Выборы в демократическом обществе - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Выборы в демократическом обществе - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с сущностью избирательной системы, показать этапы избирательной кампании, механизмы ее проведения; 2) развивать умения обобщать и систематизировать знания, участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы; 3) формировать отношение к процессу избирательной кампании.

Оборудование: схемы, пакет с дополнительными материалами.

Тип уроков: урок-практикум.

Ход уроков

I. Организационный момент

Помимо главных действующих лиц, определяющих политическое действо на сцене борьбы за власть, есть и другие персонажи. Их много, им несть числа. Это все мы вместе и каждый из нас в отдельности. Да, мы не зрители, сидящие в зрительном зале и внимательно или отстраненно, иногда с замиранием сердца, а иногда равнодушно следящие за перипетиями развертывающейся перед нашими глазами драмы. Мы вовлечены в политическую жизнь, мы оказываемся либо «за», либо «против». Даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане - обыватели, со своими каждодневными житейскими проблемами, то мы все равно включены в политическую жизнь. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю».

Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника, в актера политического спектакля, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Как же это происходит? Какие проблемы и трудности нас подстерегают на этом пути? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе».

План уроков

1. Избирательная система.

2. Избирательная кампания.

3. Политические технологии избирателя.


II. Изучение нового материала

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

- Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

- Видите, - сказал тогда Конфуций, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

Все кажется предельно простым... Нет на свете ничего более справедливого и прекрасного, чем выстраданная веками демократия. Однако на деле обстоит несколько иначе... А. М. Пятигорский пишет: «Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. История XX в. показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана несвободными людьми... Свобода становится все более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге XXI века новым тоталитаризмом...» Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся определить проблемы, связанные с участием избирателей в политической жизни, и выработать собственное понимание путей их решения.

1. Избирательная система

Перед вами на рабочих столах схема. Внимательно изучите ее и ответьте на вопросы.



Вопросы

1. Что такое избирательная система?

2. Из каких структурных компонентов она состоит?

3. Что подразумевает избирательное право в узком смысле?

4. Что подразумевает избирательное право в широком смысле?

5. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?

6. Почему избирательный процесс характеризуют как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы?

7. Вспомните, какие типы избирательных систем выработала международная политическая практика.

8. В чем достоинства и недостатки каждого из них?

9. Можно ли создать идеальную избирательную систему?


2. Избирательная кампания

Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.

Разбившись на четыре группы, изучите материал пункта 2 § 24 и подробно охарактеризуйте и проанализируйте этапы избирательной кампании.

Первая группа - характеристика и анализ организационного этапа.

Вторая группа - характеристика и анализ этапа регистрации кандидатов в депутаты или на выборную должность.

Третья группа - характеристика и анализ этапа предвыборной агитации.

Четвертая группа - характеристика и анализ этапа голосования и результатов.


Вопросы и задания для первой группы

1. Перечислите организационные мероприятия.

2. Что служит началом избирательной кампании?

3. За сколько времени объявляют о начале выборов?

4. Как осуществляются выборы нижней палаты парламента РФ и Президента РФ?

5. Где обычно располагаются избирательные участки?

6. Каков численный состав избирательного участка?

7. Кто и как осуществляет подготовку и проведение выборов в России?

8. Как вы считаете, так ли уж важно строго придерживаться столь строгой и системной процедуры? Свое мнение аргументируйте.


Вопросы и задания для второй группы

1. Кому принадлежит право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы?

2. Охарактеризуйте и проанализируйте новые подходы выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ.

3. Считаете ли вы эти изменения демократичными? Свое мнение подтвердите.

4. Кто и как должен регистрировать выдвинутый список кандидатов?

5. Опишите процедуру выдвижения кандидатуры на пост Президента РФ.

6. В чем вы видите сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных объединений и высшего должностного лица?


Вопросы и задания для третьей группы

1. Когда начинается предвыборная агитация?

2. В чем ее смысл?

3. Назовите формы проведения предвыборной агитации.

4. Какую роль играют СМИ в этом процессе?

5. Считаете ли вы корректными сравнение конкурентной борьбы между политическими соперниками с традиционным рынком? Свое мнение аргументируйте.

6. Что такое политический маркетинг?

7. Приведите примеры технологий, которые используют имиджмейкеры для того, чтобы кандидат выглядел привлекательно и набирал большее количество голосов.

8. Что такое «грязные технологии»? Приведите примеры.

9. Как вы к ним относитесь? Почему?

10. Можно ли в предвыборной кампании использовать принцип «для победы все средства хороши»? Свое мнение аргументируйте.


Вопросы и задания для четвертой группы

1. Когда заканчивается предвыборная агитация?

2. Для чего государство устанавливает этот срок?

3. Что такое абсентеизм?

4. Считаете ли вы абсентеизм серьезной проблемой избирательных кампаний? Почему?

5. Какие последствия имеет это явление для избирателя? для общества? Ответ поясните.

6. В чем кроются причины абсентеизма?

7. Почему, по вашему мнению, молодежь проявляет равнодушие к выборам?

8. Какую закономерность установили социологи? Согласны ли вы с их выводами?

9. Чем определяются результаты выборов?

10. Как осуществляется распределение депутатских мандатов после голосования?

11. Опишите механизм голосования на выборах Президента РФ.

12. Когда считается, что выборы закончены?


3. Политические технологии избирателя

Итак, вы пришли на выборы. Одна группа класса должна отдать свой голос за депутата в парламент Российской Федерации, вторая - будет выбирать Президента Российской Федерации.

Работая с пунктом 3 § 24 и учитывая повседневный опыт выборов в стране, выработайте свои собственные политические технологии голосования. «Нарисуйте» политический портрет депутата Госдумы (первая группа) и Президента РФ (вторая группа). Представьте свою работу.


Презентация работы первой группы

Политические технологии избирателя на выборах в Государственную Думу:

1. Внимательно изучить название, лозунги и эмблемы избирательных объединений.

2. Критически проанализировать внешние атрибуты избирательного блока.

3. Получить подробные общие сведения о партийном объединении:

• кто его лидер?

• баллотировался ли этот блок раньше в парламент?

• как проявила себя партийная фракция в его работе?

4. Иметь представление о предвыборной платформе (программе) избирательного объединения:

• как оно оценивает современное положение дел в стране?

• какие общественные проблемы и как собирается решать?

• какие из проблем считает приоритетными?

• в чем видит основной результат реализации программы?

• насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции?

5. Сопоставить полученную информацию со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями.

6. Проанализировать списочный состав претендентов на власть.

7. Проверить наличие в списке знакомых кандидатов, проанализировать их деятельность в Государственной Думе предыдущего созыва.

8. При наличии незнакомых фамилий обратиться к их биографии, обратив внимание на возраст, образование, опыт ит. д.

Группа выявляет в кандидате в депутаты Госдумы следующие черты:

• ответственность;

• внимательность;

• политическая грамотность;

• интерес к гражданам своей страны;

• ораторские способности и т. д.


Презентация работы второй группы

Политические технологии избирателя на выборах Президента РФ:

1. Анализ предвыборных заявлений кандидата.

2. Анализ личностных качеств.

3. Анализ семейного положения.

4. Наличие собственной новаторской программы, отвечающей интересам избирателей.

5. Способность выражать и отстаивать интересы определенных социальных групп.

6. Необходимый уровень политической культуры.

7. Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе.

Группа выявляет в кандидате в Президенты РФ следующие черты:

• решительность;

• умение взять ответственность на себя;

• сильная воля;

• честность;

• самостоятельность;

• умение прислушиваться к мнению других людей;

• жесткость в проведении своей линии;

• умение заглянуть в завтрашний день и т. д.

Практикум. Ролевая игра «Выборы».


III. Итог уроков

Итак, роль избирателя непроста, и к ней надо готовиться. Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет школы и вам предстоит выступить с конкретной программой совершенствования школьной жизни. Разработайте проект этой программы.


Домашнее задание

Выучите § 24, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]