ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— формирование гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами;

— развитие толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в рамках правового поля;

метапредметных:

— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, связанных с вопросами правомерного поведения;

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей на основе правосознания;

предметных:

— владение базовыми понятиями «правосознание», «правомерное поведение», «правовая культура»;

— владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

— владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Задачи занятия:

1) продолжить формирование приверженности ценностям, закреплённым Конституцией РФ, разъясняя учащимся, что предпосылкой правомерного поведения служат понимание людьми справедливости и пользы правовых установок, социальная зрелость и юридическая грамотность;

2) углубить знание о взаимосвязи правосознания, правовой культуры и правомерного поведения;

3) развить у учащихся умение оценивать своё поведение и поступки других людей с позиции их правомерности; способствовать формированию у школьников стремления и готовности поступать в соответствии с предписанием юридических норм; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности.

II. Место темы в системе учебных занятий

Занятие строится с акцентированной опорой на межпредметные связи с литературой и историей (примеры правомерного поведения, правового нигилизма), внутрипредметные связи (в первую очередь на материал § 18, 20 учебника).

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. — М., 2012.

Право. 10 класс: учебник / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев и др. — М., 2013. — § 17.

Кашанина Т. В., Кашанина А. В. Право. 10—11 класс. — М., 2010.

Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. — М., 2010. — Ч. 1.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, DVD-проигрыватель, CD-, DVD- диски. Презентация, содержащая схемы «Структура правосознания», «Уровни правосознания», «Функции правовой культуры», «Виды правомерного поведения» (см. учебник).

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

1-й час: рассмотрение первого и второго пунктов плана урока. 2-й час: рассмотрение третьего пункта плана.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 217), заставят учащихся задуматься о сущности правомерного поведения, важности правовых знаний. Рекомендуем учителю поставить эти вопросы перед классом в начале изучения материала с тем, чтобы вернуться к ним на этапе подведения итогов. К содержанию нового материала подводят следующие вопросы и задание (по ранее пройденному материалу): 1) В чём причины отклоняющегося поведения? 2) В чём особенности правонарушения? 3) Объясните различия между проступком и преступлением. 4) В чём социальная опасность преступности?

Корректируя ответы учащихся, подводим их к мысли, что правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым. Предпосылкой правомерного поведения служат понимание людьми справедливости и полезности правовых норм, социальная зрелость и юридическая грамотность. Следовательно, понятие «правомерное поведение» неразрывно связано с понятиями «правосознание» и «правовая культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Правосознание.

2. Правовая культура.

3. Правомерное поведение.

1. Приступая к изучению первого пункта плана, можно предложить учащимся задание 1 (с. 228). В ходе его выполнения, как правило, не возникает сомнений по поводу важности знания о законе. Не исключено, что часть учащихся может согласиться с предложенным высказыванием. Учитель фиксирует все точки зрения и переходит к раскрытию понятия «правосознание» как отношения людей к праву, действующему законодательству и юридической практике. В случае необходимости нужно возвратиться к результатам выполнения задания 1 после изучения этого пункта плана.

На конкретном примере из учебника показываем, что правосознание предполагает не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Подчёркиваем, что правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Вопрос об элементах правосознания может быть либо изложен учителем, либо изучен учащимися путём самостоятельного чтения соответствующего фрагмента с последующим заполнением таблицы «Правосознание».

Правосознание

Правовые

знания

Правовая

идеология

Правовая

психология

Правовые

установки





Рассказывая о видах правосознания, отмечаем, что в зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное. Кроме того, правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп, например, государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, сельских жителей и т. п.), общественного (правосознание всего общества). В ходе изучения вопроса о взаимодействии права и правосознания целесообразно подчеркнуть, что развитое правосознание помогает правильно оценить те или иные правовые явления. Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой.

2. Раскрывая вопрос о правовой культуре, важно подчеркнуть, что различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Учитель возвращается к одному из вопросов, поставленных в начале параграфа (о правокультурном человеке), и предлагает задачи.

1) Двое подростков 12 и 13 лет, зная, что до 14 лет их не могут привлечь к уголовной ответственности, ночью угнали стоящую во дворе автомашину соседа. Покатавшись на машине несколько часов, они бросили её в глухом переулке.

2) Гражданина М. недавно уволили с работы, ему приходится зарабатывать деньги, используя личный автомобиль. Однажды сосед попросил съездить с ним за вещами, которые он оставил у своего знакомого. Гражданин М. согласился и поехал по указанному адресу. По дороге сосед сообщил ему, что хочет совершить кражу, и пообещал хорошо заплатить за помощь. Гражданин М. хорошо понимал, что становится соучастником преступления. Но в то же время деньги ему были очень нужны. Подумав, что, может быть, о краже никто не узнает, он согласился принять в ней участие.

Можно; ли назвать участников этих историй правокультурными людьми? Почему?

Обобщая ответы, важно способствовать тому, чтобы школьники поняли, что не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических правил обязательно должно сочетаться с их соблюдением. Предложив ученикам прочитать наиболее общее определение понятия правовой культуры общества, акцентируем их внимание на раскрытии понятия современной правовой культуры как правовой культуры гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, где соблюдают и защищают их.

Вопрос о функциях правовой культуры в современном обществе теснейшим образом связан с предыдущим материалом, органически вытекает из него и рассматривается по возможности кратко. Например, учитель, объясняя функции правовой культуры, может графически изобразить их на доске (если он не использует мультимедийный проектор).

Характеристика правовой культуры общества не будет полной без рассмотрения её антипода — правового нигилизма. Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что недооценка роли права или его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение приводят к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, к массовому несоблюдению правовых норм, к нарушению прав человека.

Нет необходимости замалчивать, что в российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. Более того, стоит подробно остановиться на тех условиях современной жизни, которые способствуют их сохранению (недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью).

Формирование правового сознания и поведения тех, кто будет определять будущее России, происходит в условиях неуважения к закону, представления о нём как о факторе второстепенной важности, правового нигилизма, снижения нравственных и правовых барьеров, отделяющих молодёжь от криминального мира.

Как считают учёные, изучавшие проблемы молодёжи, в результате роста криминогенного влияния на молодёжь происходят важные изменения в её сознании и поведении. Во-первых, существенно трансформируется её социальное самочувствие. В нём доминирует чувство опасности в связи с ростом молодёжной и подростковой преступности (девушкам это свойственно в большей степени, чем юношам). У юношей социальное самочувствие в связи с этим видом преступности в большей степени характеризуется, с одной стороны, безразличием к нему, а с другой — ненавистью. В одном случае молодые люди становятся жертвой, а в другом — соучастниками преступлений. Противостоять преступности реально невозможно ни в том, ни в другом случае.

Во-вторых, отмечается нежелание большинства молодых людей содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью. Такая позиция, вероятно, имеет связь не только с воздействием криминального мира, но и с оценкой деятельности правоохранительных органов.

В-третьих, не менее важным проявлением криминогенного влияния на молодёжь является проникновение в её сознание и поведение элементов криминальной субкультуры, прежде всего блатного жаргона, уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами.

В-четвёртых, существенное значение имеет в современных условиях ослабление правовых регуляторов поведения молодёжи. В первую очередь это связано с расширением правового нигилизма и формированием установки на допустимость правонарушений. Чаще всего совершают правонарушения молодые люди, имеющие неполное или полное девятилетнее, начальное профессиональное образование.

Для того чтобы повысить уровень правосознания и правовой культуры, необходима продуманная система правового воспитания.

3. Вопрос о правомерном поведении может быть изучен в ходе беседы с классом по следующим вопросам и заданиям:

1) Какое поведение называют правомерным? Практика показывает, что учащиеся, опираясь на ранее изученный материал, в частности на характеристику отклоняющегося поведения (материал основной школы), признаки право нарушения (в § 20), безошибочно определяют правомерное поведение как поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Подчеркнув, что такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом, учитель раскрывает (в рамках учебника) признаки правомерного поведения. При этом уместно обратить внимание на то, что выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. Не менее важно объяснить школьникам, что закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых.

2) Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Выслушав предположения учащихся, учитель указывает, что в зависимости от главного мотива выделяют несколько видов правомерного поведения — социально-активное, конформистское, маргинальное, и даёт краткую характеристику каждому.

3) Какой вид поведения является наиболее желательным для общества? Почему?

4) Подумайте, в чём заключаются возможные негативные проявления конформистского поведения.

После ответов учащихся ставим следующий вопрос:

5) Каковы предпосылки формирования правомерного поведения?

Учитель записывает на доске предложения учащихся, распределяя их в три столбика (педагог условно выделяет юридические, психологические и социальные предпосылки). Когда список будет закончен, учитель предлагает назвать условия, необходимые для формирования правомерного поведения (дать обобщённое название каждому столбику).

Выполнение этого задания поможет объяснить, что правомерное поведение — это сложное социальное явление, которое определяется существующими правовыми отношениями и социальной средой. Но этого недостаточно: человек должен действовать сознательно, понимать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и вести себя в соответствии с ними.

Затем можно предложить проблемное задание: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля!», — бывший шофер, ловко крадёт автомобили, принадлежащие не очень честным людям, которым до поры удаётся избегать предусмотренной законом ответственности. Украденные автомобили он продаёт, а вырученные деньги перечисляет детским домам. Дайте оценку поступкам Деточкина.

Ситуацию трудно оценить однозначно. Деточкин поступает неправомерно: борясь с правонарушителями, он сам нарушает нормы права и становится преступником. Но он заслуживает сочувствия и снисхождения, поскольку вырученные от продажи краденых автомобилей деньги перечисляет детским домам. Однако важно подчеркнуть, что даже для достижения высокой цели нельзя пользоваться сомнительными средствами. Закон нарушать нельзя.

Этап закрепления

Учащимся можно предложить задание 2. Кроме того, можно поработать с рубрикой «Практические выводы». Целесообразно задать учащимся вопрос: в каких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на следующие вопросы по изученному материалу: какой минимум правовых знаний должен быть у каждого человека? От каких бед это сможет его уберечь?

Ученики обязательно скажут о необходимости знать нормы Конституции РФ, содержание наиболее важных федеральных законов, понимать иерархию нормативно-правовых актов, быть в курсе принятия новых нормативно-правовых актов и внесения дополнений и изменений в уже действующие. Это поможет прийти к выводам, что знание правовой информации делает человека социально защищённым, обеспечивает его правовую безопасность, помогает противостоять произволу других лиц.

Опираясь на полученные знания о правовой культуре личности, учащиеся придут к выводу о том, что в любой ситуации важно точно знать границы допустимого и должного (с точки зрения права) поведения.

К следующему выводу приведут ответы на вопрос: как влияет привычка человека к правомерному поведению на его отношения с другими людьми?

Также может быть организована работа с рубрикой «Мысли мудрых». С этой целью ставятся вопросы: как вы понимаете смысл высказывания Ф. Ламенне? С какими положениями урока оно может быть связано? Актуально ли оно в современных условиях? Приведите примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения.

Домашнее задание

В менее подготовленном классе: § 21, вопросы для самопроверки и задание 3 к параграфу.

В более подготовленном классе: § 21, документ и задания к нему. Трём группам подготовить по одному развёрнутому плану по теме:

1) Правосознание.

2) Правовая культура.

3) Правомерное поведение.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]