Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций - Структура современного общества. Общественное сознание

Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя

Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций - Структура современного общества. Общественное сознание

3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций

Если общество представляет собой систему, то основные функции, обеспечивающие его сохранение и развитие, должны выполняться отдельными частями системы. Специализированные на выполнении определенных задач, они могут быть названы подсистемами. Каждая из подсистем сравнительно независима от других, ее деятельность имеет смысл лишь при наличии целого, т. е. общества как системы.

Начнем с рассмотрения той подсистемы, которая обеспечивает выполнение функции приспособления общества к внешней среде. Любое человеческое сообщество состоит из индивидов, которые, чтобы физически существовать, нуждаются как минимум в пище. Чем суровее условия существования (например, чем холоднее климат), тем больше человеку необходимо средств защиты от среды. Это одежда, жилище, источники энергии, позволяющие обогревать жилище, орудия добычи питания и обработки земли. Даже этот примитивный набор условий человеческого выживания достаточен, чтобы определить, что функцию адаптации обеспечивает подсистема экономики. Разумеется, современная экономика вышла далеко за пределы минимальных условий поддержания жизни общества. Но, какие бы сложные формы она ни принимала, всегда и везде она обеспечивает человеческому обществу возможность выживать в окружающей среде.

Обращаясь к следующей подсистеме, отметим, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут действовать по-разному. В зависимости от понимания ситуации или в зависимости от тех выгод, которые они надеются сохранить или получить. Даже в самых небольших и примитивных по уровню развития человеческих обществах довольно часты разногласия по поводу того, что и как всем членам общества нужно делать. Если общество примитивно и невелико, то, как правило, находится вождь, который в любой ситуации ставит перед остальными цели, ради достижения которых все должны действовать. Но в обществах крупных, сложноорганизованных и высокоразвитых появление такого вождя практически невозможно. Один человек в таких обществах не вправе решать все за всех. А если такое происходит, то общество неминуемо приходит к катастрофе, как показывают примеры фашистской Италии в 1921 — 1943 гг. и нацистской Германии в 1933—1945 гг.

В современных обществах решение о том, какие цели выдвигать и как действовать ради их достижения, принимается с участием всех членов общества, обладающих гражданскими правами. Формы этого участия могут быть разными, итог всегда один — определенные группы людей, называемые парламентом и правительством, получают законное право (власть) формулировать общественно значимые цели и выбирать определенные способы их достижения. Все действия, которые люди совершают в процессе наделения таким правом той или иной группы, можно обобщить одним словом — «политика». А подсистему, отвечающую за целеполагание и целедостижение, мы назовем подсистемой политики.

Деятельность людей в подсистемах экономики и политики, как и в обществе в целом, может быть продуктивной только при условии, что все знают одни и те же нормы и все подчиняются им (институционализированным, даже в традиционных обществах, не имевших письменности). А также если все знают, кто и каким образом обеспечивает всеобщее соблюдение таких норм. Без выполнения этих условий людей, составляющих общество, невозможно будет объединить для выполнения функций адаптации и целедостижения. Ведь эти функции (как и вообще совместная жизнь людей) требуют четкого различения прав каждого участника того или иного вида деятельности, согласия одних подчиняться распоряжениям других, ответственности тех, кто принимает решения, перед всеми остальными. Без такого различения прав и обязанностей общество не сможет достичь единства в деятельности его членов. Следовательно, необходима подсистема права, содержащая в себе совокупность общеобязательных норм и правоприменительных институтов (прокуратура, суды). Эта подсистема и отвечает за функцию интеграции.

И наконец, последняя по очереди рассмотрения, но не по значимости подсистема. Она должна обеспечивать обществу функцию сохранения его в устойчивом виде, отличающем от всех других обществ. Иначе говоря — функцию сохранения образца. Какие институты в обществе могут взять на себя такую функцию? И что они должны делать? В самом общем виде ответ нам известен: они должны обеспечить новым поколениям возможность вхождения в мир старших поколений. Чтобы это происходило, каждое новое поколение должно воспринять ценности, нормы и систему ролей, уже освоенных старшим поколением. Ни в одном обществе не существует специальных учебников, содержащих описание всего этого. Но в любом стабильном обществе существуют такие институты, как семья, школа (включая и систему дошкольного воспитания), религиозные организации (церкви). С их помощью каждое новое поколение формирует себя в качестве членов именно этого общества, принимая и продолжая в будущем все его неповторимое своеобразие. За сохранение и трансляцию в будущее общества как собственного образца и отвечает подсистема социализации.

Поскольку все рассмотренные функции являются базисными для любого общества, то и обеспечивающие их выполнение подсистемы в равной степени важны. Ни одна не может быть подчинена другой, и лишь все вместе они образуют общество как эффективно действующую и развивающуюся систему.

Функцию адаптации общества выполняет подсистема экономики. Функцию целеполагания — подсистема политики. Функцию интеграции — подсистема права. Функцию сохранения образца — подсистема социализации.

Однако само общество внутри себя имеет разные механизмы действия, которые обязательно должны быть подчинены друг другу. Самым первым и самым очевидным механизмом действия выступает человек как простое физическое существо. Именно деятельность каждого из нас как физического существа обеспечивает обществу контакт с природой и преобразование природной среды в то, что принято называть второй природой или культурой.

Однако человек как анатомо-физическое существо — это всего лишь поведенческий организм. И он продуктивно действует лишь под контролем нашего сознания и воли. То есть над простейшим механизмом первичного действия нужно поставить наш сознательно-волевой комплекс и рассматривать человека как личностную систему.

Далее, мы уже видели, что отдельный человек в обществе появляется как результат процесса социализации. И на него постоянно воздействуют три остальные общественные подсистемы. Это значит, что каждый из нас, будучи неповторимой личностью, вместе с тем оказывается результатом воздействия всего общества в целом. Так что можно сказать, что общество контролирует наш сознательно-волевой комплекс.

А что способно контролировать само общество?






Для любых предложений по сайту: [email protected]