Человек в политической жизни - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Человек в политической жизни - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; 2) развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-рассуждение.

Ход уроков

I. Организационный момент

Какую роль играет человек в политической жизни? Способен ли он изменить ход событий? Задумаемся вместе над этими проблемами.

Тема урока: «Человек в политической жизни».

План уроков

1. Политическое участие.

2. Понятие политической культуры.

3. Типология политических культур.


II. Изучение нового материала

1. Политическое участие

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

- Как вы думаете, все ли из нас одинаково участвуют в политике?

- Чем объясняется различный объем участия граждан в политической жизни страны? Ответ поясните.

(По ходу ответов учеников выстраивается схема.)



Таким образом, политическое участие:

• это всегда конкретное действие;

• преимущественно осуществляется добровольно;

• является действительным, а не фиктивным.

Работая с материалом учебника на с. 257, назовите, охарактеризуйте и проанализируйте пять типов личности в зависимости от степени их участия в политической жизни страны.

Что же заставляет человека участвовать в политической жизни? Перед вами на рабочих столах лежит рабочий материал. Внимательно его изучите и обсудите в группах наиболее типичные мотивы участия избирателя в выборах. Можете добавлять собственные суждения.

Рабочий материал

Предполагаемые мотивы:

• удовлетворение потребности в общении (человек получает возможность вступать в контакт с большими группами людей, приобщаться к их интересам и влиять на них);

• реализация собственных интересов и потребностей (голосуя на выборах за того или иного кандидата, ту или иную партию, избиратель голосует не только и не столько за симпатичного ему политика или лидера партии, сколько за ту программу, которая соответствует его потребностям и интересам);

• альтруистические мотивы (борьба за справедливость);

• эгоистические устремления (стремление к власти, богатству, известности);

• стремление к самовыражению, самоутверждению;

• чувство самосохранения (страх перед возможным насилием, голодом, всеобщим уничтожением);

• сознательный выбор активной роли в преобразовании страны (понимание личной ответственности за ее судьбу, за новые пути ее развития);

• исполнение гражданского долга;

• любознательность.

Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где рассматривают факторы участия в политической жизни страны. Вопрос поставлен следующим образом: участие в выборах - это:

1. Долг?

2. Ответственность?

3. Свобода?

- Какую позицию занимаете вы? Почему?


2. Понятие политической культуры

Политическая культура рассматривается на двух уровнях:

• личности;

• общества.

Перед вами на столах рабочие материалы, внимательно их изучите и ответьте на вопросы.


Политическая культура и ее функции



Вопросы

1. Что такое политическая культура?

2. Назовите ее компоненты.

3. Назовите и охарактеризуйте функции политической культуры.

4. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему?

5. Предположите, что может влиять на уровень развития политической культуры. {Примерный ответ. Субъекты и факторы формирования политической культуры: 1. Политические субъекты: государство, политические партии и движения, СМИ. 2. Неполитические субъекты: семья, церковь, деловые круги, мир бизнеса, научная и культурная элита общества. 3. Политический режим страны. 4. Политическая символика (герб, гимн, флаг, государственные ритуалы). 5. Язык, традиции. 6. Географический фактор.)

Политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закрепленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществования старого и нового. Так, в республике могут быть представлены монархические взгляды, высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают политические субкультуры - относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в результате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладающих характеристик, придающих ей особый колорит и своеобразие во взаимоотношениях государства и граждан. Например, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличают преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой нации, твердая республиканская традиция.


3. Типология политических культур

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Но чаще всего в литературе вы встретите следующую типологию. Рассмотрите таблицу «Типы политических культур».


Типы политических культур


Патриархальный тип

Подданнический тип

Активистский тип

1. Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.

2. Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

3. Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии

1. Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.

2. Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе

1. Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.

2. Человек стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборы, демонстрации и т. д.).

3. Человек активно, сознательно участвует в политических процессах в обществе


Работая с последним пунктом § 25, заполните таблицу «Типология политических культур».


Типология политических культур


Тоталитарная

Авторитарная

Демократическая





- Охарактеризуйте современную российскую политическую культуру. Какие особенности она имеет?


III. Итог уроков

Философы древности выделили три ценности, в которых реализуется активность человека: истину, добро, красоту. Истина-это результат познавательной деятельности, добро - результат практической деятельности, красота - художественно-творческой.

- Соотнесите данные ценности с активностью человека в политической жизни страны.

- Изложите свое понимание выражения американского писателя Роберта Пена Уоррена: «Политика - это всегда выбор, но что выбираем, решаем не мы». Как это высказывание соотносится с гражданской позицией?

- Прочитайте выражения известных личностей и задумайтесь над их смыслом. Какое вам кажется наиболее убедительным и почему?

A. «Что собственною волей избирает человек, то и любит он» (В. Ф. Малиновский).

Б. «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (П. Питер).

B. «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» Щ. Нейтан).

Г. «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны» (Дж. Кеннеди).


Домашнее задание

Выучите § 25, выполните задания. Напишите эссе на тему «Когда я не голосую, на самом деле я все-таки голосую».






Для любых предложений по сайту: [email protected]