Введение в изучение курса

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Введение в изучение курса

Цели: познакомить с задачами и структурой курса; сравнить предмет и содержание дисциплин “История” и “Обществознание”; познакомить с науками, которые помогают усвоить новый предмет: философией, социологией, экономикой, психологией, юриспруденцией, культурологией; дать характеристику наук, изучающих окружающий мир и общество; объяснить значение понятий общество, обществознание, Российская Федерация, Конституция, Президент Российской Федерации, государственные символы, добро; сформировать положительную установку на изучение нового обществоведческого предмета.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся объяснять значение понятий обществознание, государственные символы, добро; выявлять характерные черты нового учебного предмета, его роль в развитии общества; описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладевать принципом работы с учебником; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Жил когда-то дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды монах-странник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: “Иди вперед, иди вперед!”

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Дровосек удивился, почему добрый монах не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперед.

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести, и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег.

Назавтра он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. На следующий день он нашел золото, потом — алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как обретет некоторые сверхнормальные силы, то в конце концов найдет богатство вечного знания и истины.

— О чем эта притча?

— Как вы поняли ее смысл?

(Ответы учеников.)

С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет — обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы. В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те дисциплины, которые связаны с точными науками, но и те, которые связаны с обществом. Среди таких находится и обществознание.

— Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества? Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

План уроков

1. Задачи и содержание курса “Обществознание” в 5 классе.

2. Науки, изучающие общество.

3. Знакомство со структурой учебника и формами работы.

Проблемные вопросы. Почему так важно изучать обществознание? Чему вы можете научиться на уроках обществознания?

III. Работа по теме уроков

1. Задачи и содержание курса “Обществознание” в 5 классе

Итак, с сегодняшнего урока мы начинаем свое путешествие в мир знаний об обществе и человеке. Для вас это новый предмет. — Чем же он отличается от таких дисциплин, как “Окружающий мир” и “История”, с которыми вы уже знакомы?

Для ответа предлагаю применить прием “Мозговой штурм”, смысл которого состоит в том, чтобы высказать как можно больше предположений.

(По ходу выполнения задания на доске составляется схема.)

Вы и сами являетесь частью общества. Предлагаю убедиться в этом, выполнив следующее задание.

— Придумайте и произнесите вслух предложение, в котором будет встречаться понятие общество.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, мы действительно являемся частью этого общества.

— Работая с третьим абзацем вступительной статьи учебника, обсудите в парах, как мы все взаимосвязаны, живя в обществе.

(Проверка выполнения задания. Составление схемы.)

— Разделитесь на три группы и попытайтесь описать свою жизнь в обществе.

Задание для первой группы. Вы являетесь частью школьного сообщества. Пофантазируйте и опишите свою жизнь в нем. Как вам в нем живется?

Задание для второй группы. Вы являетесь частью семьи. Пофантазируйте и опишите свою жизнь в ней. Как вам в ней живется?

Задание для третьей группы. Вы являетесь частью нашей Родины — России. Пофантазируйте и опишите свою жизнь. Как вам живется?

(Группы презентуют свои работы.)

— А теперь попробуем представить противоположную ситуацию: вы оказались вне общества на необитаемом острове. Придумайте короткий рассказ, начинающийся с фразы: “Однажды я волею судьбы оказался на необитаемом острове...” Побеждает ученик, который составит наиболее красочное и детальное описание.

(Проверка выполнения задания.)

2. Науки, изучающие общество

Обществоведы утверждают, что общество — это такое же сложное и интересное явление, как и природа. Поэтому все науки, существующие на свете, делятся на большие группы.

— Вам предлагается схема. Изучите и прокомментируйте ее.

Первую группу наук вы изучали в курсе предмета “Окружающий мир”. А вот с общественными науками вы еще незнакомы.

Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство общественных наук. Оно большое и состоит из отдельных королевств. Чтобы успеть посетить их все и поделиться своими впечатлениями, разделимся на группы.

— Познакомьтесь с дополнительным материалом и расскажите о своих впечатлениях от посещения королевства.

Первая группа посетит королевство “Философия”.

Вторая группа посетит королевство “Психология”.

Третья группа посетит королевство “Социология”.

Четвертая группа посетит королевство “Культурология”.

Дополнительный материал для первой группы

Это королевство одно из самых древних. Оно называется “Философия”, что в переводе с греческого означает “любовь к мудрости”. В нем живут мудрые люди, которые пытаются найти ответы на основные вопросы, волнующие человечество.

— Какое место занимает человек в мире?

— Каковы основные закономерности развития природы и человека?

— Как человек познает мир?

— Каково предназначение человека?

О древних жителях этого королевства — философах — существует множество забавных историй.

Так, однажды философ Фалес отправился изучать звезды и, засмотревшись на небо, упал в яму. Прибежавшая на его крики о помощи служанка в ответ на причитания заметила: “Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, а хочешь познать то, что на небе!”

Другой философ — Диоген — жил в бочке, чтобы не отвлекаться от научных занятий.

Жители королевства любят задавать друг другу сложные вопросы и отвечать на них.

— Что такое великое? (Здравый смысл.)

— Что такое свобода? (Чистая совесть.)

— Что прекраснее всего? (Мир.)

— Что быстрее всего? (Ум.)

— Что мудрее всего? (Время.)

— Что самое общее для всех? (Надежда.)

— Что трудно? (Познать самого себя.)

— Что легко? (Давать советы другим.)

— Что самое сильное? (Мысль.)

— Что самое лучшее? (Счастье.)

— Кто счастлив? (Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования.)

Жители этого королевства ценят духовный мир человека. Они изучают этот мир и готовы поделиться своими знаниями.

Дополнительный материал для второй группы

Это королевство называется “Психология”, что в переводе с древнегреческого означает “учение о душе”. Существует красивая легенда. Когда-то очень давно у одного царя была дочь Психея, в которую влюбился сын богини любви Афродиты, прекрасный юноша Эрот. И хотя Афродита была против их брака, ведь Психея была смертной и Эрот не смог бы жить в счастливом браке вечно, боги помогли влюбленным. Однако по условиям брака Психея не могла видеть лица своего супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажгла светильник и с восхищением увидела юного бога, но не заметила, как горячая капля масла упала на нежную кожу Эрота. Эрот исчез, и Психея должна была пройти множество испытаний, ей пришлось даже спуститься в царство мертвых за живой водой, чтобы обрести мужа снова. Она попросила бога Зевса разрешить этот брак, Афродита, потрясенная силой любви Психеи, перестала ее преследовать, в итоге смертная женщина волей Зевса обрела бессмертие и влюбленные соединились навеки. Так Психея стала символом души, ищущей свой идеал.

Жители этого королевства — специалисты-ученые — изучают внутренний мир человека, его переживания, т. е. психику человека. Например, люди по-разному реагируют на какие-либо события. От чего зависит столь разная реакция? Ответы на подобные вопросы ищут в этом королевстве.

Дополнительный материал для третьей группы

Это королевство называется “Социология”, что в переводе с древнегреческого означает “учение об обществе”. Жители королевства — ученые-социологи — изучают законы развития общества, межличностные отношения, отношения между разными группами людей. Все мы знаем историю о мальчике Маугли, который покинул мир животных и возвратился к людям, но не смог вести нормальную жизнь в обществе. Ведь дети, выросшие в лесу, утрачивают практически все особенности человека. Люди не могут жить вне общества, без взаимного понимания, дружбы и любви.

Жители этого королевства спорят: почему возникло общество? Их главный девиз: “Понять, а не судить!” В этом они видят свое истинное призвание. Социология изучает людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, голосуют и т. п., т. е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Можно сказать, что социология — наука, изучающая общество в его социально-человеческом обличии.

Дополнительный материал для четвертой группы

Это королевство называется “Культурология”. Слово культура в переводе с латинского означает “возделывание”. В этом королевстве все изучают культуру, которую называют “второй природой”, так высоко оценивая ее. Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Они исследуют предпосылки и факторы, под влиянием которых формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, анализируют их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Их интересует культурная жизнь в различных обществах, они стремятся выделить особенности и достижения основных типов культуры.

Жители этого королевства искренне считают, что знакомство с мировой культурой — непременный этап развития тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на развитие их страны. Культурологи настаивают на том, что именно в их королевстве можно прийти к пониманию: любая практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

(Группы презентуют свои работы.)

Вы познакомились с двумя группами наук.

— Что общего вы в них увидели?

— В чем их различия?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Знакомство со структурой учебника и формами работы

Нашим путеводителем в путешествии в мир знаний станет учебник по обществознанию. Давайте познакомимся с ним.

— Откройте оглавление и опишите структуру учебника.

(Ученики выполняют задание.)

Вы убедились в том, что текст учебника делится на главы (темы), которые, в свою очередь, поделены на параграфы.

— Откройте учебник на с. 9.

— Как называется первая глава?

— С каких двух сообщений она начинается? (1. О чем мы узнаем. 2. На какие вопросы ответим.)

— Как вы думаете, почему авторы учебника начинают главу именно с таких установок?

(Ответы учеников.)

— А теперь откройте § 1 на с. 10.

Текст параграфов необходимо читать, особое внимание обращая на выделенные жирным шрифтом слова. Их значение дано в словаре, который расположен в конце учебника. Проверим, насколько хорошо вы поняли замысел авторов.

— Найдите на с. 11 учебника выделенное жирным шрифтом слово “разумные”. Затем откройте словарь на с. 125 и найдите объяснение понятия “разум”.

(Ученики выполняют задание.)

Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.

(Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в параграфе.)

— Разделитесь на восемь групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.

Первая группа работает с рубрикой “Жил на свете человек” нас. 13 учебника.

Вторая группа работает с рубрикой “Путешествие в прошлое” на с. 31 учебника.

Третья группа работает с рубрикой “Картинная галерея” на с. 30 учебника.

Четвертая группа работает с рубрикой “Обсудим вместе” на с. 26 учебника.

Пятая группа работает с рубрикой “Проверим себя” на с. 14 учебника.

Шестая группа работает с рубрикой “В классе и дома” на с. 14 учебника.

Седьмая группа работает с рубрикой “Учимся общаться” на с. 23 учебника.

Восьмая группа работает с рубрикой “Практикум” на с. 24 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Предмет “Обществознание” поможет вам приумножить личный опыт, лучше ориентироваться в сложном мире людей. Однако изучение обществознания не ограничивается работой с учебником. Общайтесь с друзьями, изучайте события окружающего мира, анализируйте литературные произведения. Это натолкнет на собственные размышления, на выбор того или иного решения.

Итак, главная задача нового предмета — научить вас размышлять, задавать вопросы и искать ответы на них. Хотите попробовать свои силы?

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, работая с дополнительным материалом, должна ответить на следующие вопросы.

— В чем смысл приведенной притчи?

— Как бы вы ее назвали?

— Чему она нас учит?

— Актуальна ли притча сегодня? Почему?

Дополнительный материал для первой группы

(Рабочее название притчи — “Корень”)

Возле реки в одном лесу росли деревья, которые все силы тратили на то, чтобы быть красивыми и высокими. И конечно, у них не оставалось сил на развитие корня.

Между деревьями, удивлявшими всех своей высотой и огромными цветками, рос небольшой лавр. У него не было цветков, свои силы он тратил на корень. Все смеялись над ним, так как ни особой красотой, ни огромной высотой он не отличался. Деревья говорили ему:

— Лавр! Что же ты тратишь все свои силы на корень? Посмотри, какие мы высокие, какая густая у нас листва, какие душистые цветки!

А лавр отвечал:

— Я лучше буду подпитывать корень, буду расти и давать нуждающимся свои листья.

Но все продолжали над ним смеяться.

И вот однажды поднялся сильный ветер и повалил деревья, славившиеся своей красотой. Слабые корни не смогли удержать их. А лавр остался целым и невредимым, только пару листиков потерял.

Тогда все поняли, что в трудные моменты нам помогает не наша внешняя красота, а то, что скрыто в нашем корне — в сердце.

Дополнительный материал для второй группы

(Рабочее название притчи — “Справедливость”)

— Нет на свете справедливости! — жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

— Доколе же неправду терпеть! — возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться от кошки в узкое дупло.

— Житья нет от произвола! — промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на лающего внизу дворового пса.

— Успокойтесь, друзья! — сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. — В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

— Справедливость, — продолжала сова, — это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота — сбор нектара с цветов, у других — работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

В природе все мудро и продуманно, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.

Дополнительный материал для третьей группы

(Рабочее название притчи — “Смысл бананов”)

Путешественник решил провести несколько недель в непальском монастыре (Непал — государство в Южной Азии). Однажды в полдень он вошел в один из множества местных храмов монастыря и увидел улыбающегося монаха, сидящего рядом с алтарем.

— Чем вызвана твоя улыбка? - спросил путешественник.

— Тем, что мне открылся один из смыслов природы, — сообщил монах и открыл свой мешок, достав из него переспевший, тронутый гнилью банан. — Этот банан похож на жизнь, которая прошла и не была использована по назначению, а теперь для этого слишком поздно.

Затем он вытащил из своего заплечного мешка банан, который был еще зелен и совершенно непригоден для еды. Монах показал его человеку и сказал:

— А вот этот похож на жизнь, которая еще не начала проходить свой путь и ожидает нужного момента, зреет, — и он убрал банан в мешок.

Наконец монах достал из своего мешка спелый банан, очистил его и поделился им с путешественником, сказав:

— Это — настоящий момент. Познай, как прожить его с максимальной пользой и без страха.

(Проверка выполнения задания.)

IV. Закрепление изученного материала

— Составьте синквейн со словом обществознание.

Синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

Правила написания синквейна

На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.

На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.

На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке — короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме.

Пятая строчка — это слово-резюме (обычно существительное), которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой.

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

Итак, мы начали знакомство с курсом “Обществознание”. Давайте вернемся к проблемным вопросам.

— Почему, с вашей точки зрения, так важно изучать обществознание?

— Чему вы можете научиться на уроках обществознания?

— Выскажите свое мнение о знакомстве с новым предметом, употребив следующие фразы.

• Я узнал (а)...

• Я понял(а)...

• Я хочу...

• Мне кажется...

Домашнее задание

1. Прочитать введение, с. 5—8 учебника.

2. Написать мини-сочинение на тему “Мое знакомство с новым предметом”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]