ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание неприемлемости любых форм и проявлений террористической деятельности;

— понимание необходимости и значения государственных мер антитеррористической направленности, включая разработку правовых основ антитеррористической политики;

метапредметных:

— умение извлекать, преобразовывать, использовать информацию из источников нормативно-правового характера;

— умение соотносить информацию, полученную из разных источников;

— умение работать в группе и продуктивно общаться в процессе совместной деятельности;

— способность давать обоснованные оценки отдельным событиям;

предметных:

— овладение понятиями «противодействие терроризму», «террористический акт»;

— знание полномочий и функций государственных органов и силовых структур в организации антитеррористической деятельности;

— навыки оценивания социальной информации, содержащей сообщения о террористических угрозах, о мерах по организации антитеррористической деятельности.

Задачи занятия:

1) ознакомить учащихся с основными положениями, закреплёнными в различных источниках правового характера, регулирующих деятельность по противодействию терроризму;

2) охарактеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма;

3) показать роль СМИ в проведении антитеррористической политики государства;

4) раскрыть и закрепить круг ключевых понятий по теме;

5) сформировать понимание неизбежности определённого ограничения гражданских прав в условиях нарастания террористической угрозы;

6) выработать понимание роли права и правовых механизмов в антитеррористической деятельности.

II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение данной темы опирается на ранее полученные знания и представления о терроризме как мировой глобальной угрозе человечеству, о роли права в выработке основ государственной политики в различных областях общественной жизни. Существенное значение имеют межпредметные связи с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором рассматриваются важные аспекты антитеррористической деятельности.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Нормативные правовые акты: Конституция РФ; Закон РФ «О противодействии терроризму»; Указ Президента РФ «О мерах по предотвращению терроризма»; Уголовный Кодекс РФ.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й и 2-й часы проводятся в форме комбинированного урока в логике изложения материала в учебнике.

2-й вариант. 1-й час: школьная лекция с элементами беседы по вопросам, предложенным в тексте параграфа и в рубрике «Вопросы для самопроверки». 2-й час: лабораторно-практическое занятие, основанное на анализе документов.

Ход занятия

Мотивационный этап

Учащимся можно сообщить, что заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, «скорой помощи» влечёт административное наказание, включающее сравнительно небольшой штраф. В то же время заведомо ложное сообщение об угрозе террористического акта считается уголовным преступлением, и санкции за него гораздо более серьёзные, вплоть до лишения свободы сроком на три года. Чем вызвано такое различие в юридической оценке на первый взгляд похожих действий, которые иногда считают просто телефонным хулиганством? Разобраться с ответом на этот вопрос поможет обращение к теме занятия.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Российские и международные документы, регулирующие деятельность по противодействию терроризму.

2. Органы власти и силовые структуры, обеспечивающие противодействие терроризму.

3. Роль СМИ в борьбе с терроризмом.

1. Начать рассмотрение первого вопроса целесообразно с создания у учащихся общего представления о совокупности правовых документов, регулирующих антитеррористическую деятельность в нашей стране. Школьники знакомятся с первым разделом параграфа и самостоятельно заполняют вторую колонку таблицы (см. с. 242).

Отдельно следует остановиться на показе значения в борьбе с терроризмом ряда норм Конституции РФ, а также раскрыть отдельные положения Концепции противодействия терроризму, утверждённой Президентом РФ. (Фрагмент приведён в рубрике «Документ».)

Название документа

Основная направленность, цели, объекты регулирования

Закон РФ «О противодействии терроризму»


Уголовный кодекс РФ


Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму»


Закон РФ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»


Закон РФ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»


Обращение школьников к фрагментам Закона «О противодействии терроризму» поможет глубже осмыслить основные направления антитеррористической деятельности: профилактики терроризма, борьбы с ним и минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма.

Извлечения из Закона «О противодействии терроризму»

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Статья 3. Основные понятия. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооружённых Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации...

2. Правительство Российской Федерации:

...2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

С учётом значительного объёма документа работу над ним целесообразно организовать по группам. Каждая группа изучает определённый фрагмент документа и отвечает на поставленные вопросы. В дальнейшем проводится общее коллективное обсуждение, что поможет избежать фрагментарности в осмыслении документа.

Группа 1 знакомится со ст. 2.

Вопросы и задания:

1. Сгруппируйте приведённые в статье принципы в два блока: а) принципы, отражающие общие юридические установки правового государства; б) принципы, отражающие особую опасность данного вида преступной деятельности. 2. Объясните, почему нельзя идти на политические уступки терроризму. 3. Чем вызвано требование конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приёмах, используемых в борьбе с терроризмом?

Группа 2 изучает ст. 3.

Вопросы и задания:

1. Какие понятия отнесены в законе к основным? 2. Терроризм определяется в законе не только как практика противоправных действий, но и как идеология. В чём, на ваш взгляд, опасность террористической идеологии? 3. Что, согласно закону, включает в себя террористическая деятельность? 4. Завершите схему «Направления противодействия терроризму»:

Группа 3 знакомится со ст. 5.

Вопросы и задания:

1) Заполните таблицу.

Организационные основы противодействия терроризму

Функции и полномочия Президента и Правительства в противодействии терроризму

Президент РФ

Правительство РФ



2) В 2011 г. в эту статью был добавлен пункт 5. Чем, на ваш взгляд, это было вызвано?

Дополнительно можно остановиться на используемом в законе понятии «контртеррористическая операция», обратив внимание школьников на то, что отдельные меры в рамках режима контртеррористической операции ведут к ограничениям конституционных прав личности. Будет уместно рассказать учащимся о Патриотическом пакте — федеральном законе, принятом в США после событий 11 сентября 2001 г. Он предусматривает возможность ограничения ряда прав и свобод граждан для проведения предупредительных мер по борьбе с терроризмом.

Рассматривая терроризм как уголовное преступление, целесообразно остановиться на некоторых статьях УК РФ (ст. 205-207). Внимание учащихся обращается на то, что уголовная ответственность за преступления террористического характера по ряду статей наступает с 14 лет. Предлагается вопрос: чем вызван низкий возраст уголовной ответственности за данные преступления?

2. Тематика второго пункта плана уже частично затрагивается при ознакомлении учащихся с Законом «О противодействии терроризму», в частности со статьёй «Организационные основы противодействия терроризму». Отдельно стоит остановиться на деятельности Национального антитеррористического комитета. Основные направления его деятельности отражены в учебнике. Учащихся целесообразно также ознакомить со схемой, отражающей структуру НАК.

Можно привести также дополнительные сведения об этом органе.

Национальный антитеррористический комитет создан указом Президента России в 2006 г. Этот орган призван обеспечивать координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по противодействию терроризму. Председателем НАК по должности является директор ФСБ. В Комитет входят представители спецслужб, силовых ведомств, депутаты Государственной думы, другие должностные лица.

3. Заключительный пункт плана посвящён раскрытию роли СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. На занятии целесообразно рассмотреть основные положения Антитеррористической конвенции, принятой в 2003 г.

Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции). Извлечения

В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.

Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации. Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе:

1. Работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

2. В случае получения информации о готовящемся теракте или о его начале до обнародования данной информации журналист обязан сообщить её руководству своего СМИ...

4. Руководство СМИ обязано незамедлительно передавать в распоряжение Оперативного штаба или официальных органов ставшую им известной информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей.

5. Исходя из того что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны:

— брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта, кроме как по просьбе или с санкции Оперативного штаба;

— предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным штабом;

— самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано и сделано по просьбе Оперативного штаба); если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;

— брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; понимать, что взяв в руки оружие, работник СМИ перестаёт быть таковым;

— предлагать террористам, заложникам, другим вовлечённым в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;

— оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников.

6. СМИ должны:

— помнить, что прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;

— избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей;

— быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма; проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;

— избегать излишнего натурализма при показе места события и его участников, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории;

— быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий; нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания;

— отдавать себе отчёт в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определённый момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение;

— избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия.

Комментируя положения документа, следует обратить внимание учащихся на следующие моменты. В преамбуле сформулированы основные задачи журналиста, они сохраняют своё значение в любых обстоятельствах его деятельности. Важнейшая среди этих задач — добывать достоверную информацию. Вместе с тем опасность терроризма делает работу журналиста в этих условиях особенно ответственной и неизбежно накладывает ряд ограничений. Журналисты должны исходить из того, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

Среди ограничений, накладываемых на журналистов в этой ситуации, — запрет брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; журналисты должны понимать, что, взяв в руки оружие, работник СМИ перестаёт быть таковым.

Известен такой случай: в одной из стран Латинской Америки журналист шёл в строю, был одет в камуфляж, нёс оружие, словом, ничем не отличался от солдата. Его убили, и страховая компания отказалась выплачивать страховку. Она доказала, что в момент, когда он взял оружие, он перестал быть журналистом.

Как бы негативно журналист ни относился к террористам, в руках которых жизнь заложников, он не должен прибегать к оскорблениям. Следует помнить, что свою растущую в этом случае ненависть террорист выместит на ни в чём не повинных людях.

Показывая место события и его участников, журналист должен избегать излишнего натурализма, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории. Некоторым СМИ это не удалось сделать, в частности, при освещении теракта на Дубровке. Освещая теракты и антитеррористические операции, журналист должен помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику; следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном.

Позицию населения в вопросах борьбы с терроризмом можно рассмотреть, привлекая данные социологического опроса, приведённые в одном из заданий параграфа. Учащимся предлагается определить наиболее распространённые ответы на вопрос «Что следовало бы сделать, чтобы покончить с терроризмом в России», а также высказать и обосновать собственную позицию.

Конечно, борьба с терроризмом — это прежде всего дело государства, специальных органов и структур. Но и гражданское общество может внести свой немалый вклад в это дело. Иногда органы власти непосредственно обращаются к населению за содействием в борьбе с терроризмом. В качестве примера можно привести фрагмент обращения МВД Дагестана к населению республики. «Прикрываясь исламом, они (террористы) творят зло на земле Дагестана, идёт отстрел собственного народа. МВД обращается с просьбой к населению республики: смотрите за тем, что происходит в ваших семьях, с вашими детьми. Обращайте внимание на тех, кто живёт рядом. Ваша своевременная информация поможет уберечь жизни многих людей».

Завершить изучение темы уместно рассмотрением положений рубрики «Практические выводы» (с. 329).

Этап закрепления

Для закрепления можно использовать обобщающие задания: 1) Охарактеризуйте правовую базу противодействия терроризму в Российской Федерации. 2) Докажите, что с правовой точки зрения терроризм — тяжкое уголовное преступление.

Кроме того, целесообразно использовать следующие задания формата ЕГЭ:

1. Какое понятие является обобщающим в предложенном ряду?

1) Антитеррористическая комиссия Москвы

2) Национальный антитеррористический комитет

3) Федеральный оперативный штаб

4) аппарат Антитеррористической комиссии

2. Какое положение входит в правила поведения представителей СМИ в условиях террористического акта и контртеррористической операции?

1) работник СМИ должен самостоятельно провести расследование при получении информации о готовящемся террористическом акте

2) если предоставляется возможность, журналист должен взять интервью у террориста во время антитеррористической операции

3) работник СМИ самостоятельно решает, становиться ли ему посредником в ходе переговоров с террористами

4) журналист должен по первому требованию властей или руководителей контртеррористической операции предъявить редакционное удостоверение

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Терроризм — особый вид криминальной деятельности, которой присущи специфические черты. (Б) По данным спецслужб, за последние годы случаев заведомо ложных сообщений о терактах стало больше. (В) Санкция, предусмотренная за это преступление в Уголовном кодексе, недостаточна. (Г) В правоохранительные органы поступает всё больше предложений об ужесточении наказания по этой статье. (Д) Думается, более суровое наказание помогло бы оздоровить ситуацию.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






Домашнее задание

Учебник, § 29, вопросы для самопроверки, задания.

Хорошо подготовленным учащимся можно предложить найти в материалах СМИ, Интернета сообщения о каком- либо из недавних террористических актов и проанализировать их с позиций требований Антитеррористической конвенции.

Группе учащихся можно поручить разработать проект «Роль гражданского общества в противодействии терроризму».






Для любых предложений по сайту: [email protected]