Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя
Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы - Структура современного общества. Общественное сознание
2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
Всякое человеческое общество возникло и существует лишь потому, что дает возможность людям совместно решать такие задачи, которые каждый человек не в состоянии решить в одиночку. Самые простые, исторически сложившиеся и очевидные из них — это защита от внешних врагов и гарантия внутреннего порядка, позволяющего жить в предсказуемом мире. Это значит, что люди, живущие совместно, заинтересованы в том, чтобы их общество продолжало существовать как можно дольше, обеспечивая условия для жизни все новым и новым поколениям, чтобы оно не разрушалось в процессе контактов с другими человеческими обществами или под воздействием неблагоприятной внешней среды (засуха, наводнения, землетрясения, эпидемии и т. д.).
Люди, образующие конкретное общество, — и ныне живущие, и их потомки — стремятся четко отделять себя от всех остальных. А это значит, что своеобразие данного общества должно сохраняться и наследоваться в виде собственного образца. Таким образом, сохранение себя в некоем постоянном виде, т. е. функция сохранения образца, — главнейшая функция всякого человеческого общества.
В условиях совместной жизни люди должны научиться действовать таким образом, чтобы действие каждого члена общества приносило какое-то благо обществу в целом. При этом совместная продуктивная деятельность людей не может строиться «по команде». Только некоторые виды обществ — древние восточные деспотии или тоталитарные общества ХХ в. использовали практику произвольного насилия и принуждения, исходившего из центра абсолютной власти. Однако именно применение насилия и неумение достичь нужного результата иными средствами в конечном счете и привело все эти общества к разрушению и гибели. Следовательно, деятельность людей в обществе должна быть внутренне скоординирована, чтобы она давала запланированный результат. Это значит, что общество должно быть внутренне соединено в единое целое, и функция интеграции есть вторая важнейшая функция человеческого общества.
Сохраняться обществу в неизменном виде, позволяющем отличать себя от других, и действовать скоординированно, а значит, результативно возможно лишь в одном случае, если оно действует не под влиянием сиюминутных интересов, а в соответствии с заранее определенными целями. И к тому же если выбранные цели располагаются в определенном порядке соподчиненности. Наличие такой системы целей всегда позволит обществу в любой сложившейся ситуации выбрать действия, необходимые для успешного решения конкретной проблемы. Исходя из изложенного следует, что третья важнейшая функция, характеризующая всякое человеческое общество, — это установление целей для действия, или целеполагание.
Любое человеческое общество живет в окружении других обществ и в определенной природной среде. И то и другое представляет для данного общества внешнюю среду. Она может быть благоприятной, но может оказаться и крайне агрессивной. Полностью изолировать себя от воздействий внешней среды не может никакое общество. Это относится и к самым закрытым обществам современного мира. (Среди них, например, Северная Корея, которая практически изолирована экономически, информационно и культурно от всего мира, что обусловлено особенностями ее тоталитарного политического режима. Вместе с тем существуют и общества, являющиеся закрытыми по объективным причинам. Это различные племена, живущие в непроходимых джунглях Амазонии или Юго-Восточной Азии.) Несмотря на свою обособленность, эти закрытые общества все равно испытывают определенные воздействия, к которым вынуждены приспосабливаться. Вот это умение найти формы продуктивного приспособления к внешней (социальной и природной) среде и предполагает четвертую базовую функцию всякого общества — функцию адаптации.
Итак, мы выделили четыре основные функции, без осуществления которых общество существовать не может. Это функции координации и интеграции, целеполагания и адаптации.
Может сложиться впечатление, что различные традиционные общества, например племя яномами в лесах Бразилии, вне целеполагания, озабоченное лишь охотой, собирательством и рыболовством. Но в своей общности это племя ориентируется на целеполагание, в основе которого — выжить в сложных природных условиях, сохранив себя как общество.
Точно так же мы обнаруживаем все основные функции и у сообществ, которые ведут замкнутый и традиционный образ жизни, входя при этом в состав общества современного. Такова, например, религиозная община «амиш», представители которой живут в ряде американских штатов.
Теперь необходимо выяснить, какие структурные элементы отвечают за выполнение вышеперечисленных функций.
Первый структурный элемент — единая система ценностей, которые воспринимаются всеми членами общества как не подлежащие критике и придающие смысл человеческому существованию. Без такой единой системы ни одна из функций не могла бы быть выполнена, потому что люди, видящие смысл жизни по-разному, не могут объединяться, слаженно действовать, выдвигать общие цели и, следовательно, приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Если, например, для одних высшей ценностью является личное богатство, а для других — общественная справедливость, то те и другие всегда будут действовать по-разному в одних и тех же условиях. Общество, состоящее из таких людей, неизбежно распадется. Именно подобные противоречия приводили к множественным конфликтам, которые в итоге перерастали в революции и гражданские войны, неспособности противостоять агрессии иных, внешних, обществ, исчезновению культур, их трансформации.
Второй структурный элемент — набор правил взаимодействия между людьми, соблюдение которых не требует постоянного контроля и принуждения. Такие правила дают возможность людям, принадлежащим к одному обществу, в повседневной жизни в любых ситуациях предвидеть действия других и самим действовать предсказуемым образом для других. Такой набор устойчивых правил взаимодействия в теории общества принято называть институционализированными нормами. Например, и в традиционных, и в современных обществах принято уважать людей старшего возраста, и от младших поколений ожидается соответствующее поведение в общении со старшими. Нет закона, по которому молодые люди обязаны уступать места в общественном транспорте людям пожилым. Но существует неписаное правило, которое и выражает эту институционализированную норму.
Третий структурный элемент — группы людей, объединенных ради выполнения различных функций. Такие группы называются коллективами. Самый близкий пример — это учительский коллектив школы, который объединен в процессе выполнения важнейшей функции передачи знаний и умений новому поколению.
Наконец, четвертый структурный элемент — формы стандартного поведения людей в стандартных ситуациях общения. Эти формы называются ролями. Например, одна из таких ролей — ученик. Она предполагает, что в определенном возрасте ребенок не просто начинает регулярно ходить в здание, которое называется «школа» (или «лицей» и т. д.). Стать учеником означает, что учителя в первую очередь и все общество в целом ожидают от этого ребенка исполнения роли учащегося — того, кто обучается накопленным предками знаниям и практическому опыту. Наличие этой и многих других ролей помогает общаться даже совершенно незнакомым людям и всем членам общества выполнять взаимополезные действия так, как будто они кем-то заранее продуманы и скоординированы. На самом же деле в обществе нет и не может быть никакого «координатора». Просто каждое новое поколение, взрослея, проходит своего рода школу обучения этим ролям, следуя примеру старших. Этот процесс называется социализацией, именно он превращает ребенка во взрослого человека.
Условия, необходимые для выполнения обществом своих базовых функций, — единая система ценностей, институционализированные нормы, коллективы, роли.