МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание ценности прав и свобод человека и необходимости их защиты;

— представление о механизмах международной защиты прав человека;

предметных:

— умение применять обществоведческие знания для осмысления и оценки событий и процессов, решения проблем реальной жизни.

Задачи занятия:

1) способствовать формированию у учащихся знаний о механизмах защиты прав человека в мирных условиях и в период вооружённых конфликтов;

2) на основе полученной информации о полномочиях ключевых структурных подразделений ООН обсудить проблемы и недостатки в функционировании этой организации, сравнить структуру и возможности ООН и европейских структур в защите прав человека, ознакомить учащихся с понятием «международное преступление» и механизмом ответственности за его совершение;

3) способствовать лучшему ориентированию учащихся в реалиях современной политической жизни, формированию гражданской культуры.

II. Место темы в системе учебных занятий

Содержание темы имеет большой практический потенциал, поэтому целесообразно организовать познавательную деятельность учащихся с позиции применимости полученных знаний на практике.

Следует также учитывать, что проблематика прав человека рассматривалась в курсе основной школы. Так, в 9 классе при изучении правового раздела курса учащиеся знакомились с правами и свободами человека и гражданина (§ 14—15, 17, 21), а также с вопросами международно-правовой защиты жертв вооружённых конфликтов (§ 22). Эти знания призваны стать основой для организации данного учебного занятия.

Тема позволяет интегрировать знания, полученные в курсах Новейшей истории и обществознания.

III. Литература и оборудование

Схематическое изображение структуры ООН, а также алгоритма прохождения дела в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) для демонстрации на экране.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

На изучение темы отводится два часа, которые могут быть спланированы по-разному, в зависимости от интересов учащихся и уровня подготовленности класса. Могут варьироваться последовательность изучения отдельных аспектов, затраченное время и формы организации работы. Могут использоваться формы традиционного урока, урока-лекции, практического или лабораторного занятия, урока-конференции.

Ход занятия

Мотивационный этап

Перед началом рассмотрения международных механизмов защиты прав человека целесообразно актуализировать знания учащихся о правах человека, полученные в курсе основной школы: понятие и признаки прав человека, их классификации, международные документы о правах человека, закрепление прав и свобод граждан в Конституции РФ. Целесообразно также вспомнить область регулирования и важнейшие нормы международного гуманитарного права.

Важнейшим аспектом, которому на начальном этапе урока желательно уделить особое внимание, является российский механизм защиты прав и свобод человека. Это своеобразный мостик к работе над новым материалом (поскольку международный механизм защиты прав человека вступает в действие, когда внутригосударственные возможности полностью исчерпаны). Организуя данный этап урока, целесообразно апеллировать к жизненному опыту учащихся, сталкивавшихся в той или иной мере с ситуациями защиты нарушенных прав человека. Итогом может стать вывод о том, что в РФ права и свободы граждан охраняются и защищаются Конституционным судом, судами общей юрисдикции, органами исполнительной власти в административном порядке, а также гражданами путём законной самозащиты собственных прав.

На данном этапе урока можно обратить учащихся к положению 1 рубрики «Практические выводы» (с. 320), связав актуализируемый вопрос о правах и свободах человека с понятием «правовое государство». Учащимся с невысоким уровнем обществоведческой подготовки может быть предложен для разъяснения несложный вопрос о том, как связаны отстаивание собственных прав и уважение прав других членов социума.

Также на этом этапе урока в контексте соблюдения прав человека уместно рассмотреть проблему смертной казни. В хорошо подготовленном классе может быть организован, например, круглый стол для обсуждения данной проблемы применительно к российским реалиям. Может быть сформулирован, например, такой проблемный вопрос: нарушает ли смертная казнь права человека? Для того чтобы обсуждение стало содержательным и одновременно компактным, целесообразно заранее объявить учащимся тему круглого стола, установить определённый регламент, а также подготовить ведущих. Итоги обсуждения должны быть кратко резюмированы.

Другим вариантом организации этого этапа урока может стать работа с текстом документа и заданиями к нему.

Ещё один вариант — переход непосредственно от повторения к изучению нового материала. При наличии времени целесообразно специально остановиться на мотивационных вопросах в начале параграфа, предоставив учащимся возможность ответить на них, зафиксировать эти ответы, а затем вернуться к ним по завершении изучения темы.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Защита прав и свобод человека средствами ООН.

2. Европейская система защиты прав человека.

3. Проблема отмены смертной казни.

4. Международные преступления.

5. Полномочия Международного уголовного суда.

6. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.

1. Первый пункт плана предполагает широкие межпредметные связи, в первую очередь с курсом Новейшей истории. Отправной точкой работы может стать прочтение вводной части параграфа (до раздела «Защита прав и свобод человека средствами ООН») с целью уяснения этапов развития механизма международной защиты прав человека (именно такое задание целесообразно сформулировать учащимся непосредственно перед обращением к тексту учебника).

В хорошо подготовленном классе возможно обращение к курсу Новейшей истории с целью систематизации знаний учащихся об обстоятельствах крушения Лиги Наций или создания ООН. Изучение структурных подразделений ООН желательно подкреплять средствами наглядности — по ходу объяснения рисовать на доске или проецировать на доску схему и заполнять в тетрадях таблицу, в которой был бы отражён круг полномочий, а также иерархия подразделений ООН, связанных с защитой прав человека.

Целесообразно также чётко зафиксировать основополагающие принципы, декларируемые Международным биллем о правах человека.

Логическим завершением работы над данным пунктом плана может стать обсуждение вопроса о достоинствах и проблемных аспектах в деятельности структур ООН по защите прав человека.

2. Следующая позиция плана — «Европейская система защиты прав человека». Работа может быть организована несколькими способами: в классе со слабым контингентом учащихся, например, в режиме комментированного чтения и составления схемы и (или) таблицы, отражающей структурные элементы и полномочия отдельных европейских органов, осуществляющих защиту прав человека, или самостоятельного прочтения соответствующего фрагмента параграфа с составлением указанной схемы и (или) таблицы. Также отдельным учащимся или группам учащихся могут быть предложены краткие сообщения о функционировании отдельных органов Европейского сообщества, а также о наиболее интересных делах, слушавшихся в Европейском суде по правам человека. Сообщения эти могут быть подготовлены по материалам периодической печати или Интернета. В классе с сильным составом учащихся может быть предложен для обсуждения вопрос о том, ущемляет ли деятельность международных европейских организаций суверенитет отдельных государств — участников этих организаций.

Далее можно обратиться к практическому выводу 4 и при наличии технических возможностей предложить учащимся в качестве внеклассного задания внимательно ознакомиться с процедурой подачи жалобы в Европейский суд по правам человека.

В ходе работы может быть использована схема прохождения дел в ЕСПЧ:

Работа над данным пунктом плана может быть подытожена выполнением задания 2. Первое требование данного задания (предположить, почему европейские структуры по защите прав человека действуют в настоящее время более эффективно, чем структуры ООН) целесообразно выполнить в классе, а остальные можно предложить в качестве домашнего задания.

3. Выше мы уже сказали о некоторых возможностях рассмотрения проблемы отмены смертной казни. Это весьма трудный для учителя фрагмент урока, поскольку актуальность данной проблемы велика, а в обыденном сознании имеется весьма устойчивое представление о путях её решения, опирающееся на многочисленные примеры реальных ситуаций, обсуждение которых может негативно воздействовать на общее состояние класса и психологическое самочувствие отдельных учащихся. Кроме того, очень непросто поддерживать корректное обсуждение данной проблемы, всестороннее её рассмотрение. Однако обращение к этой острейшей проблеме всё же необходимо.

Помимо уже рассмотренного варианта круглого стола, можно предложить учащимся другую игровую ситуацию: разбиться на группы, представить себя профессиональными политиками (членами избирательных штабов, журналистами, пишущими на политические темы, и т. п.) и устроить своеобразный «мозговой штурм» с целью объяснить гражданам страны причины полной (или временной) отмены смертной казни или, наоборот, её введения. Целесообразно сочетать в каждой группе учащихся различного уровня подготовленности.

В работе по данному пункту плана могут быть также использованы статистические данные. Фонд «Общественное мнение» в 2012 г. провёл опрос, главной темой которого стало отношение россиян к смертной казни. 62% респондентов высказались за возвращение России к практике смертной казни за преступления особой тяжести (из них 72% — за сексуальное насилие над несовершеннолетними, 64% — за убийство, 54% — за терроризм). Респонденты также допускают применение смертной казни за распространение наркотиков. 21% от общего числа опрошенных оказались сторонниками сохранения в РФ моратория на смертную казнь, а еще 5% респондентов высказались за полную отмену смертной казни. Учащимся может быть предложено прокомментировать результаты опроса.

Работа над данной проблемой может быть также организована в проектном ключе с использованием задания 1 после параграфа. Учащимся индивидуально или в составе групп предлагается провести небольшой социологический опрос для выяснения отношения представителей различных социальных групп к отмене смертной казни в России. Каждая группа готовит отчёт по итогам опроса и представляет его на уроке. По мере выступления представителей групп на доске фиксируются, во-первых, итоги опроса, а во-вторых, приведённые аргументы сторонников и противников отмены смертной казни. После того как все группы представят свои отчёты, класс в режиме фронтальной работы или отдельная группа учащихся (вариант определяется уровнем подготовленности класса) подытоживает результаты, формулируя основные доводы за и против. В ходе этой работы могут быть использованы приведённые выше статистические данные общероссийского опроса. Учащимся можно предложить сравнить с ними результаты собственного мини-опроса и сделать выводы.

4. Работа над следующей позицией плана может быть организована с использованием соответствующего фрагмента параграфа. Целесообразно предложить учащимся прочесть этот фрагмент и зафиксировать, во-первых, виды международных преступлений, во-вторых, особенности наступления ответственности за их совершение (отсутствие срока давности, специфика субъекта преступления и т. п.). Дополнительно можно предложить учащимся с опорой на курс всеобщей истории проиллюстрировать примерами выявленные особенности международных преступлений.

В классе со слабым контингентом учащихся целесообразно задать ряд вопросов, показывающих адекватность понимания прочитанного текста, например: является ли развязывание войны международным преступлением? Будет ли преследоваться как преступник военачальник, чьи солдаты разрушили не представлявший военной опасности населённый пункт? Кто будет отвечать за преступления, совершённые иностранными наёмниками, а не солдатами регулярной армии государства? Можно ли привлечь к ответственности за военное преступление, совершённое несколько десятилетий назад? И т. п. В случае затруднений учащихся при ответе на подобные вопросы целесообразно вновь обратиться к тексту соответствующего фрагмента параграфа и совместно отыскать в нём ответ на вопрос. Данная форма работы мотивирует учащихся к более сосредоточенному, вдумчивому чтению.

5. При рассмотрении вопроса о полномочиях Международного уголовного суда целесообразно обратить внимание учащихся на деятельность международных трибуналов, показать их задачи и возможности. Данный материал предполагает обращение к курсу всеобщей истории, поскольку даже простое перечисление создававшихся решениями Совета Безопасности ООН международных трибуналов требует хотя бы краткого разъяснения причин и динамики вооружённых конфликтов, в ходе которых и были совершены серьёзные международные преступления. Эти разъяснения могут быть даны в ходе объяснения как учителем, так и заранее подготовившимися учащимися и сопровождаться при наличии соответствующих материалов видео-, фотодокументами или иными источниками.

В качестве небольших проектных работ отдельным учащимся или группам учащихся может быть предложено задание 4 после параграфа — собрать информацию о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца и объяснить, какими способами они осуществляют международную защиту прав человека.

6. В заключение рассматривается вопрос о перспективах развития международной системы защиты прав человека. Обсуждение этого вопроса базируется в том числе на проведённом ранее сравнительном анализе эффективности деятельности европейских организаций и структур ООН.

Этап закрепления

При наличии времени по итогам рассмотрения как отдельных пунктов плана, так и всей темы в целом в режиме фронтальной работы с классом может быть организовано закрепление изученного материала. Для этого целесообразно использовать «Вопросы для самопроверки». Эти вопросы могут помочь учителю и в осуществлении контроля знаний учащихся.

Домашнее задание

Учебник, § 29, вопросы для самопроверки. Написать эссе или подготовить небольшое устное выступление по приведённой в учебнике теме или одной из следующих тем:

«Войны начинаются в умах людей» (из преамбулы Устава ЮНЕСКО).

«Война не может быть справедливой, потому что воевать справедливо нельзя, даже если воюешь за справедливость» (Т. Котарбиньский (1886—1981), польский философ).

«У мира не меньше побед, чем у войны, но куда меньше памятников» (Ф. Хаббард (1868—1930), американский карикатурист).






Для любых предложений по сайту: [email protected]