Какие бывают государства - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Какие бывают государства - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить учащихся с основой политической сферы жизни общества — государством; выяснить, когда и почему появились первые государства; познакомить с терминами и понятиями: государство, государственный суверенитет, демократия, монархия, республика.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать теории происхождения государства; указывать признаки и формы государства; понимать роль и значение государственных символов; выражать свое отношение к роли и влиянию государства на общество; понимать необходимость существования государства в жизни общества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: исследование.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Однажды в одной далекой стране Правитель не спеша прогуливался со своим Советником, наслаждаясь великолепием своих владений, как вдруг он заметил сочащуюся из глины воду.

— А это еще что? — рассердился он. — Что это за грязь на моей земле?

— Это родник, — ответил ему Советник, — он вытекает из недр Земли и находит для себя самое удобное место для выхода наружу. Здесь неподалеку есть пруд, который наполняется водой из источника, и мы берем оттуда воду для приготовления различных блюд для твоего стола, о мой Повелитель.

— Глупости, — воскликнул Правитель. — Немедленно прекратите это делать. Отныне я запрещаю этому роднику течь! Заложите его камнем и воду для моего стола впредь берите только из моих чистейших бассейнов, выложенных ценнейшими породами мрамора.

— Но, мой Повелитель, — осмелился возразить ему Советник, — вода в бассейнах может закончиться.

— Чушь, — рассердился Правитель, — мои фонтаны текут день и ночь, наполняя мои многочисленные бассейны. Они неисчерпаемы. Глупо сравнивать с ними этот слабый маленьких глинистый ручеек, который легко заткнуть одним небольшим камешком.

Советник не осмелился его ослушаться, и родник был завален камнями.

Через год во владениях Правителя наступила засуха, и погибли все сады. А еще через полгода закончилась вода в бассейнах, и умерли от жажды сам Правитель и все его советники. Прежде великолепные мраморные бассейны покрылись толстым слоем грязной сухой пыли, и разрушился замок Правителя.

А еще через полгода рассохся камень, затыкавший родник и чистейшая струя прохладной воды начала оживлять весь растительный мир вокруг. Вскоре зазеленели первые травинки, набухли на веточках молодые клейкие почки, замелькали разноцветные бабочки и застрекотали кузнечики. И на могиле Правителя раскрыл свои лепестки великолепный алый мак.

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— В чем ее смысл?

— Какое отношение она имеет к урокам?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: “Какие бывают государства?”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроках.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Происхождение государства.

2. Признаки государства.

3. Государственные символы.

4. Какие бывают государства?

III. Введение в новый материал

В разные исторические времена люди задумывались о сущности и роли государства в жизни общества. Например, мудрец Конфуций так говорил о справедливом государстве: “Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести”. Можно ли с ним согласиться? Или его слова безнадежно устарели? Попробуем ответить на эти вопросы.

IV. Работа по теме уроков

1. Происхождение государства

— Какие ассоциации возникают у вас при слове “государство”?

(На доске учитель записывает ответы учеников.)

А теперь проверим, насколько правильно ваше определение этого слова и у кого это получилось лучше. На партах лежат рабочие листы, где дано несколько определений слова “государство”. Внимательно прочитайте их и выберите то определение, которое вам кажется самым точным. Свой выбор аргументируйте.

Рабочий лист

1. Государство — это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление его делами.

2. Государство — это историческая форма союза людей, которая в идеале направлена на свободу и благополучие граждан, это воплощение права в обществе, оно выражает реальное господство всеобщей воли, обеспечивающей возможность свободы.

3. Государство — это аппарат управления в рамках определенной территории.

4. Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

5. Государство — это “общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органами государства”. (Н. М. Коркунов)

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Таким образом, государство выполняет важнейшую роль в организации жизни людей. Если говорить образно, то в одной руке у государства серп, который служит символом созидания, благополучия и богатства, а в другой — меч — символ справедливости и силы.

Творческое задание. Представьте на минуту, что государство исчезло. Что бы произошло с нами?

(Ответы учеников.)

Следовательно, государство является не менее ценным изобретением человеческой мысли, чем колесо, паровой двигатель или компьютер.

В прошлом году вы познакомились с историей Древнего мира.

— Вспомните, когда и где появились первые государства.

— Почему 5—6 тыс. лет назад появилась необходимость в их создании?

(Ответы учеников.)

Групповое задание. До сих пор среди ученых мира нет единой точки зрения относительно причин происхождения государства. Представим, что в классе собрались сторонники различных научных направлений и пытаются доказать правоту своих воззрений. Предоставим им слово.

Чтобы организовать пресс-конференцию, разделимся на семь рабочих групп. Каждая группа внимательно изучает дополнительный материал и представляет результаты работы.

Дополнительный материал для первой группы

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория возникла одной из первых (от древнегреч. теос — бог). Согласно этой теории государственность есть воплощение веления богов. Царь, правитель, фараон — наместники бога на земле. Повеления власти государя служат проявлениями божьей воли. Основы подобной теории были заложены еще на Древнем Востоке. Так, в Египте, почитали благого бога — фараона наряду с великими богами — творцами мира. В Древнем и средневековом Китае правитель именовался Сыном Неба, владыкой Поднебесной. В качестве представителя народа перед Богом, наместника Божьего на земле почитался и российский самодержец. Есть немало сторонников подобных взглядов на происхождение государственной власти и в наши дни.

Согласно теологической теории верховная власть не должна была вызывать сомнений в своем величии, в своем праве вершить судьбы людей. Ей незачем доказывать свои полномочия при помощи законов, конституций. Какова бы ни была власть, с точки зрения людей, хорошая или плохая, на нее нельзя роптать, ей нельзя противиться. Если власть авторитарная и жестокая, то виноваты в этом сами люди. И за их прегрешения боги посылают им именно такую власть — во искупление. Люди должны проявлять смирение и покорность.

Таким образом, теологическая теория чрезвычайно удобна для власти, так как она лишает народ права на сопротивление насилию. Ее нельзя и оспорить. Либо мы веруем в то, что всякая власть от Бога, либо мы не веруем в это (но за неверие нас ждет наказание на небесах).

Вопросы к группе

1. Когда зародилась теологическая теория происхождения государства?

2. Что означает понятие “теологический”?

3. В каких странах эта теория была распространена?

4. Определите ее сущность.

5. Проанализируйте данную теорию.

Дополнительный материал для второй группы

Патриархальная теория происхождения государства

Столь же давно, в эпоху древних государств, родилась патриархальная теория происхождения государства (от лат. pater — отец). Сторонником этой теории был Аристотель. По его мысли, человек есть “политическое животное” и обретает себя только в общении с себе подобными. Сначала возникает семья, в которой человек учится порядку, подчинению, общению, затем из семьи вырастает государство.

Следовательно, государство вырастает из семьи, формируется и живет по ее законам. Наиболее естественным государственным строем в патриархальной теории признается царская власть — монархия. Власть правителя, царя сравнивается, уподобляется власти отца. Царь — отец всего народа, всех людей, живущих в данной стране. Сторонником патриархальной теории можно назвать и китайского мудреца Конфуция. Ой утверждал, что для управления государством достаточно таких качеств, как сыновняя почтительность и братская любовь. На Руси в народе царя также называли батюшкой: он и казнит, и милует своих детей, руководствуясь единой своей волей и мудростью.

При всей простоте и понятности патриархальная теория происхождения государства имеет далеко идущие последствия. Если правитель — отец народа, то нужны ли законы, одобренные народом, чтобы править? Нужен ли единый порядок, которому должен подчиняться и сам правитель? Ведь отцу для того, чтобы наказать сына, не нужно никаких особых разрешений. Опираясь на подобную теорию, правитель со своим окружением может управлять страной по собственному усмотрению.

Вопросы к группе

1. Когда зародилась патриархальная теория происхождения государства?

2. Что означает понятие “патриархальный”?

3. В каких странах эта теория была распространена?

4. Определите ее сущность.

5. Проанализируйте данную теорию.

Дополнительный материал для третьей группы

Договорная теория происхождения государства

С усложнением хозяйственной деятельности, всей общественной жизни люди поняли, что по-старому жить нельзя. Они решили, что определенная группа людей должна взять на себя заботы об общих делах, о защите и безопасности остальных членов общества, которые, в свою очередь, получили бы от нее возможность спокойно трудиться, торговать, заниматься своими частными делами. Для того чтобы власть могла решать эти важные вопросы, ее наделяют полномочиями. Каждый уступает ей часть своей личной независимости и свободы, обязуется выполнять ее распоряжения, законы, выплачивать налоги, на которые власть могла бы существовать и исполнять свои функции. Так люди договорились между собой, и как результат этого общественного договора возникло государство.

Эта теория родилась в глубокой древности. Подобные идеи высказывались в Индии, Китае, в античном мире. Наиболее обстоятельно эта теория была разработана в Новое время.

Главным в теории стало положение о взаимной ответственности власти и народа по отношению друг к другу. Народы получили право на сопротивление тирании. Сила государства — в доверии народа. Но человеку труднее жить в таком государстве, поскольку он должен не только повиноваться, но и активно вмешиваться в процесс принятия государственных решений.

Вопросы к группе

1. Почему назрела необходимость в возникновении данной теории?

2. В чем ее сущность?

3. Когда и где она возникла?

4. Сравните эту теорию с другими.

Дополнительный материал для четвертой группы

Теория насилия

Смысл данной теории в следующем. Одно племя, один народ вторгается на земли другого народа, завоевывает и порабощает его. Покоренный народ, стремящийся вновь обрести свободу, нуждается в постоянной узде. И поработители устанавливают свои порядки и законы, превращаясь в обладателей власти и богатств. Так возникло государство Спарта.

Однако задумаемся: может ли возникнуть таким образом государство — в результате вмешательства одного народа в жизнь другого, будь то завоевание или добровольное признание? Ученые давно пришли к выводу, что в жизни самого покоренного народа прежде должны были произойти сложные внутренние изменения: развитие хозяйства, возникновение новой формы собственности, выделение знати. Угроза со стороны соседей, вторжения и набеги, общение одних народов с другими, стоящими на различных ступенях развития, могут лишь ускорить ход развития общества, но не создать его.

Вопросы к группе

1. В чем смысл данной теории?

2. Приведите примеры проявления ее в жизни.

3. Как к этой теории относятся современные ученые?

Дополнительный материал для пятой группы

Ирригационная теория происхождения государства

Сторонники данной теории полагают, что государственная власть в древнейших государствах Востока — Египте, Месопотамии, Китае — возникла в силу необходимости координировать труд огромного числа людей для строительства каналов, дамб, очистки полей. Без обуздания вод великих рек невозможной была бы сама жизнь древних народов.

По преданию, правители первой китайской династии всю жизнь плавали вверх и вниз по реке Хуанхэ, наблюдая за ремонтом разрушенных водой дамб, строительством плотин. Организовывали общественные работы правители Египта, Шумера и Аккада. Именно централизация власти, сосредоточение ее в одних руках для организации общественно значимых работ и привели к тому, что власть на Востоке приобрела деспотический характер. Все жители страны становились ее подданными.

Данная теория сильна тем, что в ее основу положены конкретные условия строительства государственности на Древнем Востоке. Она учитывает особенности хозяйственной деятельности людей и объясняет возникновение государственной власти, исходя из внутренних условий исторического развития народов.

Вопросы к группе

1. Чем вызвана необходимость создания государства согласно этой теории?

2. Приведите примеры.

3. В чем сила данной теории?

Дополнительный материал для шестой группы

Психологическая и биологическая теории возникновения государства

Русский ученый Л. И. Перажицкий полагал, что все люди от рождения обладают определенными психологическими особенностями: одни испытывают потребность к управлению, другие — к подчинению. В государстве и праве находят воплощение именно эти проявления. Определенным образом с ней перекликается другая теория, получившая название биологической. Ее сторонники считают, что все люди, как и животные, делятся на две группы: хищников и травоядных, сильных и слабых. Сильных — абсолютное меньшинство, и, чтобы выстоять в борьбе против слабых, им необходимо организовываться и захватывать власть. Они должны издавать законы для слабых, провозглашать свои порядки, держать слабых в повиновении. Вся история развития человечества, по данной теории, есть лишь борьба между сильными и слабыми за власть.

Вопросы к группе

1. Какова сущность психологической теории?

2. Какова сущность биологической теории?

Дополнительный материал для седьмой группы

Классовая теория возникновения государства

Авторы данной теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Возникновение государств объяснялось внутренними причинами, т. е. процессами, изменениями, происходящими в самом обществе. Главным в процессе образования государств было развитие производительных сил общества — их человеческого компонента, а также технического — последовавшее за этим общественное разделение труда. В результате выделились семьи как самостоятельно хозяйствующие ячейки общества, возникла частная собственность. Общественное разделение труда привело к появлению отдельно хозяйствующих семей, к обособлению собственности. Общество разделилось на богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Государство же обязано было обслуживать интересы главным образом верхов и удерживать в повиновении трудовой народ. Главное в данном подходе: государство — это, прежде всего, аппарат насилия, классового господства.

Вопросы к группе

1. Кто является авторами данной теории?

2. Проследите этапы зарождения государства по Ф. Энгельсу.

3. Что является главным при подобном подходе?

(По ходу презентации работы групп заполняется таблица.)

Теории образования государств

Название теории

Представители

Содержание

Оценка





Сегодня термин “государство” употребляется в разных значениях.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

(Проверка выполнения задания.)

2. Признаки государства

Мы продолжаем знакомиться с основой политической сферы жизни общества — государством. Предлагаю совершить экскурсию в музей политологии (вспомните, какими вопросами занимается эта наука).

Сегодня мы попадем с вами в один из залов музея, который называется “Признаки государства”.

В зале шесть экспозиций, рассказывающих о признаках государства. Но они еще не оформлены. Это придется делать вам. Для ускорения процесса предлагаю разделиться на шесть творческих групп. Используя материал п. 2 § 6 учебника, дайте характеристику отличительных признаков государства, свою работу оформите и подготовьте мини-экскурсию.

Задание для первой группы: охарактеризуйте признак государства — единая территория.

Задание для второй группы: охарактеризуйте признак государства — суверенитет.

Задание для третьей группы: охарактеризуйте признак государства — аппарат управления.

Задание для четвертой группы: охарактеризуйте признак государства — налоги.

Задание для пятой группы: охарактеризуйте признак государства — наличие законов.

Задание для шестой группы: охарактеризуйте признак государства — гражданство.

(Проверка выполнения задания и презентация работы групп.)

3. Государственные символы

Посмотрите на слайд презентации. Вы видите на нем три полосы — красного, синего и белого цвета. Расположите их так, чтобы они были связаны с нашим государством. Свой выбор объясните.

(Ученики выкладывают цвета российского флага.)

— Что такое государственные символы и чем они отличаются от остальных символов?

— Какие государственные символы вам известны?

Государственные символы представляют официальный статус определенного государства. Для любого современного государства его символ существует в триединстве:

• герб;

• флаг;

• гимн.

Действительно, одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики — герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Давайте убедимся в справедливости наших выводов.

— Что вы знаете о национальных флагах?

— Какова их история?

— Что означает их цветовая гамма?

— Какую роль они играют в жизни страны?

(При ответах учеников используются слайды мультимедийной презентации.)

Слайд 1. Термин “флаг” в переводе с греческого означает “сияние”, “горение”. Боевые стяги и знамена существовали на Руси еще в древности. В те времена вместо слов “флаг” и “знамя” употребляли слово “стяг”. Выражение “поставить стяг” означало — построить дружину к битве. Стяг “стягивал” витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей. Примечательно и происхождение слова “знамя”. Знамениями называли изображения православных святынь. После того как на стягах стали изображать Св. Георгия и другие святые лики, они превратились в “знамения”, а затем в “знамена”.

Слайд 2. Первый российский флаг был принят при Петре I в 1693 г. Согласно его приказу на всех кораблях Российского флота были подняты трехцветные флаги. На красном фоне был изображен двуглавый орел. С того времени несколько видов флагов олицетворяли статус Российской державы. Современный российский национальный флаг появился в 1991 г.

Слайд 3. Красный, белый и синий цвет флага появился при царе Алексее Михайловиче. Почему были выбраны именно эти цвета?

Красный цвет имел в то время значение “красивый”. Русские люди обычно использовали слово “красный”, описывая солнце — “красно солнышко”, дома, улицы — “красная площадь”, красивый людей — “красный молодец”. Согласно традиции невеста была одета в красное платье во время венчания.

Слайд 4. Синий цвет также был очень популярен на Руси. Небо, вода, целый мир ассоциировались с синим цветом. Кроме того, синий цвет являлся символом дружбы и союза для славянских народов — русского, украинского и белорусского.

Слайд 5. Белый цвет являлся символом веры в Бога, царя и Родину. В России люди всегда считали, что белый цвет означает свободу, открытость и чистоту.

Слайд 6. В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка цветов флага России:

• белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

• синий — цвет веры и верности, постоянства;

• красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд 7. Флаги в нашей стране до недавнего времени появлялись лишь в дни праздников. Теперь положение изменилось. Даже появился национальный праздник — День Государственного флага, который отмечают 22 августа.

— А что вы знаете о гербе нашей страны?

Слайд 8. Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. Правой лапой орел сжимает скипетр — жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава — золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона — символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.

Слайд 9. Хотя по форме современный герб повторяет герб Российской империи времен Петра I, смысл его теперь трактуется по-другому.

Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России, короны означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов Федерации и могут рассматриваться также как символ союза трех ветвей власти: законодательной, административной и судебной.

Скипетр и держава подразумевают сильную власть и единство государства. Всадник, поражающий копьем дракона означает победу добра над злом, готовность народа защищать свою свободу и независимость.

— Третьим государственным символом является гимн.

Слайд 10. Гимн — слово древнегреческое, происходящее от глагола “гимено” (петь, прославлять). Гимн — торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Таким образом проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Гимн утверждает связь поколений в жизни страны.

Слайд 11. В истории нашего государства было несколько вариантов гимна. До революции был гимн “Боже, царя храни”. Более 70 лет в нашей стране звучал Государственный гимн на музыку А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова, Г. Г. Эль-Регистана. Но в 90-е гг. XX в. от него отказались, так как он воспринимался как гимн, прославляющий советское время с его страшными и жестокими страницами истории.

Слайд 12. К 2000 г. споры о новом гимне закончились утверждением нового варианта гимна на музыку А. В. Александрова, к которому поэт С. В. Михалков написал другой текст. Да, история советского периода содержит много горьких и страшных страниц, но это наше прошлое, и от него отказываться нельзя.

Достоинство гражданина в том, чтобы помнить прошлое и не повторять ошибок.

— Какие чувства вы испытываете при звуках Государственного гимна?

— Как ведут себя люди, когда звучит гимн?

(Ответы учеников.)

Кроме официальной символики, в некоторых странах есть свои девизы. Девиз страны, как правило, отражает основную идею всего общества, нации.

Задание: изучите данные таблицы, которая познакомит вас с девизами различных государств.

— Девиз какой страны вам понравился больше других? Свой ответ объясните.

— В этой таблице не указан девиз России.

— Девиз какой страны, по вашему мнению, более всего подошел бы нашей стране?

— Почему?

— Что бы вам в нем хотелось изменить?

— При желании вы можете предложить свой вариант девиза.

Девизы государств

Государство

Девиз

Андорра

Мужество — единственная удача

Бельгия

Союз дает силу

Великобритания

Бог и мое право (бывший боевой клич английских королей)

Испания

Великая свобода без предела

Мальта

За храбрость

Нидерланды

Я сдерживаю (боевой клич принца Вильгельма Оранского)

Франция

Свобода, Равенство и Братство

США

При разнообразии — едины

Канада

От моря до моря

Бразилия

Порядок и Прогресс

Гондурас

Свобода, Суверенитет и Независимость

Колумбия

Свобода и Порядок

Панама

По милости всего света

Парагвай

Мир и Законность

Суринам

Справедливость, Благочестие, Доверие

Чили

За Разум и Силу

Ямайка

Из многих отдельных людей — один народ

Индонезия

Единство в многообразии

Непал

Знание — сила, труд — необходимость

Гана

Свобода и Справедливость

Камерун

Мир, Труд, Родина

Уганда

За хорошую и мою страну

Чад

Единство, Труд, Прогресс

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Как вы думаете, прав ли был немецкий философ В. Вундт, утверждавший, что национальные символы вернее всего отражают характер нации?

(Ответы учеников.)

4. Какие бывают государства?

Государства бывают разные.

Задание: назовите государства, которые вам известны. (Проверка выполнения задания.)

Названные государства можно подразделить на:

• демократические;

• недемократические.

Задание: представьте себе, что одна половина класса проживает в демократическом государстве, а вторая — в недемократическом. Сегодня вам предоставляется возможность дать характеристику своего государства. При ответе используйте п. 4 § 6.

Вспомогательные вопросы для первой группы

— Дайте определение понятия “демократия”.

— Какова роль народа в демократическом государстве?

— Какова роль государства?

— Какова древняя форма демократического государства?

— Дайте характеристику понятия “полис”. В чем его особенности?

— Какие еще города-государства вам известны? Вспомогательные вопросы для второй группы

— Как складываются отношения между властью и народом в недемократических государствах?

— Приведите примеры недемократических государств, используя полученные знания из курса истории.

(Проверка выполнения задания.)

По тому, как формируется верховная власть, государства делятся:

• на монархии;

• республики.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 54, познакомьтесь с понятиями “монархия” и “республика”.

— Определите их общие черты.

— Найдите черты различия.

(Проверка выполнения задания.)

Современная Российская Федерация — демократическое государство с республиканской формой правления.

V. Подведение итогов уроков

Известна фраза французского короля Людовика XIV “Государство — это я”, которой он определил свою неограниченную власть в стране.

— А как вы понимаете выражение “Государство — это мы”?

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 6 учебника.

2. Задание на выбор.

• На гербах каких современных государств изображен орел? Что означает этот символ? Подготовить ответы на вопросы, используя материалы энциклопедий и ресурсы Интернета.

• Для чего нужно государство? Свой ответ аргументировать.






Для любых предложений по сайту: [email protected]