Происхождение права - МОДУЛЬ «ПРАВО»

Обществознание 11 класс - поурочные разработки

Происхождение права - МОДУЛЬ «ПРАВО»

Основные дидактические единицы:

• право в системе социальных норм;

• система права;

• основные отрасли, институты;

• источники права;

• правовые акты;

• правоотношения;

• правонарушения;

• конституция в иерархии нормативных актов;

• публичное и частное право;

• юридическая ответственность и ее виды;

• основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации;

• основы конституционного строя Российской Федерации;

• принцип разделения властей;

• правовой статус личности;

• международные документы по правам человека;

• система судебной защиты прав человека;

• правовые основы брака и семьи;

• федерация, ее субъекты;

• система высших органов власти в Российской Федерации: образование, компетенция;

• институт президентства;

• правоохранительные органы;

• международное гуманитарное право;

• правовая культура.

В результате изучения модуля учащиеся должны уметь:

• называть основные отрасли права;

• характеризовать структуру и функции органов власти Российской Федерации;

• называть важнейшие права личности;

• соотносить правонарушение с видом юридической ответственности;

• выделять в тексте оценочные суждения по правовым вопросам;

• характеризовать международное гуманитарное право;

• оперировать юридическими терминами при решении задач правового практикума;

• характеризовать человека как гражданина.


Урок 1. Происхождение права


Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

В. Соловьев


Цели: ознакомить с содержанием курса «Обществознание»; показать сущность основных теорий происхождения права; формировать навыки по основам правовой культуры.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель знакомит с целями и задачами курса, с критериями оценок; предлагает темы рефератов. Важно подчеркнуть, что для успешной сдачи Единого государственного экзамена необходимо использовать дополнительную литературу.

Затем учитель напоминает свои требования к ведению тетрадей, сообщает названия тематических папок с материалами средств массовой информации (СМИ), которые являются групповыми заданиями (наполнение папок материалами).


II. Тестирование «Оцени свой уровень правовой культуры»

На вопросы теста следует давать ответы «да», «нет», «не знаю», «не уверен».

1. Интересует ли тебя юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т. д.)?

2. Часто ли вы специально смотрите телепередачи о праве, законах («Человек и закон», «Дежурная часть» и др.)?

3. Часто ли читаете популярную литературу о праве, законности, правопорядке?

4. Есть ли у вас убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?

5. Испытываете ли вы возмущение или неприятное чувство, когда узнаете об очередном грубом правонарушении?

6. Вы хорошо представляете себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права?

7. Вы неплохо знаете основные нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного).

8. Когда идет предвыборная кампания или подготовка к референдуму, вы интересуетесь ее развитием.

9. Вы считаете, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.

10. В будущем вы хотели бы принимать активное участие в политической жизни региона на основе хорошего знания права.

Каждый ответ «да» оценивается 3 баллами, «нет» - 1 баллом, «не знаю», «не уверен» - 2 баллами.

Уровни правовой культуры

26-30 баллов - уровень вашей правовой культуры достаточно высокий.

16-25 баллов - правовая сфера у вас вызывает определенный интерес, но предстоит много освоить в этой области.

Менее 15 баллов - ваши интересы далеки от права.

После завершения тестирования и подсчета баллов учитель просит поднять руки учащихся, набравших свыше 16 баллов, и в зависимости от количества поднятых рук формулирует главную образовательно-воспитательную задачу изучения модуля «Право».


III. Изучение нового материала

План

1. Понятие права.

2. Основные теории происхождения права.

3. Роль права в жизни общества.


1. Понятие права

Все живые существа в природе имеют программу поведения, заложенную в их наследственном механизме. Эта программа реализуется через систему инстинктов, обеспечивающих удовлетворение необходимых жизненных потребностей. Сила инстинктов такова, что животное не может от них воздержаться или их нарушить. Например, пока хищник сыт, он не будет набрасываться на животное, находящееся рядом с ним. Антилопа щиплет траву под носом у спящего льва. Но стоит инстинкту голода проснуться, антилопе не спастись. В погоне за добычей хищник развивает скорость до 100 км в час.

Наследственные механизмы обеспечивают животным гармоничное существование в их естественной среде обитания - природе. Можно предвидеть реакцию животных на различную ситуацию. На этом основано обучение правилам охоты.

У человека как биологического существа тоже есть инстинкты, которые регулируют элементарные жизненные потребности.

- Как вы думаете, чем инстинкты человека отличаются от инстинктов других живых существ? (Инстинкты человека гипертрофированы, т. е. либо ослаблены, либо проявляются более ярко. Человек может контролировать проявление инстинктов, например приглушить чувство голода.)

На определенном этапе своего развития человек ослабил связь с естественной средой обитания и был вынужден создавать искусственную среду, которую мы называем культурой. Люди были вынуждены создать правила отношений между собой. Самые древние правила поведения людей и их отношения друг к другу - обычаи. Например, обычай говорить «здравствуйте» при встрече, даже если нам этот человек несимпатичен. Обычай вырабатывал стереотип поведения и определял принадлежность человека к данной общине или какой-нибудь другой группе людей.

(Учитель просит привести соответствующие примеры.)

Следующая по времени возникновения система правил поведения - мораль.

Мораль, или нравственность, ставит человека в ситуацию выбора: на основе своих нравственных представлений человек должен поступить так, как этого требуют интересы коллектива, как подобает поступать порядочному человеку. Появление морали явилось важной ступенью в развитии человека как личности. Мораль отражает ценности определенного общества.

Защита интересов личности, отдельного индивида, необходимость упорядочить новые отношения в притязании людей на те или иные блага вызвали необходимость появления новой системы правил поведения - права. По мере усиления имущественного неравенства и социального расслоения каждой социальной группе необходимо было обеспечить защиту своей собственности, например, богатых защитить от посягательств на кражу их имущества, а бедных - от изъятия последней собственности, в частности за долги.

- Как вы думаете, что такое право? (Право - это система общеобязательных правил поведения, которая устанавливается государством, закрепляется в официальных документах и поддерживается силой государственного принуждения.)


2. Основные теории происхождения права

(Учитель предлагает прослушать лекцию и тезисно записать основные идеи.)

В современной юриспруденции сложилось несколько концепций понимания права и его происхождения.

Сторонники теологической теории считают, что в праве воплощается воля богов. Отсюда сверхъестественное происхождение правовых норм - религиозные нормы во многих странах в разные периоды их истории лежали в основе правовой системы государств.

Юрист X. Кельзен, автор нормативистской теории, утверждал, что право не должно быть связано с различными институтами общества. Право исходит от государства и регулирует важнейшие общественные отношения. Государство принуждает соблюдать правовые нормы каждого, кто попадает в сферу их влияния и действия. Следовательно, формирование и функционирование права происходит вне прямой зависимости от политики, экономики и нравственности. Эта теория абсолютизирует влияние государства на право и нивелирует личность, превращая ее в объект отношений, который должен исполнять Ёсе требования государства.

К середине XX в. сформировалась социологическая теория. Основой права является реальная жизнь, т. е. решения судьи по конкретному делу. Люди, общаясь друг с другом, создают правила, учитывающие интересы личности и общества. Государство придает этим нормам обязательный характер. Однако не всегда у всех членов общества одинаковое понятие о справедливом и несправедливом, поэтому не всегда бывает верно вынесенное судьей решение.

Психологическая теория права связывает право и психику людей. На поведение человека оказывают значительное влияние его эмоции. Чтобы в государстве не было отторжения законов, необходимо учитывать прежде всего психологию общества.

Реалистическая теория, или теория завоевания, утверждает, что в результате победы в войне или каком-либо конфликте, для разрешения которого применялась сила, победитель устанавливает для побежденных те правовые нормы, которыми пользуется сам.

Еще в период античности в Древней Греции возникла естественно-правовая теория. Сократ, Платон, Аристотель утверждали, что право как совокупность норм даровано природой и существует независимо от людей. Права даются человеку при рождении, их невозможно изменять или отменять. Эту же теорию развивал в своих трудах великий Вольтер.

Таким образом, существует несколько теорий происхождения права, и ни одна из них не является единственно признанной и правильной. Споры о сущности происхождения права продолжаются.

(Учитель проверяет тезисы, записанные в тетрадях. Для этого следует спросить одного сильного и одного слабого ученика.)


3. Роль права в жизни общества

- Какие сферы общества вы знаете? (Политическую, экономическую, духовную, социальную.)

- Какие вопросы включает в себя каждая из этих сфер? (Примерный ответ. Политическая сфера — все, что связано с управлением обществом, деятельностью политических партий и организаций, взаимоотношениями между общественными группами внутри государства, взаимоотношениями с другими государствами. Экономическая сфера - все, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением различных благ. Социальная сфера — это удовлетворение потребностей и направленность на создание условий для достойной жизни, вопросы межличностного общения. Духовная сфера — все, что связано с наукой, культурой, образованием, нравственностью, самопознанием, религиоведением.)

- Определите, какова роль права в регулировании каждой сферы.

Итак, право регулирует лишь наиболее важные вопросы общественной жизни; минимальному воздействию права подвергается духовная сфера; в социальной сфере право обеспечивает защиту интересов наименее обеспеченных социальных групп и слоев; экономическая сфера способна к саморегулированию, особенно рыночная экономика, поэтому здесь роль права в основном сводится к установлению рамок, ограничений; политическую сферу право регулирует в максимальной степени.

Выделяют два основных подхода к взаимоотношениям права и государства - инструментальный и ценностный.

При инструментальном подходе право рассматривается как орудие, инструмент государства в поддержании его принудительной власти, т. е. государство является субъектом по отношению к праву - объекту. Государство по своему усмотрению наделяет граждан правами или лишает их этих прав, стирается граница между государственной волей и государственным произволом.

Сущность этого подхода заключена в бессмертной фразе французского короля Людовика XIV «Государство - это я!». В истории России такой подход характерен для государства диктатуры пролетариата (декрет о создании концентрационных лагерей был подписан Лениным), особенно для тоталитарного государства при Сталине (репрессии 1930-х гг.), авторитарного режима при Брежневе (безальтернативные выборы, когда кандидатуры депутатов проходили обсуждение на многих уровнях и одним из главных критериев отбора было социальное происхождение и положительная характеристика). В СССР был установлен максимум зарплаты для основной массы трудящихся - 300 рублей, а следовательно, установлен и максимум потребления.

При ценностном подходе право рассматривается как социальная ценность, основанная на справедливости и гуманизме. И государство, и право - это субъекты взаимоотношений. Государство принимает законы в интересах общества и личности, поэтому и общество, и личность выступают как законопослушные субъекты общественных отношений. Например, в Российской Федерации реализуются национальные проекты в образовании и здравоохранении, жилищном строительстве, чтобы обеспечить более достойные условия жизни российских граждан.

- Приведите примеры двух подходов к взаимоотношениям права и государства из истории государства Российского.


IV. Закрепление изученного материала

- Как вы считаете, человека наделяет правами государство или он от рождения наделен правами, отнять которые государство не может?

- Сопоставьте содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права (с. 15 (Кравченко)).

(Можно устроить экспресс-опрос «термин - определение»: право, ценностный подход, субъект права, объект права и т. д. Учитель называет термин и спрашивает любого ученика, который моментально должен дать ответ.)


Домашнее задание

1. Выучить записи в тетради.

2. Прочитать текст учебника, с. 4-6 (Кравченко).






Для любых предложений по сайту: [email protected]