановления справедливости?

Как правило, подобные задания (вопросы) не вызывают затруднения у учащихся. Обращаем внимание, что в жизни возможна масса других ситуаций, когда нарушаются права человека, унижается его достоинство, и самый надёжный цивилизованный путь защиты прав — это обращение в суд.

Предлагаем учащимся вспомнить, какие суды составляют систему судов РФ. Рекомендуем организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментом данного раздела параграфа (третий—пятый абзацы) с последующим заполнением таблицы «Система судов в РФ».

Система судов в РФ

Суд

Конституционные суды

Суды общей юрисдикции

Арбитражные суды

Задача

Проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти

Рассматривать уголовные, гражданские и административные дела

Решать споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации

Какие суды входят

Конституционный суд РФ, Конституционные суды субъектов РФ

Верховный суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды

Федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ

Важно акцентировать внимание учащихся на том, что все суды РФ составляют единую систему, которую устанавливают Конституция РФ и федеральные законы.

5. К изучению пятого пункта плана учащиеся уже подготовлены: почти все указанные в разделе «Развитие права в современной России» нормативные правовые акты им практически знакомы.

При объяснении материала желательно подчеркнуть основные ценности и ориентиры, закреплённые Конституцией РФ. Далее речь идёт о целом ряде кодексов. Учащимся предлагается, опираясь на обществоведческие знания, полученные в основной школе (а в случае затруднения — опираясь на текст учебника), назвать основные кодексы, дать им общую характеристику и указать сферу их действия.

Завершить беседу можно разговором о реформировании судебной системы РФ. Ставятся вопросы: почему реформирование судебной системы РФ — процесс не только долгий, но и трудный? Как это связано с особенностями судебной власти по сравнению с другими ветвями власти в правовом государстве? В случае затруднения можно рекомендовать учащимся обратиться к тексту учебника (три последних абзаца).

Этап закрепления

Для закрепления материала ученикам предлагается выполнить задание 3 к параграфу (с. 217).

Можно также предложить следующие задания:

1. Укажите правильный ответ.

Правоотношением называют

1) урегулированные нормами права общественные отношения, предполагающие применение мер государственного воздействия

2) урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны друг с другом юридическими правами и обязанностями

3) совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородную сферу общественных отношений

4) установленную государством и гарантированную нормами права способность субъекта общественных отношений иметь юридические права и обязанности

2. Укажите правильный ответ.

Гражданин Р. не оплатил проезд в общественном транспорте. Это пример правонарушения

— уголовного

— гражданско-правового

— административного

— дисциплинарного

3. Укажите правильный ответ.

Применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния называют

— правоотношением

— правонарушением

— нормативно-правовым актом

— юридической ответственностью

4. Установите соответствие между ситуациями и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Ситуации

Виды юридической ответственности

A) гражданин совершил разбойное нападение на прохожего

Б) покупательница попыталась вынести из магазина неоплаченный товар

B) работник без уважительной причины не вышел на работу

Г) туристическая фирма не выполнила условия, обозначенные в договоре с клиентом

Д) студент опоздал к началу лекции

1) дисциплинарная

2) уголовно-правовая

3) гражданско- правовая

Запишите выбранные цифры в таблицу.

А

Б

В

Г

Д






5. Марина обратилась в органы внутренних дел с заявлением о пропаже паспорта. Охарактеризуйте структуру возникшего правоотношения (субъекты, объект, содержание).

Домашнее задание

В менее подготовленном классе: § 20, вопросы для самопроверки и задания 2 и 4 к параграфу.

В более подготовленном классе: § 20, четырём группам подготовить по одному развёрнутому плану по темам параграфа:

1) Правоотношения.

2) Правонарушения.

3) Юридическая ответственность.

4) Система судов РФ (на основе текста Конституции РФ, гл. 7).

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]