Загадка человека - ЧЕЛОВЕК

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Загадка человека - ЧЕЛОВЕК

Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: карточки с заданием для работы в парах; пакет с рабочим материалом для работы в группах; кубик Блума; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: “Кого ищешь, Диоген?” — “Ищу человека”, — отвечал философ.

— Как вы поняли смысл этой легенды?

— Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

— Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: “Загадка человека”.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Чем человек отличается от животных.

2. Зачем человек рождается.

3. Что такое наследственность.

4. Наследственность — биологическая сущность всех людей.

5. Можно ли влиять на наследственность.

Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: “Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком”?

III. Работа по теме уроков

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А. Ф. Лосев писал: “Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена”. Словом, человек есть вечная загадка.

1. Чем человек отличается от животных

— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.

Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.

Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.

— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.

По-моему, человека можно сравнить с..., потому что...

— Объясните свой выбор.

(Проверка выполнения задания.)

— Теперь предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия



Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2) сезонная линька;

3) способность строить жилище;

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным




(Проверка выполнения заданий.)

— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга “Маугли”. А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?

— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы.

Дополнительный материал

Дети-маугли

В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.

В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии “мальчиком-волком”. По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.

В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.

В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.

— Как же человек становится человеком?

— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?

— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?

(Ответы учеников.)

Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.

— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.

— Допустили ли вы ошибки?

— Чем вы можете их объяснить?

2. Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

— Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю сыграть в игру “Кубик Блума”.

(На гранях кубика написано начало вопросов.

• Почему...

• Объясни...

• Назови...

• Предложи...

• Придумай...

• Поделись...

Правила игры. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Ученик должен сформулировать вопрос, начинающийся с данного слова, по теме учебного материала, а затем ответить на него.

В ходе игры учащиеся высказывают свои предположения относительно смысла существования человека.)

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

— Выполним задание “Оценка текста”. Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.

Текст 1

Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Текст 2

Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.

(Л. Н. Толстой)

(Проверка выполнения задания.)

Итак, давайте подведем итоги.

1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

2) человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

3. Что такое наследственность

В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например, англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.

— Познакомьтесь с определением этого термина и выделите ключевые слова.

(Ученики записывают термин в словарь.)

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (животные, растения, грибы, бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих отдаленных предков.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.

(Проверка выполнения задания.)

— Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным? Внимательно изучите

предложенную схему и примеры инстинктов, свойственных животным (с. 12 учебника), и ответьте на этот вопрос.

(Проверка выполнения задания.)

4. Наследственность — биологическая сущность всех людей

— Работая с текстом учебника на с. 12—13, определите, какие биологические признаки наследует человек.

(Проверка выполнения задания проводится в форме игры “Да — нет”.

Два варианта проведения игры:

1) Вопросы задает учитель, ученики отвечают “да” или “нет” (этот вариант для менее подготовленного к такой форме работы класса).

2) Класс делится на две группы: первая задает вопросы по тексту, вторая — отвечает “да” или “нет” (этот вариант предполагает более подготовленный класс).)

Вопросы к игре

1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)

2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)

3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)

4. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)

5. Является ли человек биологическим существом? Да.)

6. Суждение “человек — часть природы” является ошибочным? (Нет.)

7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это “чистый лист”? (Нет.)

8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)

9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.)

10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)

5. Можно ли влиять на наследственность

В конце XIX в. итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что склонность к совершению преступлений — биологический фактор и что “преступные типы” можно выделить посредством физического анализа формы головы. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.

Однако в наши дни ученые доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди более склонны к преступному поведению. Но такая же хромосома бывает и у вполне законопослушных людей. Есть также преступники, у которых нет такой хромосомы.

— Работая в группах, определите, о чем говорят приведенные факты.

— Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?

(Работа в группах, проверка выполнения задания.)

— Познакомьтесь с материалом рубрики “Жил на свете человек” на с. 13 учебника и стихотворением О. И. Скороходовой “Думают иные”.

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

— Как она без зренья красоту опишет?

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос, ласковый, живой,

Но слова без звука — чувства трепетанье —

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу...

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руку,

Чтоб была я с вами, а не за стеной.

— Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?

— Какие качества помогли ей проявить свои способности?

— Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.

IV. Закрепление изученного материала

— Укажите верное определение.

1) Поведение человека определено только биологическими факторами.

2) Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.

3) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.

4) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

(Проверка выполнения задания.)

— Заполните таблицу. Используйте приведенные ниже словосочетания.

Что мы наследуем от родителей

Чему мы должны научиться

Общее у всех людей

Индивидуальное у разных людей




Способность защищаться; способность относиться к другим как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилище; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод.

(Проверка выполнения задания.)

— Теперь поработаем с рубрикой “В классе и дома”.

(Ученики делятся на три группы и выполняют задания 1—3 нас. 14—15 учебника.)

— Так какие же загадки таит в себе человек? Составьте синквейн по теме урока.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

• “Бесцельно прожитая жизнь”;

• “Человек — творец своего счастья”;

• “Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками”.

(Обсуждение.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 1, с. 10-15 учебника.

2. Задание на выбор.

• С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?

• Подготовьте черновой вариант журнала, посвященного изучаемой теме, и напишите для него небольшие заметки о феномене человека.






Для любых предложений по сайту: [email protected]