Социальная сфера общества - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Социальная сфера общества - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить учащихся с социальной сферой общества; дать представление о сущности социальной структуры общества; познакомить с терминами и понятиями: социальная сфера, социальная группа, социальная общность, этнос.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать большие и малые социальные группы; приводить примеры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; осознание необходимости анализировать свои поступки с точки зрения правовых норм; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Попугай сидел вместе с вороной в одной клетке. О, как он страдал от такого соседства! “Какой отвратительный черный цвет, какая безобразная фигура”, — думал он.

Ворона тоже мучилась от общества попугая. Грустная и подавленная, она сокрушалась: “Почему именно на мою долю выпало такое несчастье? Мне было бы куда приятнее сидеть с другой вороной и радоваться тому, что мы вместе”.

Вопросы к классу

— О чем эта притча восточного мудреца Сааи?

— В чем ее смысл?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Социальная сфера общества”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Социальная сфера.

2. Социальные группы.

3. Социальные общности.

4. Этносы.

III. Введение в новый материал

Проблемное задание. Жан Жак Руссо утверждал: “Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе”. В ходе урока мы должны определить собственное отношение к данному утверждению.

IV. Работа по теме урока

1. Социальная сфера

На прошлых уроках мы пришли к выводу, что общество — это не просто множество людей. Мы — люди — живем в постоянном общении с себе подобными, т. е. в обществе. Вся история человечества — это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Изучать общество всегда интересно. Однажды философ Сократ гулял со своим учеником Федром. Они очутились за воротами Афин. Сократ был поражен красотой местности и начал вслух восторгаться пейзажем. Федр прервал учителя, пораженный тем, что тот ведет себя как чужестранец, которому проводник показывает окрестности. “Что же, — спросил он Сократа, — ты не выходишь даже за городскую стену?” Философ придал ответу символическое значение: “Извини меня, добрый мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе”.

С этого урока вы начнете изучение человеческого общества. Взаимодействие людей в группах и между собой составляет социальную сферу общества.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 57 учебника, дайте характеристику понятия “социальная сфера”.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

2. Социальные группы

Посмотрите друг на друга. Вы все вместе являетесь единой группой — одним классом. Но если приглядеться внимательнее, мы увидим, что в вашем классе существует множество маленьких подгрупп, объединенных по разным причинам. Кого-то связывает, дружба, кто-то сблизился на основе общности музыкальных пристрастий, кто-то является болельщиком команды “Зенит” и т. д.

Итак, общество имеет сложное строение. Оно является совокупностью социальных групп. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу общества.

Социальные группы — основа человеческого общества.

— Как вы думаете, может ли быть верным утверждение: “Численность групп на земле превышает численность людей”?

(Ответы учеников.)

Действительно, это верное утверждение. Ведь человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Задание: изучите схему и прокомментируйте ее.

Все люди на земле составляют одну большую социальную группу.

Задание: познакомьтесь с рубрикой “Интересные факты” на с. 58, 59 учебника и прокомментируйте их.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: вспомните историю Древнего мира и Средних веков.

1. Определите, какие социальные группы существовали в те времена.

2. Приведите примеры социальных групп в древних и средневековых государствах.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: заполните в тетрадях таблицу. К каким социальным группам вы принадлежите? Дайте их краткую характеристику.





(Проверка выполнения задания.)

3. Социальные общности

Общество представляет собой совокупность социальных групп и социальных общностей.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 60 учебника, познакомьтесь с понятием “социальные общности”.

(Проверка выполнения задания.)

Обществоведы выделяют следующие признаки социальной общности:

• сходство условий жизнедеятельности;

• общность потребностей;

• наличие совместной деятельности;

• формирование собственной культуры и др.

Виды социальных общностей:

• классы и социальные слои;

• социально-демографические;

• профессиональные;

• конфессиональные (религиозные);

• этнические и территориальные;

• сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. Эти многочисленные группы ученые объединили в две большие группы.

Задание: работая с текстом п. 3 § 7 учебника, заполните таблицу.

Социальная общность в узком смысле

Социальная общность в широком смысле

В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы — совокупности людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют друг с другом, обмениваются услугами, зависят друг от друга и т. д. (например, жители поселка)

В широком смысле социальная общность — синоним социальной группы. Это объединения людей, которые формируются на основе:

• своей культурно-исторической самобытности (народы, нации);

• родственных связей (семья);

• возраста;

• социального положения и т. д.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: рассмотрите иллюстрации на с. 60.

— Какие социальные общности изображены на них?

— Как вы относитесь к подобным социальным общностям?

Задание для первой группы: представьте социальную общность спортивных фанатов, выделяя их положительные черты.

Задание для второй группы: представьте социальную общность спортивных фанатов, выделяя их отрицательные черты.

(Проверка выполнения задания.)

4. Этносы

— Я сейчас прочитаю стихотворение В. Кострова. Какова его главная мысль?

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ —

Иван, не помнящий родства.

Ни огонька,

Ни поля чести.

Ни проливного бубенца.

Ни доброй памяти,

Ни песни,

Ни матери

И ни отца.

Тут не увечье,

Не уродство,

Не тать — рука у топора,

А сердца вечное сиротство

И в светлом разуме дыра.

И в ближней стороне,

И в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван, не помнящий родства.

(Проверка выполнения задания.)

Особое место в структуре общества занимают национальные общности — этносы.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 61 учебника, познакомьтесь с понятием “этносы”

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Предлагаю проследить, как и когда появились племя, народность и нация. Для этого прочитайте п. 4 § 7 учебника. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Задание: работая в парах, познакомьтесь с дополнительным материалом и выполните задание.

Дополнительный материал

В VI—VIII вв. восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть Восточно-Европейской равнины, на этой территории проживали 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне.

В IX в. формируется государство у восточнославянских племен с центром в Киеве — Киевская Русь.

В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя отправляло свое ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом. “Мы из рода русского”, — говорили они с гордостью.

В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.

В результате монголо-татарского нашествия в XIII в. древнерусская народность была разобщена.

С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо-Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык.

Жители Юго-Западной и Западной Руси оказались в составе Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В то же время, не имея связей с Северо-Восточной Русью, они усвоили особенности местных диалектов, быта и культуры.

В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель.

Из некогда единой древнерусской народности формируются русская, украинская, белорусская народности. Позже, с образованием централизованного государства и развитием капиталистических отношений, формируется нация русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса — нации.

(К доске выходят три ученика.)

Задание: распределите карточки по группам:

• племя;

• народность;

• нация.

Карточки: поляне, древляне, кривичи, вятичи, северяне, радимичи; древнерусская народность; русские, белорусы, украинцы. (Проверка выполнения задания.)

Таким образом, племя — исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов.

Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

Нация сформировалась в период развития промышленного производства. Для нее характерно наличие:

• государственной власти;

• общности экономической жизни;

• развитой социальной структуры.

V. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— О чем бы вы хотели еще узнать по данной теме?

— С какими выводами урока вы согласны и с чем готовы поспорить?

Домашнее задание

1. Прочитать § 7 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполнить задания рубрики “Практикум”.

• Написать эссе на тему “Этническое многообразие — богатство или беда России?”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]