Свободное время - СЕМЬЯ

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Свободное время - СЕМЬЯ

Цели: дать представление о том, какое значение свободное время имеет в жизни человека и семьи, о противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; раскрыть значение понятий свободное время, отдых, хобби.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся давать характеристику видов свободного времени; анализировать факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; материалы для создания рекламного проекта; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Знаете ли вы, что такое досуг? (Время, не занятое работой, делами.)

Досуг, или свободное время, — необходимая часть жизни любого человека. В это время можно проявить самостоятельность и индивидуальность.

— Как определить время без часов?

— Какие пословицы и поговорки говорят о времени?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: “Свободное время”.

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Что такое свободное время.

2. Свободное время и занятия физкультурой.

3. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон.

4. Своими руками.

5. Что такое хобби.

Проблемный вопрос. Почему подростки должны с пользой проводить свободное время?

III. Работа по теме уроков

— Всем нам знакома нехватка времени. Послушайте, как этот феномен описывает психолог Л. М. Гайсина.

В сутках целых 24 часа, но иногда даже вспомнить не получается, на что я потратила весь день. Думаю, я не одна такая и эта проблема встречается у многих. А ведь когда-нибудь, будучи совсем взрослой, я не смогу вспомнить, на что потратила свою жизнь. Поэтому важно вовремя научиться правильно организовывать свое время, бережно к нему относиться, чтобы успевать все, проживать жизнь полно и насыщенно и в то же время находить время для отдыха и наслаждения жизнью.

— Какую проблему поднимает автор?

— Считаете ли вы ее важной для обсуждения? Ответ обоснуйте.

(Ответы учеников.)

1. Что такое свободное время

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание свободное время?

(Ответы учеников.)

Обществоведы дают следующее определение.

Свободное время — часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.

— Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свободное время, ведь это личное дело каждого? Выскажите свое мнение.

(Ответы учеников.)

— Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время. Познакомьтесь с ними и ответьте на вопросы.

Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.

Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.

Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!

Даша прочитала книгу “Дети капитана Гранта”.

Витя поймал 14 мух.

Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.

Сергей каждое утро гуляет со щенком.

— Какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить, а какие нет? Почему?

— Как вы думаете, кто из этих подростков с толком использовал свое свободное время?

(Ответы учеников.)

Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как человек проводит свободное время.

— Охарактеризуйте понятие свободное время и представьте результаты в виде схемы.

(Ученики выполняют задание.)

Для того чтобы правильно организовывать свое свободное время, необходимо пользоваться следующей памяткой.

Как использовать время правильно

1. Составьте список всего, что вам нужно сделать. Внесите в него и самые маленькие дела, не сосредоточивайтесь только на больших.

2. Разместите в самом верху списка то, что, по вашему мнению, следует сделать в первую очередь. Также отметьте дела, которые можно сделать в любое время.

3. Выделите те дела, которые можно выполнить быстро и сразу. Если вы хотите использовать свое свободное время правильно, у вас должно быть несколько дел, которые можно сделать, к примеру, во время телерекламы.

4. Выделите те дела, которые должны выполняться ежедневно. Для этого просто проанализируйте список, и вы поймете, что некоторые пункты не относятся к важным каждодневным делам. Например, приготовить ужин необходимо, а мойку окон можно и отложить.

5. Управляйте своим временем. Если кто-то хочет отнять у вас драгоценное время, рассказывая сплетни, уйдите от этого разговора. Бессмысленно тратить свое время на досужие разговоры.

6. Убедитесь, что предметы, которые нужны для выполнения дел, находятся рядом. Чем меньше лишних шагов, тем больше экономия времени. Прежде чем идти в продуктовый магазин, составляйте список всего необходимого.

7. Проверьте список дел, которые вы выполнили за день, и напишите задачи на следующий. Поставьте вверху списка те дела, которые не были выполнены в срок.

Вы сможете использовать время эффективно, если будете понимать, что поставленные задачи можно решить.

Но всегда ли с пользой подростки проводят свое свободное время?

— Используя прием “Мозговой штурм”, назовите, чем занимается подросток в свободное время. А я буду записывать ваши предложения на доске.

(Ученики выполняют задание.)

— А теперь попытаемся классифицировать занятия подростков, заполнив таблицу.

Полезные занятия

Бесполезные занятия

Вредные занятия




(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)

Давайте с помощью теста проверим, как вы проводите свое свободное время, и выработаем рекомендации по его эффективному использованию.

Тест “Как вы проводите свободное время?”

Из каждой позиции надо выбрать один вариант.

1. а) У вас сломался телевизор, и вы спокойно ждете мастера, так как смотрите передачи не каждый день, а время от времени.

б) У вас сломался телевизор, и вы сразу же находите способ починить его, так как не можете без него обойтись ни единого дня.

2. а) Вы можете назвать три книги, которые недавно прочли или собираетесь прочесть.

б) Вы еще не знаете, что будете читать, так как определенных планов нет.

3. а) У вас есть хобби: вы собираете марки, или увлекаетесь фотографией, или...

б) Любимое ваше занятие — растянуться на диване или провести вечер в ближайшем кафе.

4. а) Вы любите природу, прогулки по лесу, пользуетесь малейшей возможностью, чтобы совершить короткую или продолжительную экскурсию.

б) Хождение пешком не доставляет вам никакого удовольствия, лучше лишний раз проехать на автобусе или автомобиле.

5. а) Целый год вы без устали трудитесь, а когда начинаются каникулы, отлично отдыхаете, ничего не делая, лежа на диване.

б) Во время каникул вы предпочитаете путешествовать, посещать новые места.

6. а) Если у вас неожиданно выдался свободный день, вы знаете, что делать, так как планов уйма.

б) Если у вас выдался свободный день, вы не знаете, как его провести, ведь это произошло так неожиданно.

7. В воскресенье вам должны позвонить. Ожидая телефонный звонок, вы:

а) сидите перед телевизором или слушаете радио;

б) занимаетесь уборкой в квартире.

8. а) Дома вы играете в шахматы, домино и т. д.

б) У вас нет ни одной из этих игр, но вы собираетесь их приобрести.

9. а) Вы не испытываете никаких эмоций к человеку, который разводит почтовых голубей. Вам это безразлично.

б) Вы можете понять того, кто завел какое-либо животное и очень увлечен, заботясь о нем.

10. а) Свободное время для вас не проблема, у вас столько разных интересов, что вы не знаете, чем в первую очередь займетесь.

б) Свободное время вам в тягость, вам хочется, чтобы выходные поскорее прошли.

Результаты. За каждый выбранный вариант “а” при ответе на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 поставьте себе два балла. Точно так же присудите себе два балла, если вы выбрали вариант “б” при ответе на вопросы 5, 7, 9.

От 0 до 8 баллов. Свободное время вы проводите очень однообразно. Все же время от времени вам нужно проявлять силу воли. Вряд ли вы порадуете своих родителей и друзей, если на их вопрос о том, как вы хотите провести выходные, ответите: “А мне все равно”.

От 10 до 14 баллов. Чтение — это замечательное занятие, но нельзя заниматься этим, сидя в кресле, бесконечно. Вам лучше было бы также заняться спортом.

От 16 до 20 баллов. Вы умеете пользоваться каждой минутой своего времени. У вас много забот. Слово “скука” вам незнакомо.

Если вы набрали 20 баллов, подумайте: остается ли у вас время на отдых?

— Давайте послушаем советы психолога о том, как лучше организовать досуг.

1. Займитесь каким-либо видом спорта.

2. Помните, что умственный отдых — это основа получения серьезного багажа знаний и способ всестороннего развития.

3. Уделите особое внимание распределению различных развлечений по временным промежуткам, т. е. каждой части досуга должны соответствовать свои время и место. Например, для интеллектуального досуга больше всего подходит время от 3 до 5 часов дня.

4. Отправьтесь с родителями в увлекательное путешествие.

5. Общайтесь с друзьями.

6. Выберите время для посещения театра.

7. Регулярно посещайте библиотеки.

— Продолжите фразы.

• Свое свободное время я трачу...

• Лучшим отдыхом для меня является...

• От использования свободного времени зависит...

(Ответы учеников.)

2. Свободное время и занятия физкультурой

Современные ученые бьют тревогу в отношении будущего развития человечества. Многие из них обеспокоены тем, что с развитием технического прогресса люди перестали активно двигаться, предпочитая пассивный образ жизни активному.

— Предположите, к чему это может привести.

(Ответы учеников.)

А между тем каждый из нас, в меру своих сил, должен быть ответственным за свое здоровье. Это не только ваше достояние, вы часть общества, на вас лежит забота о близких, родителях. У вас впереди активная жизнь, в которой нужно реализовать себя. Задумайтесь, как вы относитесь к своему здоровью, особенно если мало времени проводите на воздухе, не занимаетесь физическими упражнениями, нерегулярно питаетесь, мало спите, просиживая за компьютером.

Обследования детей школьного возраста дают безрадостную картину. Почти у 80% школьников есть проблемы со здоровьем. Конечно, многое зависит и от окружающих условий. Наша экология действительно оставляет желать лучшего, однако списывать все на внешние факторы нельзя. Многое можно изменить самому.

— Сыграем в игру “Угадай”. На экране вы увидите логические ряды, объединенные единым понятием, которое вам необходимо отгадать. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех выполнит задание.

(Учитель показывает слайд.)

1. Поле, мяч, команда, сетка, свисток. (Волейбол.)

2. Вода, дорожка, очки, вышка. (Бассейн.)

3. Снег, горка, палки, мороз, трамплин. (Лыжи.)

4. Лед, ботинки, сетка, свисток, бортик, ворота. (Хоккей.)

5. Зал, канат, тренер, мяч, кольцо, сетка, скамейка. (Спортивный зал.)

6. Доска, фигура, диагональ, поле. (Шахматы.)

(Проверка выполнения задания.)

Работая с логическими рядами, вы убедились в том, что существует множество интереснейших занятий, связанных с поддержанием физической формы.

— Как вы думаете, какой вид спорта способствует интеллектуальному развитию? (Шахматы.)

— Действительно, шахматы тоже принято считать видом спорта. Прочитайте текст в рубрике “Путешествие в прошлое” на с. 44 учебника.

— Когда и где зародилась игра в шахматы?

— Почему она получила такое название?

— Почему люди играют в шахматы более полутора тысяч лет?

— Почему не перестают любить эту игру?

— Как вы понимаете выражение “думать на несколько ходов вперед”?

— Полезно ли это?

(Ответы учеников.)

— А теперь разделитесь на пять групп. Каждая должна выбрать определенный вид спорта и выполнить следующие задания:

1. Написать текст, рекламирующий данный вид спорта. Реклама должна быть яркой и убедительной, чтобы все захотели записаться именно в вашу секцию. В тексте следует отобразить:

1) название вида спорта; 2) слоган, т. е. рекламную формулу, рекламный девиз. Например: “Смотри футбол. Поддержи наших!” Также вы должны перечислить те качества личности, которые развиваются в вашей секции. Например: “Вы станете сильнее, выносливее” и т. д.

2. Сделать иллюстрации.

3. Написать стихотворение о данном виде спорта (по желанию).

4. Презентовать рекламный проект.

(Подготовка проектов и презентация.)

— Как вы думаете, почему люди, зная, что сигареты, алкоголь, наркотики вредны и даже опасны для здоровья, имеют вредные привычки?

(Ответы учеников.)

— Работая в группах, определите, что такое полезные и вредные привычки.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, мы пришли к выводу о том, что полезные привычки — это те, что улучшают здоровье, способствуют восстановлению сил и улучшению жизни человека, а вредные привычки — те, что, наоборот, ухудшают здоровье, вызывают проблемы в отношениях с окружающими людьми.

— Перечислите различные полезные и вредные привычки.

(Ученики выполняют задание.)

— Представьте, что вы попали в компанию, где большинство подростков курят, употребляют пиво и энергетические напитки, содержащие алкоголь. Вам настойчиво предлагают попробовать, но вы не хотите. Каков будет ваш ответ?

(Ученики обыгрывают ситуацию.)

Итак, мы выяснили, что правильно отказываться нужно следующим образом. Чтобы не обидеть присутствующих, не стоит грубить (вы можете спровоцировать агрессию) или произносить фразу вроде “Я что, совсем?” и крутить пальцем у виска. Компания может решить, что вы считаете себя выше их, что тоже вызовет агрессию. Лучше дружелюбно, вежливо, но твердо сказать: “Спасибо, в другой раз” или “Вы очень интересные ребята, но я не могу пить (курить), у меня... (например, аллергия)”.

Ситуации для анализа:

1) Ваш друг начал курить, употреблять пиво. Попытаетесь ли вы его остановить? Если да, то как? Пли составите ему компанию?

2) Ваша успеваемость в школе намного снизилась из-за того, что вы увлеклись компьютерными играми, и родители запретили пользоваться компьютером в этих целях. Вы обидитесь на родителей, посчитав, что они неправы, и оставите успеваемость на прежнем уровне или постараетесь решить проблему в школе и сделать выводы относительно сложившейся ситуации?

3) Родители решительно советуют вам не дружить с ребятами, которые курят и пьют алкоголь. Будете ли вы продолжать дружбу или нет? Почему? Каковы возможные последствия вашего решения?

(Проверка выполнения задания.)

Сегодня спортом активно занимаются и люди с ограниченными возможностями здоровья. Специально для них проводят чемпионаты и даже Паралимпийские игры — аналог Олимпийских игр. Паралимпийские игры в Сочи в 2014 г. завершились триумфом сборной России. За десять дней спортсмены завоевали рекордные 80 медалей — 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые. Вы только вдумайтесь: 80 медалей! Ведь это не просто цифры, это 80 историй преодоления, в первую очередь самого себя.

3. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон

— Разделитесь на три группы. Вы выступите в роли юных ученых-исследователей. Первая группа отвечает на вопрос: “Телевизор приносит больше пользы или вреда?”, вторая — на вопрос: “Компьютер приносит больше пользы или вреда?”, третья — на вопрос: “Мобильный телефон приносит больше пользы или вреда?”

(Группы обсуждают вопросы и заполняют таблицу, приводя аргументы “за” и “против”, затем представляют результаты своей работы.)

Телевизор приносит больше пользы или вреда?

Аргументы “за”

Аргументы “против”

1. Если мы будем смотреть по телевизору не развлекательные программы, которые не несут нам никакой информации, а научно-познавательные, то это будет шагом к нашему саморазвитию, что само по себе уже хорошо.

2. При просмотре телевизора мы можем почерпнуть полезную информацию, которая пригодится нам в повседневной жизни. Например, кулинарные программы учат нас вкусно готовить и красиво оформлять блюда, программы, посвященные здоровью, учат нас заботиться о нем.

3. Приобщение к миру прекрасного, например, просмотр канала “Культура”

1. В первую очередь просмотр телевизора может вызвать переутомление. Просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому общению с гостями: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

2. У ребенка при просмотре телевизора может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под его влияние. В некоторых случаях телевизор превращается в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном; заменяет друзей; его просмотр становится хобби, что негативно сказывается на мышлении человека.

3. Еще одна опасность телевидения состоит в пассивности предлагаемых развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Задача человека заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. Например, играя в шахматы, вы должны думать, просчитывать комбинации. При чтении книги мозг также совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи.

4. Чрезмерный просмотр передач и фильмов со сценами насилия повышает у людей склонность к агрессии. Дело в том, что в передачах и остросюжетных фильмах сцены насилия выглядят реальными, ситуации, которые показывают нам по телевизору, вполне можно встретить в реальной жизни. С годами просмотра таких программ мы привыкаем к насилию и становимся равнодушны к нему, а это плохо влияет на нашу психику.

5. Длительное пребывание у телевизора способствует ожирению и набору лишнего веса, так как мы ведем сидячий образ жизни, зачастую питаемся, не отходя от телевизора, чипсами и фастфудом, а также недосыпаем по ночам

Компьютер приносит больше пользы или вреда?

Аргументы “за”

Аргументы “против”

1. Компьютер — помощник школьника. Психологи отмечают, что работа за компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры учат ребят принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние зависит от индивидуальных особенностей ребенка: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие — замечательно рисовать. К тому же хорошие развивающие компьютерные игры для детей — это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом может стать отличной школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

2. Компьютер является средством для развлечения и отдыха.

3. Общее обучение с помощью компьютера происходит быстрее и интереснее. Техника дает возможность получить многообразную информацию (материалы электронных энциклопедий с картинками и иллюстрациями, мнение современных ученых и т.д.).

4. Благодаря компьютеру происходит развитие логического мышления, умения концентрироваться, а также улучшение памяти, человек приобретает техническую грамотность

1. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может вызвать компьютер, большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии здоровья, как физическом, так и психическом.

2. Человек “уходит” в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество или потому, что ему трудно общаться с домашними.

3. Если человек предпочитает компьютер книге — это тревожный знак

Мобильный телефон приносит больше пользы или вреда?

Аргументы “за”

Аргументы “против”

1. Мобильный телефон является удобным видом связи и дает возможность родителям и детям контактировать друг с другом. В этом его огромная польза.

2. Сенсорный экран мобильного телефона по-настоящему удобен и даже полезен, способствует улучшению мелкой моторики, сосредоточению, развитию творческих и мыслительных способностей

1. Человек все реже напрямую контактирует с реальным миром и не следит за тем, что происходит здесь и сейчас, а уходит в мир виртуальный, уделяя все внимание тому, что творится на экране телефона.

2. Текстовые сообщения — отдельная беда. Человек, пользующийся мобильным телефоном, получает огромное количество эсэмэсок в день. Получает он их и тогда, когда чем-то занят, и тогда, когда отдыхает, а значит, постоянно отвлекается и не может сосредоточиться.

3. Человек увлекается играми, чтением электронных книг, виртуальным общением посредством мобильного телефона и перестает вести активный образ жизни, что очень плохо влияет на здоровье: приводит к набору лишнего веса и ухудшению зрения

Итак, мы с вами пришли к выводу, что современная техника имеет свои достоинства, но все должно быть в меру!

4. Своими руками

— Сейчас я расскажу вам притчу. Внимательно послушайте ее и ответьте на вопросы.

— Сегодня вы будете изучать чайную церемонию, — сказал учитель и дал своим ученикам свиток, на котором были описаны тонкости обряда.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец учитель вернулся и спросил их о том, что они прочли.

— Вот что мы прочли о чае, напитке богов: “Белый журавль моет голову”, это значит — прополощи чайник кипятком, — с гордостью сказал первый ученик.

— “Бодхисаттва входит во дворец”, это значит — положи чай в чайник, — добавил второй ученик.

— “Струя греет чайник”, это значит — кипящей водой залей чайник, — подхватил третий.

— “Весенний ветер обдувает лицо”, это значит — осторожно сними пену с поверхности, — произнес четвертый ученик.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

— Твой рассказ был самым лучшим, — похвалил учитель последнего ученика. — Ты напоил меня вкусным чаем и постиг важное правило: “Говори не о том, что прочел, а о том, что понял”.

— Учитель, но этот ученик вообще не произнес ни слова, — заметил кто-то из учеников.

— Дела всегда говорят громче, чем слова, — ответил учитель.

— Как вы думаете, почему лишь один ученик показал на деле, что он выучил?

— Вы любите больше рассказывать о том, чему научились, или показывать это на деле?

— Расскажите о каком-либо домашнем трудном деле, которое вы делаете с удовольствием.

— Расскажите, кто вас научил это делать.

(Ответы учеников.)

— Наверное, вы в своей жизни встречались с людьми, которые творили “чудеса” своими собственными руками. Вспомните и поделитесь впечатлениями от встречи с ними и их работами.

(Выполнение задания.)

— А пробовали ли вы в свободное время делать что-либо своими руками? Если да, то что именно?

— Какие чувства вы при этом испытывали?

(Ответы учеников.)

Недавно по телевизору показали дом очень пожилой женщины, который она расписала в русском народном стиле. Пройти мимо такой красоты и не поклониться рукодельнице просто невозможно.

В Астрахани местный художник, используя технику 3D, расписал подъезд дома, в котором жил. Жители невероятно горды и счастливы.

Сорокапятилетний американец Далтон Гетто, работающий плотником, прославился своими необычными поделками. Вот уже 25 лет он вырезает крошечные скульптуры из грифелей простых карандашей. Пробовал экспериментировать и с другими материалами, например, с мелом, но остановился все же на грифельном стержне простого карандаша. При создании своих невероятных творений Далтон не пользуется увеличительным стеклом и работает всего тремя основными инструментами — лезвием, швейной иглой и ножом. Мастер трудится по 1—2 часа каждый вечер после работы, поэтому на создание одной скульптуры уходит несколько месяцев. Больше всего времени заняло изготовление скульптуры карандаша с цепочкой — произведение создавалось два с половиной года.

Вот как много интересного можно сделать в свое свободное время.

5. Что такое хобби

Когда занятие становится увлечением человека и он готов посвящать ему много своего времени, жертвовать чем-либо другим ради этого занятия, можно сказать, что это его хобби.

— Работая с предложенной схемой, дайте характеристику хобби.

— Какие виды хобби вы знаете?

(Проверка выполнения задания.)

— Давайте обратимся к рубрике “Жил на свете человек” на с. 43—44 учебника. Прочитайте текст.

— Можно сказать, что для Бородина сочинение музыки было хобби?

— Поясните свой ответ примерами из собственного опыта или опыта ваших знакомых.

(Ответы учеников.)

— Каких только хобби не придумали люди! Ознакомьтесь с различными видами хобби.

Дополнительный материал

Хобби — это своеобразный способ уйти от монотонной реальности, отдохнуть от работы и заняться тем, что нравится, а не тем, что приносит деньги и не приносит удовольствие. Иногда страстное увлечение перерастает в дело всей жизни и начинает приносить прибыль. Особенно часто это происходит с теми людьми, чьи хобби очень необычны и зрелищны. Так творческая жилка плотника находит свое выражение в создании миниатюрных скульптур из грифелей карандашей, а мужчина с молотком в руках начинает создавать картины из гвоздей.

Резьба по тыкве

Американец Рэй Виллэфен окончил нью-йоркскую Школу изобразительных искусств, но карьере художника предпочел работу школьным учителем, так как очень любит детей и преподавание. В свободное от основной работы время Рэй вырезает невероятные скульптуры из тыквы. В детстве он жил на ферме и рано проявил талант художественной резьбы по дереву и всему, что попадалось ему под руку. Талант скульптора не дал остаться Рэю незамеченным.

Роспись грязных автомобилей

Для американского художника Скотта Уэйда грязная машина — повод взять в руки кисть и щеточку, а не мокрую тряпку и ведро с водой. То, что дорожная пыль — уникальное “сырье” для картин, заметили уже давно: грязные стекла машин часто покрываются надписями вроде “Танки грязи не боятся” или “Помой меня”. Американец Скотт Уэйд пошел немного дальше и приспособил покрытые слоем пыли стекла машин местных жителей под холсты. Все свободное от основной работы время он проводит за росписью грязных машин, украшая их портретами, пейзажами, натюрмортами, карикатурами или же просто забавными картинками.

Рисунки на песке

Художник, серфер и повар-самоучка Джим Деневан часами рисует на песке красивые и самые недолговечные картины. Свои геометрические рисунки художник создает во время отлива при помощи обычной деревянной палки. В течение последних 17 лет Джим нарисовал сотни уникальных изображений по всему миру. Сейчас их можно увидеть лишь на фотографиях.

Вода в стоп-кадре

Начинающему фотографу Хайнцу Майеру из Германии удается запечатлеть потрясающей красоты водяные скульптуры. Фотографией он занялся всего год назад и сразу же увлекся макросъемкой воды и насекомых. Качество его работ сразу же оценили профессионалы. Разноцветные брызги и капли воды при падении и всплеске складываются в причудливые скульптуры, которые Хайнцу Майеру удается запечатлеть на фотографии. По словам Хайнца, фотография для него — это всего лишь хобби и лучший способ расслабиться.

Скульптуры из бумаги

В руках датского художника и дизайнера Питера Каллесена обычный лист белой бумаги превращается в историю из жизни. Мастер вырезает из бумаги или картона различные фигуры и персонажей. Питер Каллесен работает преимущественно с белой бумагой формата А4. По признанию художника, тонкий лист позволяет показать в скульптуре ее хрупкость и незащищенность. “Конечно, я работаю и с цветной бумагой, но белый цвет — всегда в приоритете, потому что в нем есть чистота и некая религиозная святость”, — поясняет Питер Каллесен.

Картины из скотча

Уличный художник из Амстердама создает портреты из клейкой ленты. Голландец Макс Зорн работает по алгоритму: отмотал - приклеил — подрезал - оторвал лишнее. И так слой за слоем, орудуя скотчем и скальпелем, он создает необычные картины, которые потом украшают уличные фонари и прочие осветительные приборы. Его произведения напоминают сцены из старых фильмов. Чаще всего это крупные планы; хотя они и созданы в ограниченной цветовой гамме, игра света и тени помогает добиться реалистичности. Картины необычны еще и тем, что их автору удается запечатлеть особую атмосферу.

Скульптуры из покрышек

Корейский скульптор Йонг Хо Джи освоил довольно нестандартный для создания скульптур материал. Он изготавливает из скульптуры животных из шин. С точностью хирурга на подготовленный скелет Йонг Хо Джи прикрепляет детали. Задача скульптора — не просто сделать каркас, а передать как можно подробнее любые анатомические тонкости каждого отдельного животного. Процесс создания одной скульптуры занимает до трех месяцев.

(Материал взят с сайта www.adme.ru)

— Что объединяет всех этих людей?

— Что полезного вы для себя узнали?

— Как заполнить свободное время полезными делами?

(Ответы учеников.)

IV. Подведение итогов уроков

— Рассмотрите репродукции картин (с. 45—46 учебника), сюжеты которых отражают занятия в свободное время как в прошлом, так и теперь.

— Что из представленного на них вам ближе?

— Послушайте загадку и определите занятие, о котором в ней говорится.

С той и этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться!

V. Рефлексия

— Выполним упражнение “Плюс — минус — интересно”.

(Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу “П” (“плюс”) ученик записывает все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо, по мнению учащегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу “М” (“минус”) ученик записывает все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая, по мнению учащегося, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу “И” (“интересно”) ученик записывает все любопытные факты, о которых узнал на уроке, а также то, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, и вопросы к учителю.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 5, с. 40—48 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполните практическую работу “Учимся распределять свое время” на с. 47—48 учебника.

• Выполните задания в рубрике “Проверим себя” на с. 47 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]