Лидеры и элиты в политической жизни - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Лидеры и элиты в политической жизни - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с характерными чертами политической элиты, показать разницу между элитой и контрэлитой, выявить сущность политического лидерства, охарактеризовать типы политических лидеров, показать механизм создания имиджа политического лидера; 2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к политическим элитам и лидерам. Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-рассуждение.

Ход уроков

I. Организационный момент

Вслед за политическими партиями необходимо выделить и таких персонажей политического театра, как солисты - главные действующие лица. Это лидеры. Каждый из них представляет собой определенную политическую линию, модель развития общества. Что важнее - герой, вождь или толпа, которая его боготворит и возносит? Об этом спорили на протяжении веков многие мыслители. Поговорим об этом и мы на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Лидеры и элиты в политической жизни».

План уроков

1. Политическая элита.

2. Политическое лидерство, роль политического лидера.

3. Типы лидерства.

4. Группы давления.


II. Изучение нового материала

1. Политическая элита

Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современном обществе широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты.

Элита - в переводе с французского означает «лучшее», «избранное».

Политическая элита - группа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Работая с пунктом 1 § 23, заполните таблицу «Взгляды мыслителей на теорию элит».


Взгляды мыслителей на теорию элит


Мыслитель

Сущность учения

Г. Моска (1858-1941)

На всех этапах истории власть всегда находится в руках меньшинства и никогда - в руках большинства. Она может переходить от одного меньшинства к другому меньшинству, но никогда к большинству. Общество согласно этой теории делится на правящий, относительно малочисленный класс и класс управляемых, составляющий большинство общества. Моска считал, что в элиту входят люди, способные к управлению другими людьми. Из остальной части общества ее выделяют сплоченность, организованность, материальное, моральное и интеллектуальное превосходство

В. Парето (1848-1923)

Кроме правящей элиты в обществе образуется оппозиционная элита, или контрэлита. В нее входят авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их социальный статус и существующие в обществе барьеры перекрыли доступ к сфере управления. Контрэлита стремится к власти, и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. История, согласно Парето, - это история постоянной «циркуляции элит», которая происходит в периоды революционных потрясений


В XX в. теория элит получила дальнейшее развитие. Большинство ученых-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты - принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в политическую элиту входят главы государств и правительств, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В разных странах политическая элита может насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

- Чем объясняется появление элит? (Примерный ответ. Причины возникновения элит: 1) потребность в существовании людей, обладающих специальными знаниями, навыками, опытом, позволяющими им осуществлять управленческие функции; 2) существование разделения на управляющих и управляемых; 3) неравенство психических, социальных и иных условий; 4) высокая оценка и стимулирование управленческого труда в обществе; 5) пассивность широких слоев населения.)

Сегодня в мире существует множество разновидностей элит:

• экономическая;

• военная;

• информационная;

• административная;

• научная;

• идеологическая.

- Предположите, как представители этих элит влияют на политическую жизнь?

- А как формируется политическая элита? Приведите примеры.

- Дайте характеристику политической элиты современной России. Определите ее положительные и отрицательные черты.


2. Политическое лидерство, роль политического лидера

Известно выражение, принадлежащее О. Бисмарку: «Каждый народ заслуживает своего вождя», перефразировавшему ставшую крылатой фразу Г. Гегеля: «Каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет». Во многом это утверждение вполне справедливо. Образ лидера, его личность, его идеи не возникают из ничего, на пустом месте. Лидерство - отражение той эпохи, той страны и того народа, которые возносят лидера на политический олимп. Критикуя лидера или, напротив, прославляя его, народ прежде всего должен посмотреть на самого себя, постараться разобраться в себе. И тем не менее принижать роль и значение лидера нельзя. Он сосредоточивает политическую волю поколения, отражает веления времени. По остроумному замечанию немецкого философа Г. Гегеля, «сквозь стенки сердца великого человека, как сквозь скорлупу ореха, стучится мировой дух». Лидер словно сосуд, в котором концентрируется все, чем располагает - в избытке или недостатке - конкретная эпоха.

Давайте вместе исследуем сущность и природу лидерства и те роли, которые он выполняет. Для этого вы, разбившись на четыре группы, работаете с пунктом 2 § 23 и дополнительным материалом, внимательно его изучаете и выполняете задания.

Дополнительный материал для первой группы Факторы, влияющие на лидеров

Помимо теории черт, т. е. врожденных и отшлифованных воспитанием особых способностей и дарований лидера, возникают теории, в которых главными в явлении лидерства признаются именно ведомые - те, кто следует за лидером.

Нет врожденных черт и качеств лидера, а есть определенные требования народа, веления времени. Исходя из этого лидером может стать тот человек, который способен выразить, воплотить в действия настроения многих. Именно так стали лидерами журналист Камилл Демулен (1760-1794), призывавший парижан к оружию в день 14 июля 1789 г.; и блестящий оратор Жорж Дантон (1753-1794), вдохновивший народ на отпор врагам французской революции словами: «Смелость, еще раз смелость, всегда смелость!»

Лидерство в современном понимании - это сложный процесс взаимодействия личности, обстоятельств, среды, их сочетания и переплетения. В науке определяется целая группа факторов, на основе которых можно составить типологию политического лидерства, т. е. выделить определенные типы лидеров. К таким факторам относятся:

1) эпоха, цивилизованность общества, исторические, геополитические условия:

2) масштабы лидерства; лидер может быть групповым, национальным и государственным;

3) отношение к закону, степень формализации лидерства: лидеры могут быть формальными, т. е. их положение определяется и регламентируется законом, и неформальными - фактическими лидерами в своих группах.

Вопросы

1. Что собой представляет теория черт?

2. Объясните смысл теории ведомых. Приведите примеры. Согласны ли вы с такой трактовкой?

3. Что такое лидерство в современном понимании?

4. Какие факторы определяют типологию политического лидерства? Проанализируйте их.


Дополнительный материал для второй группы

Современное лидерство

С усложнением политической жизни меняются положение и роль лидеров. Они становятся все более зависимыми от ведомых, от своих последователей. Появляются и новые типы политических лидеров:

1) лидер партии;

2) лидер профсоюзов;

3) лидер предпринимательской организации;

4) лидер общественного движения;

5) лидер политического клуба, ассоциации.

Борьба между лидерами за власть становится все более изощренной, возрастает и оттачивается их политическое мастерство. Лидерство приобретает все более публичный характер (не путайте с открытым), так как истинное лицо политика по-прежнему в тени, а еще более в тени те, кто стоит за ним.

На каждого лидера трудятся целые центры, которые разрабатывают его программу, заявления, создают имидж. Выбираются даже модель прически, фасон костюма, манера движения, улыбок, пожатия рук. Вплоть до того, что лидерам даются четкие установки типа: все ли пуговицы его пиджака должны быть застегнуты или одну следует оставить незастегнутой - так демократичнее. В погоне за популярностью лидеры посещают дома простых людей, танцуют рок-н-ролл, играют на духовых музыкальных инструментах в оркестре, бегают по теннисному корту с ракеткой, купаются в проруби - все средства хороши, лишь бы цель была достигнута.

Лидерам составляют речи, все больший вес приобретают их команды, лидерство становится как бы коллективным. Значительное внимание уделяется сегодня разработке специальных методик обучения лидеров приемам публичного выступления, проведения пресс-конференций. Их обучают правильно ставить ноги, для этого изготавливаются специальные трибуны, которые открывают ноги и позволяют инструктору следить за тем, чтобы политический оратор не переминался с ноги на ногу, не стоял на одной ноге в позе аиста. Отрабатываются положение головы, осанка, взгляд. Например, при публичном выступлении нельзя говорить себе под нос, опускать подбородок - это приведет к тому, что ваша речь прозвучит глухо, вы станете проглатывать звуки и впечатление от сказанного скорее всего будет негативным.

Выступления и речи политики репетируют для трех аудиторий: доброжелательной, состоящей из сторонников, нейтральной - из тех, кто их (политиков) не знает и потому безразличен к ним, и, наконец, недоброжелательной, состоящей из противников данного курса. Каждое выступление политика должно отличаться своей спецификой в зависимости от характера и настроя слушателей.

Имиджмейкеры - люди, которые профессионально занимаются созданием образа политического лидера, сегодня активно влияют на расстановку политических сил в обществе.

Вопросы

1. Как изменяется положение лидеров в современной жизни?

2. Какие новые типы появляются?

3. Охарактеризуйте механизм борьбы за лидерство на современном этапе.

4. Что такое имидж политического лидера? Как он создается?

5. Кто такие имиджмейкеры?


Дополнительный материал для третьей группы

Категории лидеров и их качества в современную эпоху

В современном мире стали выделять такие типы лидерства.

Лидер-знаменосец - человек, выдвигающий идею и ведущий за ней своих последователей.

Лидер-пожарный, который способен проявить себя лишь в годы кризиса в переломный момент в истории страны, в экстремальной ситуации. Благодаря своей воле, силе он может сплотить народ в трудные времена и помочь ему преодолеть их. Такой лидер способен нарушить традиционное соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку слишком многое он берет на себя. Но, как правило, в нормальное, спокойное время, после выхода из кризиса подобным лидерам все труднее становится найти поддержку в народе. Они умеют преодолевать трудности и помогать в этом другим, организовывать их в самых сложных ситуациях; когда трудности исчезают, не станут же они создавать их искусственно, чтобы сохранить свое положение. Железная рука нужна далеко не всегда и не во всем.

В числе лидеров есть и такие, которые, напротив, уверенно плывут по течению и хороши для спокойного, плавного, размеренного хода событий. А в годы смут и потрясений они могут растеряться и вряд ли захотят (или смогут) оставаться на своих местах.

Есть лидеры, подобные таранам; их задача - сокрушить старое, вести борьбу с отжившими порядками и теми, кто их поддерживает. Когда же старое разрушено, им трудно создать концепцию нового и руководить его строительством. Они выросли и сформировались как лидеры именно в стихии борьбы, она их питала, воспитывала, пестовала, учила держать удар и метко наносить ответный. Когда бороться больше не с кем, тогда приходится искать или создавать себе новых врагов, чтобы не растерять квалификации лидера-борца и не стать ненужным людям.

Лидеры-популисты, как правило, играют на сиюминутных интересах народа. Они подобны флюгеру: куда подует ветер, туда они и развернутся, таким лидерам важно сохранить власть и авторитет. У них нет постоянных, раз и навсегда утвердившихся в их сознании идей, программ, представлений, а соответственно, и целей.

Выделяют лидеров-идеологов, которые, напротив, остаются верными своим принципам и идеям даже в ущерб популярности и под угрозой утраты власти. Лидер современных российских большевиков Н. А. Андреева еще в конце 1980-х гг. написала статью под характерным названием «Не могу поступиться принципами». И она действительно ими не поступается, а продолжает их отстаивать.

Бывают лидеры-соглашатели и лидеры-фанатики, лидеры-догматики и лидеры-коньюнктурщики, оперативно реагирующие на изменение обстановки. Как сориентироваться в этом разнообразии претендентов на лидерство? Как понять, кто из них действительно может стать и быть настоящим лидером сегодня, кто может реально помочь народу справиться с нынешними трудностями? Наша ответственность в решении этих вопросов крайне велика.

Вопросы

1. Назовите типы лидерства, которые выделяют в современном мире.

2. Проанализируйте представленные типы.

3. Какие из них вам импонируют, а какие нет? Свой выбор подтвердите. Приведите примеры.


Дополнительный материал для четвертой группы

Качества лидеров

Качества политического лидера (по опросам населения):

1) профессионализм, подготовленность к исполнению политической должности;

2) информированность в области политических знаний;

3) умение и готовность проявить инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность;

4) влияние, оказываемое лидером на политический процесс, должно быть не мнимым, а реальным, весомым;

5) готовность и отсутствие боязни нести ответственность за своих последователей;

6) способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс;

7) способность к политическому творчеству, умения выдвигать, совершенствовать и реализовывать новые идеи;

8) обладание политической интуицией и острым чувством политического времени;

9) способность своими словами и действиями убеждать и увлекать за собой людей;

10) обладание доверием людей: лидер должен быть человеком честным, порядочным, не взяточником и не жуликом.

В условиях открытого демократического общества многие заповеди Н. Макиавелли, хотя далеко не все, устарели. На обмане и плутовстве стабильной популярности себе в народе уже не заработать. Обман раскроется, и тогда вступит в силу вечное правило: «Единожды солгавший, кто тебе поверит!»

Вопросы

1. Назовите качества политического лидера, которые были установлены согласно социологическому опросу?

2. Согласны ли вы с результатами опроса?

3. Можете ли вы дополнить данный список. Свой выбор обоснуйте.


3. Типы лидерства

В политологии существуют различные подходы к определению типов лидерства. Посмотрите на схему и дайте их характеристику.



4. Группы давления

Коридоры власти привлекают не только политические партии, которые открыто провозглашают своей целью борьбу за власть и удержание ее. Помимо партий существуют организации, которые прямо не заявляют о том, что стремятся завладеть властью. Более того, они могут ставить и неполитические задачи, к примеру экономические, культурные. Но зачастую оказывается, что добиться этих целей можно, только осуществляя влияние на власть, на принятие ею политических решений.

Однако если для партии политика - это главная цель, ради которой она живет и действует, то чем является политика для данных групп? По всей видимости, она служит для них средством достижения целей, которые могут быть не собственно политическими, а экономическими, культурными, экологическими. Англичане обозначают подобные группы словом «лобби». Так называлась площадка, на которой собирались депутаты английского парламента в перерывах между заседаниями. Именно здесь с ними можно было пообщаться, попытаться оказать на них давление для принятия того или иного решения. Но в современном политическом лексиконе слово «лобби» имеет совершенно иное значение. Нам необходимо понять его, поскольку подобные организации, группы появились сегодня и у нас в стране, даже разрабатывается проект закона о лоббизме. С экранов телевизоров, со страниц газет нам практически ежедневно сообщают о требованиях аграрного лобби, лобби естественных монополистов (производители и поставщики топливно-энергетических ресурсов и сырья на рынок страны). Можно услышать и о военно-промышленном лобби, а также о влиянии, оказываемом на политику правящих кругов со стороны мафиозных, криминальных структур.

Так что же такое лобб»? Лоббирование - это «продавливание» определенными группами людей своих требований путем привлечения на свою сторону влиятельных политических деятелей. Лоббизм в современном мире получил довольно широкое распространение. В некоторых странах, например в США, разработаны и приняты специальные законы о лоббировании, официально признающие данное явление и регламентирующее его.

- Предположите, какие основные признаки имеют группы давления. (Организованность, наличие цели, эффективность оказываемого давления.)

Условно группы давления подразделяют:

1) на группы, отстаивающие материальные интересы:

а) профессиональные союзы;

б) предпринимательские союзы;

2) группы, защищающие моральные интересы.

Таким образом, группы давления играют в обществе связующую роль. Осуществляемая через них связь власти и народа дает возможность властям получить достоверную и обстоятельную информацию о реальных общественных интересах, учесть их при разработке и принятии политических решений, законов.


III. Итог уроков

- Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен? Почему?

- Как вы думаете, хорошо или плохо, когда на троне - философ? Свое мнение аргументируйте.

- Как вы думаете, способен ли человек, пришедший во власть, не испортиться, противостоять ее разлагающему влиянию?

- Что значит: «Абсолютная власть развращает абсолютно»? Проиллюстрируйте это правило примерами из истории.

На вопрос о том, как нужно управлять государством, философ Конфуций отвечал: «Управлять - значит поступать правильно... Поступать правильно - это когда ближние довольны, а дальние привлекаются, тянутся... Важно обеспечить свой народ пищей, оружием и завоевать его доверие.

А как завоевать доверие народа?

Следует проявлять заботу о людях. Поступать согласно традициям и ритуалам, принятым в стране. Заниматься самообразованием и самоусовершенствованием; тому, кто постоянно работает над собой, не будет трудностей в управлении».

- Сохранили ли советы Конфуция актуальность в наши дни? Аргументируйте свой ответ. Какие, по-вашему мнению, традиции и ритуалы должен соблюдать правитель, а какие не должен? Почему, с вашей точки зрения, столь много внимания Конфуций уделял самоусовершенствованию лидера?

- В политике используют цветовую гамму - «красные», «коричневые», «черные», «белые», «зеленые» и др. Как соотнести подобные эпитеты с политическими движениями? Может ли политик или государственный деятель быть «бесцветным»? Кого бы вы назвали так из современных лидеров?


Домашнее задание

Выучите § 23, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]