Семейное хозяйство - СЕМЬЯ

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Семейное хозяйство - СЕМЬЯ

Цели: познакомить с понятиями семейное хозяйство, семейный труд, экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся давать характеристику рачительного хозяина; анализировать факторы, влияющие на экономику семьи; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; узнают о значении коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; ватман; карточки с заданиями; магниты; копилка, монеты; реквизит для ролевой игры; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Трое толкают тяжелогруженую тачку. Повстречавшийся им прохожий задает вопрос: “Что вы делаете?” Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет выстроен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий — что он прикован к этой тяжелой тачке.

Так и в семье — одни родители хотят вырастить детей и воспитать их высоко духовными, всесторонне развитыми людьми, которые получат в семье все необходимые для жизни навыки. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы дети были здоровы, накормлены и одеты. А третьи равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями. В первом и во втором случае семьи много работают, заботясь о своих близких.

— Как вы поняли смысл притчи?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

— Вспомните, как был устроен дом человека в Древней Руси.

— Какую работу выполняли мужчины и женщины в домашнем хозяйстве?

— Какие предметы, необходимые в доме, делались руками самих домочадцев?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: “Семейное хозяйство”.

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Семейные заботы.

2. Каким должен быть хозяин дома.

3. Как хозяйствовать по правилам.

Проблемные вопросы. Почему необходимо справедливо распределять домашние обязанности? Каким должен быть хозяин дома? Как хозяйствовать по правилам?

III. Работа по теме уроков

Помимо любви, важнейшим принципом существования семьи являются совместный труд и ведение общего хозяйства. Как в семье происходит привитие трудовых навыков? Все ли умеют правильно вести домашнее хозяйство? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

1. Семейные заботы

— Как вы думаете, может ли человек прожить без труда?

— Представьте, что вы оказались в волшебной стране барчуков — детей, которые не приучены к труду и ничего не умеют делать. Составьте короткий рассказ об их жизни.

(Ученики выполняют задание.)

Мы убедились, что без труда человек не в состоянии прожить. А семья и дом, в котором воспитывается человек, первыми способствуют приобретению трудовых навыков. Родители в этом случае выступают первыми наставниками.

— Опираясь на свой личный опыт, вспомните, как происходит привитие трудовых навыков.

(Ученики выполняют задание.)

— Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

(Проверка выполнения задания.)

— От труда всех членов семьи зависит ее благополучие. Однако единого рецепта относительно распределения обязанностей в семье быть просто не может. Как вы думаете, почему?

(Ответы учеников.)

Как много молодых семейных пар распадается только оттого, что они не смогли поделить между собой домашние заботы. Это подтверждается исследованиями минского ученого Н. Г. Юркевича, который пишет, что там, где “домашние обязанности целиком или почти целиком выполняет жена, неудачных браков почти в два раза больше, чем счастливых. Там же, где оба супруга несут одинаковую нагрузку, счастливых браков в одиннадцать раз больше, чем неудачных”.

Поэтому нужно помнить, что для семейной жизни очень важны желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта.

Количество свободного времени у взрослых людей зависит от:

• искусства организации домашнего хозяйства;

• навыков самообслуживания и обслуживания семьи: уборки дома, приготовления пищи, стирки, покупок и т. д.

Чешский ученый М. Плзак писал: “...смею утверждать, что в супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь”.

— Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в прошлое, проследить историю разделения обязанностей по дому и высказать свое мнение по этому поводу.

(Учитель показывает презентацию.)

Слайд 1. Разделение труда на мужской и женский существовало уже в первобытном обществе: мужчина брал на себя более тяжелую работу, оставляя женщине определенную ей природой — рождение и воспитание детей — и те дела, которые можно было выполнять, не отходя далеко от дома.

Слайд 2. В государстве инков — южноамериканских индейских племен — искусству управлять своими домами девочек и мальчиков учили в школе. А потом, когда девушки в возрасте 18—20 лет выходили замуж, а юноши в возрасте 24 лет и старше женились, судьи посещали их дома, чтобы оценить, достаточно ли внимательно и ответственно относятся к своим семейным обязанностям мужчины и женщины. Тех, кого обличали в неряшливости, били плетьми по рукам и ногам. Считалось великим позором и бесчестием, когда кого-нибудь публично наказывали за безделье.

Слайд 3. На более позднем этапе развития общества в трудовой среде крестьян принцип разделения домашних работ был следующий: тяжелую работу выполнял мужчина, более легкую — женщина.

Слайд 4. Когда из села стали уходить в город на заработки, домашних дел у мужчины поубавилось, несмотря на то что женщины наравне с мужчинами работали на фабриках и заводах. Нагрузка у хозяйки значительно выросла: после рабочего дня, такого же, как и у мужчины, ей приходилось топить печку, таскать воду, мыть, стирать, латать, готовить.

Слайд 5. По подсчетам социологов, на домашнюю работу женщина тратит около 40 часов в неделю, т. е. столько же, сколько и на профессиональную деятельность.

Слайд 6. Затраты по времени у мужчин на домашний труд в два-три раза меньше, в среднем 15—20 часов, а общая трудовая нагрузка составляет 80—85% общей нагрузки женщин. И это несмотря на то, что физически женщина менее сильная: у нее слабее и мышечная, и костная, и нервная системы.

Слайд 7. По утверждению специалистов, за тот промежуток времени, пока хозяйка развешивает белье, она теряет энергии больше, чем тракторист, работающий такое же время на тракторе. Час утюжки равняется часу активной (!) работы каменщика.

Слайд 8. Польские социологи подсчитали, что потребности в калориях при выполнении домашних работ равны потребностям в калориях работающего металлурга. В среднем тяжелый труд мужчины требует трех-четырех калорий в минуту; в быту на глаженье и готовку тратится две-три калории, а на стирку белья, мытье окон и натирку полов — четыре-пять калорий.

Дом действительно является огромным полем деятельности.

— Внимательно рассмотрите иллюстрации учебника на с. 34 и прокомментируй их.

— О чем они свидетельствуют?

— К чему призывают?

(Проверка выполнения задания.)

— Работая в группах, обсудите проблему справедливого распределения домашних обязанностей. Представьте свои выводы, отобразив их наглядно на ватмане.

Вопросы-подсказки

— Как лучше распределить трудовые обязанности в семье?

— Какова ваша доля в домашних хлопотах?

(Выполнение задания и проверка.)

2. Каким должен быть хозяин дома

— Внимательно прочитайте название второго пункта § 4 на с. 35 учебника. Определите в нем ключевое слово. (Хозяин.)

— Какие ассоциации у вас возникают при слове хозяин?

(Ответы учеников.)

А теперь проверим, насколько точно вы смогли определить смысл этого понятия.

— Ознакомьтесь с данными словарей, определяющими суть понятия хозяин, сформируйте о нем свое собственное представление и составьте кластер.

Дополнительный материал

Из “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ХОЗЯИН

1. То же, что владелец. X. дачи. Без хозяина дом — сирота (поел.).

2. перен. Полновластный распорядитель. Отец — х. в доме. X. своей судьбы. X. положения (о том, кто может независимо действовать в данной обстановке, распоряжаться, решать сам).

3. Человек, который ведет хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчетливый х.

4. Лицо, пользующееся наемным трудом, частный наниматель. X. и работник.

5. Глава дома, семьи, хозяйства. X. рад гостям.

6. Обращение к тому, кто распоряжается, ведает чем-н. (прост.).

7. Муж, супруг (прост.).

8. О начальнике по отношению к подчиненным (прост.).

Из “Толкового словаря” Т. Ф. Ефремовой ХОЗЯИН

1) а) Собственник, владелец.

б) Частный наниматель.

в) разе. Руководитель, начальник предприятия, коллектива.

2) а) Тот, кто отличается способностью умело хозяйствовать, хорошо руководить предприятием.

б) Тот, кто ведет хозяйство, распоряжается делами хозяйства.

3) Глава семьи, дома, хозяйства по отношению к гостям, посетителям.

4) разе. Муж как глава семьи.

5) перен. местн. Домовой.

(Проверка выполнения задания.)

Итак, мы нарисовали портрет рачительного хозяина, при этом оперировали такими понятиями, как бережливость и экономия.

— Познакомьтесь с героем поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, чье имя стало нарицательным.

Дополнительный материал

Много случалось Чичикову (главному герою поэмы) видеть всякого рода людей, но этот человек был ни на кого не похож. По внешнему виду Плюшкина можно было принять за нищего. Он был в каком-то необыкновенно странном наряде: “никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы засалились и залоснились...” Такой наряд Плюшкина, владельца обширного имения с большим садом и “толпой строений: людских, амбаров, погребов”, сразу обличает в нем скрягу. Жизнь вокруг его поместья замерла.

Плюшкин собирает на улицах своей деревни все, что попадается ему под руку: старые подошвы, бабьи тряпки, железные гвозди, глиняные черепки, и все это тащит к себе в дом. Люди у этого старичишки мрут как мухи, а спасающиеся от него - “беглые” - попадают в тюрьмы и гибнут.

Накопительство Плюшкина превратилось в страсть и потеряло всякий смысл. Он одинок, живет седьмой десяток, и неизвестно, для кого копит богатство. Скупость сделала его подозрительным, угрюмым и нелюдимым.

Однако в молодости Плюшкин был другим. Он был разумным, бережливым хозяином, и соседи заезжали к нему тогда поучиться хозяйству и “мудрой скупости”. Знал Плюшкин и семейное счастье. Но постепенно его семья рассыпалась, одинокая жизнь дала “сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее”. Так Плюшкин стал “прорехой на человечестве”. В его характере появилась отвратительная черта — ни на чем не основанная подозрительность к людям. Владелец тысячи душ (крепостных крестьян), он сам себя считает бедняком. Только где-то в самых потаенных уголках его души еще теплится что-то человеческое.

— С какой чертой человека стал ассоциироваться образ Плюшкина?

— Можно ли назвать его рачительным хозяином?

— Как отразилась скупость на его внутреннем мире?

— Какие чувства вы испытали, познакомившись с этим героем?

(Ответы учеников.)

— Познакомьтесь с материалом рубрики “Путешествие в прошлое” на с. 35—37 учебника.

— О каком историческом персонаже вы узнали?

— Как вы думаете, почему вопросы семейного уклада, быта, хозяйства волновали людей в разные исторические периоды?

— Какие из советов по ведению семейного хозяйства устарели, а какие не потеряли своего значения и сегодня?

(Ответы учеников.)

3. Как хозяйствовать по правилам

В Библии, в Евангелии от Матфея, рассказывается притча о том, как хозяин, уезжая в другую страну, раздал каждому своему рабу определенное количество серебра. Кому-то больше, кому-то меньше. Через некоторое время он вернулся, позвал своих рабов и потребовал у них отчета. Первый раб принес в два раза больше серебра по сравнению с тем, что получил от хозяина. Второй раб поступил точно так же. Третий раб принес то, что ему доверили. Нет, он не потратил это серебро, он просто сохранил его, не приумножив. В этом-то и была его ошибка. Первые два раба получили похвалу и награду, а третьего раба сильно наказали.

Точно такую же картину можно наблюдать в нашей жизни. Считается, что мы имеем ровно столько, скольким мы в состоянии управлять. Если, к примеру, доход семьи составляет всего две тысячи рублей, то это говорит о том, что она умеет управлять только такой суммой.

Ученые утверждают, что семейное хозяйство необходимо вести по правилам. И тут нам на помощь приходит замечательная наука экономика.

(Работа с понятиями, ученики записывают термин в словарь.)

Экономика — в переводе с греческого “искусство ведения домашнего хозяйства”.

— Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

Ресурсы семьи ограниченны, их не всегда хватает для удовлетворения ее растущих потребностей. Следовательно, необходимо знать правила ведения хозяйства, которые позволят экономить семейные ресурсы.

— Обратимся к рубрике “Учимся помогать вести семейное хозяйство” на с. 39 учебника.

(Ученики читают текст.)

— Как связаны трудолюбие и рачительность членов семьи и ее благосостояние?

— Какие советы дают авторы учебника по ведению домашнего хозяйства?

— Согласны ли вы с ними?

— Прокомментируйте правила ведения семейного хозяйства.

(Ответы учеников.)

Ох уж эти деньги! Для молодых семей они зачастую являются проблемой. Тысяче разводящихся пар социологи задавали вопрос: “Какой черты нет у вашего супруга? супруги?” Почти треть молодых людей единодушно ответили: “Хозяйственности”.

С давних времен существует понятие экономика семьи. Во многих странах существует обычай заводить хозяйственные книги. Известно, что такую книгу вела известный физик и химик Мария Склодовская - Кюри.

Японское телевидение в одной из популярных телепередач рекламировало изобретенный рачительной хозяйкой чудо-кошелек, в котором множество отделений с пометками: “деньги на рыбу”, “деньги на рис”, “деньги на электроэнергию”, “деньги на развлечение семьи” и т. д.

В одном из сериалов свекровь и невестка, возмущенные растратами своих мужей, решили отомстить им и потратить все деньги в разных магазинах. Но не учли того, что годами они учились экономить и не могли себе позволить легкомысленно распоряжаться деньгами. В конце концов, купив фартуки, они с облегчением отправились домой.

Итак, экономика семьи основана на экономии. Для этого семьи составляют свои семейные бюджеты. Давайте выполним следующее задание.

(Учитель по своему усмотрению дает ученикам задание выполнить проект по составлению семейного бюджета на месяц, проводит игру “Семейная копилка” или организует ролевую игру “Источники доходов семьи”.)

Задание-проект

— Смоделируйте семейный бюджет на один месяц, используя следующую таблицу, и презентуйте его классу.

Доход

Расход

Питание

Промтовары

Досуг

ЖКХ и др.

Транспорт







(Проверка выполнения задания.)

Игра “Семейная копилка”

— Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи? (Ученики называют источники пополнения семейного бюджета. По ходу выполнения задания на экране проектора появляется следующая схема.)

Итак, мы наполнили семейную копилку.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной?

(Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.)

— На что обычно тратятся денежные средства?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Мы продолжаем нашу игру “Семейная копилка”. Давайте учиться расходовать семейный бюджет.

(На столе учителя карточки, на которых записаны разные расходы. Ученик подходит к столу, берет карточку, читает, что на ней написано, и определяет вид расхода. Затем, используя магнит, прикрепляет карточку на доске под тем видом расхода, который считает правильным. После этого ученик берет монетку из копилки.)

Вариант 1. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным, или избыточным, т. е. денежные средства у нас остались после покупок.

Вариант 2. У нас в копилке не осталось монеток. Если мы не осуществили все обязательные расходы, то бюджет семьи в этом случае является дефицитным.

Вариант 3. Бюджет семьи является сбалансированным, если доходы равны расходам.

Ролевая игра “Источники доходов семьи”

(На доске карточки, прикрепленные магнитами. Учитель распределяет роли и раздает ученикам реквизит: бабушке — платок и очки, папе — галстук, маме — фартук и куклу, старшему брату — студенческий билет.)

— Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).

(Ученики, изображающие семью, встают у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов: бабушка — пенсия, папа — зарплата, старший брат — стипендия, мама с маленькой дочкой — пособие.)

— Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.

(Проверка выполнения задания.)

— Теперь выполним более сложное задание. Распределите указанные слова по двум столбикам “Доходы” и “Расходы”. (На доске карточки со словами зарплата, одежда, пенсия, пособие, квартплата, транспортные услуги, стипендия, продукты. Ученики выполняют задание. Результаты заносятся в таблицу.)

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие

Одежда

IV. Закрепление изученного материала

— Закончите предложения.

• Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше...

• Расходы не должны превышать...

• По доходам и...

(Проверка выполнения задания.)

— Что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

(Ученики высказывают предположения, которые записываются на доске.)

— Предложите способы экономии воды, электроэнергии, продуктов питания.

(Ответы учеников.)

V. Подведение итогов уроков

— В каких пословицах и поговорках народ выразил свое отношение к труду и трудолюбию?

— Какие пословицы учат разумно вести домашнее хозяйство?

— В чем разница между домом в деревне и квартирой в городе с точки зрения ведения домашнего хозяйства?

— В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из указанных жилищ?

— Какова роль техники в быту?

Домашнее задание

1. Прочитать § 4, с. 33—39 учебника.

2. Задание на выбор.

• Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помогите ему составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.

• Оцените себя как хозяина дома. Чему вам еще необходимо научиться, чтобы стать хорошим, рачительным хозяином?






Для любых предложений по сайту: [email protected]