Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя
Государство, нация, национализм — Что нас разделяет?
3. Государство, нация, национализм
Рассмотрим основные типы сообществ, играющих главную роль в современном мире. Это политические сообщества, в первую очередь государства, а также национальные, языковые и религиозные сообщества. Принадлежность к каждому из этих типов является для конкретных людей основанием для разделения на «своих» и «чужих», на «ближних» и «дальних». Именно существование этих разнообразных сообществ и дает ответ на вопрос о том, что нас разделяет.
Основной единицей членения современного глобального человеческого сообщества является государство.
Государство — это особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом.
Внутренний суверенитет — это право распоряжения на своей территории, внешний суверенитет — право противостоять вмешательству извне.
В настоящее время в мире существует 194 государства, различающихся как по своей политической организации, так и по занимаемой территории и численности населения: от 0,44 кв. км (Ватикан) до 17 млн. кв. км (Россия), от 900 человек (также Ватикан) до 1,3 млрд. человек (Китай).
Современную систему государств можно считать сложившейся в определенной мере «случайно». Основанием ее стали великие империи, которые, распадаясь, порождали отдельные государства. Так, империя Александра Великого в IV в. до н. э. распалась на ряд царств, принадлежавших его полководцам-«диадохам», эти царства, в свою очередь, положили основание целому ряду современных ближневосточных государств. Распад колониальных империй (британской, французской, испанской, голландской, немецкой) в XIX—XX вв. привел к возникновению большого количества латиноамериканских, африканских и азиатских государств. Распад Советского Союза, наследовавшего Российской империи, в конце ХХ столетия породил еще полтора десятка независимых государств — бывших советских республик. Таким образом, система государств складывалась очень долгое время. В современном ее виде она сформировалась в XIX—XX вв., и ее формирование до сих пор нельзя считать законченным.
Современные государства, как правило, понимают себя как национальные государства, т. е. считают себя государствами, учрежденными одной нацией.
Нация (от лат. natio — племя, народ) — это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате взаимодействия разных национальностей и ставшая основой государства.
Нацию следует отличать от национальности.
Национальность основана на этнической общности и представляет собой один из факторов формирования нации. Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих в конечном счете к тому, что группы, происходящие от разных предков и развивающиеся в разных условиях, начинают отличаться друг от друга по своему внешнему облику и психофизиологическим характеристикам.
Нация, в отличие от национальности, — более сложное и позднее образование.
Когда территория государства совпадает с территорией проживания нации, мы говорим о национальном государстве. Большинство государств не являются однородными в национальном отношении и имеют на своей территории различные этнические, культурные, религиозные или языковые группы. Это означает, что на самом деле национальных государств в строгом смысле слова, т. е. мононациональных государств, практически не существует и никогда не существовало. Государственные границы устанавливались не по границам проживания людей тех или иных национальностей или этносов, а в результате войн, территориальных споров и компромиссов, а иногда просто административным порядком или в результате исторических случайностей.
Так, например, современная Украина, занимающая территорию, большую, чем любое другое европейское государство за исключением России, значительную часть своих территорий получила за счет территориальных приобретений Советского Союза по итогам Второй мировой войны (нынешняя Западная Украина) и за счет реорганизаций административного устройства в советское время (Харьковская область, Крым).
Но следует учитывать, что не только нация учреждает государство на территории своего проживания, но и само существование государства с его принципом гражданства может служить формированию и консолидации государственной нации.
Как нация может порождать собственное государство, так и государство может порождать собственную нацию.
Поскольку подавляющее большинство государств являются многонациональными, ясно, что национальное членение не совпадает с государственным. На территории одного государства могут проживать в массовом количестве и иногда в компактном расселении представители нескольких и даже многих национальностей (например, в России). И в то же время представители одной и той же национальности могут проживать в разных странах, будучи отделены друг от друга государственными границами (примеры: албанское население области Косово в Сербии, отделенное от Албании, или Осетия, разделенная на Северную Осетию, принадлежащую России, и Южную Осетию, относящуюся к Грузии).
Именно осознание людьми одной и той же национальности себя как общности и возникновение в связи с этим чувства общей национальной принадлежности может вести и часто ведет к острым внутригосударственным и межгосударственным конфликтам и к изменениям в системе современных государств. Самым последним и самым ярким примером такого изменения явился распад Федеративной Республики Югославии в последние десятилетия ХХ и начале XXI в. по причине обостренного стремления к национальной государственности в составляющих федерацию республиках — Боснии, Хорватии, Словении и Черногории.
Идеология, основанная на чувстве общей национальной принадлежности и выдвигающая эту принадлежность в качестве основной ценности, именуется национализмом. Чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию — это патриотизм.
Национализм и патриотизм нельзя оценивать однозначно. Это очень сложный комплекс мыслей, чувств и следующих из них действий, которые могут играть как позитивную, так и негативную роль в политическом и социальном развитии и мира в целом, и отдельных государств. В состав национализма входят идеологическая, эмоциональная и политическая составляющие, которые надо уметь разделять.
Национализм бывает государственный и антигосударственный.
Государственный национализм — это национализм государственной нации, т. е. нации, которая считает себя основой и «корнем» государства («коренная» нация). Идеология государственного национализма может варьировать от вполне приемлемого требования лояльности к власти и уважения государственного достоинства до агрессивного требования со стороны государственной нации изгнания или даже истребления инородцев. В последнем случае мы должны говорить уже не о национализме, а о его извращенных формах, которые обозначаются такими определениями, как «шовинизм» и «нацизм».
На эмоциональном уровне государственный национализм воплощается в благородном чувстве патриотизма, причем часто речь идет даже не о патриотизме как воплощении сугубо национального или «этнически национального» чувства, а о гражданском патриотизме, выражающемся в стремлении поддержать собственное государство. В политическом смысле государственный национализм выражается в последовательной реализации идеи государственного суверенитета и в защите от враждебных поползновений со стороны других государств. Государственный национализм, как правило, оказывается идеологией и политикой укрепления государства и стабилизации мировой политической системы.
Антигосударственный национализм представляет собой комплекс мыслей, чувств и действий, направленных на разрушение существующей государственной системы с целью образования отдельного собственного национального государства или присоединения к другому национальному государству. Это идеология национальных сообществ, которые являются угнетенными и ограниченными в правах или считают себя таковыми в рамках существующего государственного устройства. Самые близкие примеры здесь: чеченцы в России в 90-е гг. прошлого века, косовские албанцы в Сербии, абхазы и осетины в Грузии, русские и украинцы в молдавском Приднестровье. Антигосударственный национализм представляет собой идеологию и политику, дестабилизирующую как конкретные государства, так и мировую систему в целом и порождающую острые, иногда даже кровавые столкновения и конфликты.
Никогда нельзя сказать заранее, что государственный национализм — хорошо, а антигосударственный — плохо. Национализм может быть разным по своей интенсивности и формам выражения. Государственный национализм может вести к мобилизации граждан на поддержку собственного государства, а может — в своих извращенных формах — выразиться в депортации граждан определенной национальности. Антигосударственный национализм может выражаться в агрессивном стремлении к разрушению государства, а может — в справедливом стремлении к воссоединению с соотечественниками по ту сторону государственных границ. Именно поэтому национализм стал в настоящее время одной из самых сложных и самых острых проблем международной политики и внутренней политики многих государств.
Однозначно плох шовинизм, утверждающий, что собственная нация — единственная, достойная внимания и уважения, обладающая великой историей и неисчислимыми духовными богатствами. А все другие (по крайней мере соседние) недостойны внимания и уважения, поскольку являются ущербными, дикими, злобными, и в конечном счете состоят из «недочеловеков». Тогда по отношению к ним можно позволить себе что угодно — издевательства, унижения, депортации, вплоть до физического уничтожения. Таким был нацизм периода гитлеровской диктатуры в Германии.
Итак, нас разделяют видимые и ощутимые границы государств, нас разделяют часто невидимые и неощутимые внешне границы национальных сообществ.