Что значит быть гражданином России - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Что значит быть гражданином России - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием гражданственность; объяснить, кого можно называть настоящим гражданином, что значит любить Родину; объяснить суть процесса приобретения гражданства; воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю; познакомить с терминами и понятиями: гражданин, гражданство.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать качества гражданина; приводить примеры проявления патриотизма в современной России; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: проблемный.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Нет опаснее человека, который равнодушен к судьбе родной страны. Польский писатель Б. Ясинский в книге “Заговор равнодушных” писал: “Не бойся врагов — в худшем случае они тебя убьют. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство”.

— Можно ли согласиться с данным высказыванием? Вернемся к его обсуждению в конце урока.

Тема урока: “Что значит быть гражданином России”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроках.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Кто такие граждане и что такое патриотизм.

2. Кто является гражданином Российской Федерации?

3. Достойный гражданин своего Отечества.

III. Введение в новый материал

Мы живем в государстве, которое называется Российской Федерацией, и являемся его гражданами. Термин “гражданин” появился еще в период Античности и обозначал полноправного жителя городской общины (полиса), обладавшего исключительным правом участвовать в управлении общественными делами, голосуя в народном собрании и занимая выборные должности. На Руси к X — началу XI в. относится появление терминов, обозначавших городское население: горожанин, гражданин. И лишь позже это понятие наполнилось новым смыслом.

Что значит быть гражданином? Какими качествами должен обладать этот человек? Какие права и обязанности есть у гражданина? Как взаимосвязаны понятия “гражданин” и “государство”? На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Кто такие граждане и что такое патриотизм

Гражданство — это не пассивная принадлежность к государству, а участие в его делах. Гражданами называют людей, которые имеют правовые отношения со своим государством, права и обязанности, закрепленные в законах и охраняемые государственной властью.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 184 учебника, познакомьтесь с понятием “гражданство” и выделите в нем ключевые слова,

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Словарь юридических терминов не всегда четко определяет все оттенки сложных обществоведческих понятий. Попробуем восполнить этот недостаток.

Разделим класс на четыре группы, которые условно назовем “филологи”, “историки”, “философы” и “политологи”. Каждая из групп работает в соответствии с заданиями в течение 7—10 мин.

Задание для филологов: используя знание содержания различных литературных произведений, выделите качества личности, определяющие человека как гражданина. Приведите примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности.

Задание для историков: приведите примеры поступков исторических личностей, которые можно характеризовать как гражданские. Кого и почему называли гражданами в России? При ответе на этот вопрос используйте факты из российской истории.

Задание для философов: анализируя фрагмент работы русского философа И. А. Ильина (1883—1954), выделите черты, свойственные настоящему гражданину.

Первое, что отличает настоящего гражданина, есть свойственной ему чувство собственного духовного достоинства...

Второе, что отличает настоящего гражданина, — это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющий волевой центр, он есть тот истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах...

Третье, что отличает настоящего гражданина, — это то взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими согражданами и с его государственной властью...

И наконец, четвертое, что отличает настоящего гражданина, — это умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А это значит переживать и осуществлять свои... права как вменяемые самому себе обязанности, а свои обязанности — как свои драгоценные и почетные права.

Задание для политологов: проанализируйте фрагмент трактата “Политика” древнегреческого мыслителя Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Какие качества гражданина выделил в трактате Аристотель?

И о детях, не достигших совершеннолетия и потому не внесенных в гражданские списки, и о старцах, освобожденных от исполнения гражданских обязанностей, приходится сказать, что и те, и другие граждане лишь в относительном смысле, а не безусловно. Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти. Поэтому мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании. Тот гражданин, о котором сказано выше, соответствует преимущественно гражданину демократического устройства; к остальным видам государственного устройства это определение подходить может, но необязательно.

(Представители каждой группы докладывают о результатах работы, дополняя список качественных характеристик личности и используя примеры. Итог работы — составление наиболее полного представления о личностных качествах гражданина и последующее его обсуждение.)

Задание: закончите предложение (работа в парах).

Рабочий лист

Гражданин - это человек, который:

любит______________­_______________ ;

хранит______________­_______________ ;

уважает____________________________ ;

переживает_________________________ ;

гордится____________________________ ;

помогает____________________________ .

(Проверка выполнения задания.)

Гражданина любого государства отличает любовь к своей Родине, т. е. чувство патриотизма. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. И как можно не любить родные края, если вокруг все знакомо с детства? Именно здесь человек ощутил впервые тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев и сестер.

Туристы, попадая в пустыню на арабском Востоке, нередко встречаются с кочевниками. Это бедуины — коренные жители выжженной солнцем земли. Их жизнь очень проста. Да и каким может быть комфорт в пустыне? Но они не хотят покидать эти места. Хотя могли бы, ведь многие из них имеют хорошее образование. Люди везде любят свою Родину и гордятся ею, хотя приезжим она может показаться не очень привлекательной.

Но можно ли не гордиться такой страной, как наша Россия! Сейчас у людей есть выбор, они могут уехать в любую страну как туристы. Границы открыты, и некоторые люди выбирают для себя судьбу эмигрантов. Когда спрашивают такого человека: почему ты уехал, он отвечает: “Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше”. Но есть проблема, с которой сталкиваются эмигранты, покинувшие Россию. Это ностальгия. Так называют не утихающую ни на минуту тоску по Родине.

Приведу пример. Бывший российский гражданин женился на датчанке и стал подданным королевы Дании. Когда его спросили, тоскует ли он по Родине, сначала он в ответ пробормотал что-то невнятное: “Давно не смеялся над тем, что смешно в России, и не понимаю того, над чем смеются датчане”. А потом признался, что тоскует по запаху борща, который он обожает; пожалел, что в саунах не парятся березовым веником; сказал, что местное Рождество очень красивое, но другое, и т. д.

— Как вы думаете, что же хотел сказать эмигрант? При ответе используйте высказывание А.Н. Толстого, который говорил: “Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это создание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней”.

(Проверка выполнения задания.)

Русский ученый, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил слово “патриот”: это любитель Отечества, ревнитель блага его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.

Сейчас можно было бы сказать просто: патриот — это человек, который любит свою Родину и заботится о ее процветании.

Патриот — очень высокое слово. Редкий человек осмелится громко заявить о себе: “Я — патриот”. Чаще говорят о другом человеке: “Он настоящий патриот”. Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной. Военная история нашей Родины полна такими примерами.

Великая Отечественная... Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Послушайте отрывок из поэмы Р. И. Рождественского “Реквием”.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тихо сказала: “Вставайте на помощь...” — Родина

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Именно такой выбор сделал генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, когда попал в плен к фашистам. Ему предложили стать предателем. В случае отказа гитлеровцы пообещали генералу не только лютую смерть, но и позор. Для этого достаточно было сообщить ложные сведения о его предательстве. Для воина и человека чести это было страшнее гибели. Но русский генерал, патриот Карбышев предпочел мученическую смерть.

Проблемный вопрос. Казалось бы, все просто: люби Родину. Но что значит любить свою Родину?

Задание: послушаете знаменитую басню И. А. Крылова “Две Бочки”.

Две Бочки ехали; одна с вином,

Другая пустая.

Вот первая — себе без шуму и шажком

Плетется. Другая вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

И пыль столбом;

Прохожий к стороне скорей от страху жмется,

Ее заслышавши издалека.

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку,

Кто делов истинно, — тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

(Проверка выполнения проблемного задания.)

В одной из московских газет была опубликована заметка. Вы ее внимательно прочитайте и ответьте на вопрос: что значит любить свою Родину?

О душе без чувства Родины

Это была симпатичная девушка с внимательными, чуть ироничными глазами. Ее не считали легкомысленной: училась без троек, увлекалась английским языком и фотографией, писала стихи, ходила в театры, на выставки.

И вдруг... “По местам боевой славы? Ездила с классом. Забыла по каким. Музей? Открыли недавно. Ветераны приезжали. На следующий праздник опят приедут. О чем рассказывали? Да разве все упомнишь? Кто собирал экспонаты для музея? Собирал кто-то. Не из нашего класса. Что делала сама? В каком смысле? В смысле сбора материала? Так мне никто ничего не поручал. Знают, как я занята. Да и формализм все это...”

Конечно, формализм. Если приехать к Вечному огню, а думать совсем о другом. Если не заметить рядом солдатскую вдову с выцветшими от слез глазами. И еще одну вдову — юную, недавно приезжавшую сюда невестой... Если в сердце не осталось даже маленькой щелки для чужой беды. Спит душа у нашей девочки...

— Любит ли она свою Родину? Свое мнение аргументируйте.

(Ответы учеников.)

Задание: на экране вы видите фразы известных людей о патриотизме. Внимательно их прочитайте и определите, что их объединяет. Заметили ли вы какие-либо различия?

Что значит быть патриотом

“Любить — да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать” (Василий Розанов).

“Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом” (В. Г. Белинский).

“Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее” (Теодор Рузвельт).

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, патриотизм не ограничивается одной жертвенностью. Авторы учебника призывают вас к тактике “малых дел”: не сорить на улице, не пачкать парты, стены, беречь школьное имущество, помогать старшим, хорошо учиться. А в более широком смысле:

• действовать для блага Родины;

• гордиться Родиной;

• не совершать того, что может навредить Родине.

2. Кто является гражданином Российской Федерации?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, кто, когда и как может стать гражданином Российской Федерации? На эти вопросы вам поможет ответить Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”.

Задание: работая с текстом закона и материалом п. 2 § 22 учебника, изучите юридические основания для получения российского гражданства.

Дополнительный материал для первой группы

Приобретение гражданства по регистрации

Регистрация гражданства — это упрощенный порядок приобретения гражданства России. Этот порядок также имеет большое значение для граждан бывшего СССР. Так, по регистрации приобретали гражданство граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории бывших союзных республик, если они вернулись на жительство в Россию и заявили о своем желании быть гражданами России до 31 декабря 2000 г.

С просьбой о своем желании стать гражданами России имеют право обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет, если они постоянно проживают на территории России в общей сложности пять лет или непрерывно 3 года. Для беженцев эти сроки сокращены в два раза.

Ходатайство о приеме в гражданство РФ подается в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Прием в гражданство осуществляется на основании указов Президента РФ.

Вопросы для первой группы

— Что мы понимаем под регистрацией гражданства?

— Для какой категории населения регистрация имеет особо важное значение?

— Объясните механизм приема в гражданство.

— Кто рассматривает и принимает решение о приеме в гражданство РФ?

Дополнительный материал для второй группы

Приобретение гражданства по рождению

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Этот порядок называется принципом крови, т. е. во внимание принимается кровное родство ребенка со своим родителями. Но иногда вопрос о гражданстве ребенка решается в зависимости от места рождения, такой порядок называют принципом почвы.

Итак, ребенок, родившийся у родителей, являющихся гражданами РФ, становится гражданином РФ независимо от того места, где он фактически появился на свет. Так же решается вопрос и в том случае, если один из родителей ребенка является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства. И в этом случае ребенок становится гражданином РФ автоматически.

Если же один из родителей ребенка является гражданином РФ, а другой — иностранным гражданином, то вопрос о гражданстве ребенка решается соглашением родителей. Если родители не договорились, то ребенок становится российским гражданином, если он родился на территории России, либо по законам страны, где он родился, он станет лицом без гражданства.

Ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если государства, чьими гражданами являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Является гражданином РФ и ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, а также ребенок, находящийся на территории РФ, если оба его родителя неизвестны. Во всех этих случаях действует “принцип почвы”.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т. е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей, а у детей в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать согласие.

Вопросы для второй группы

— Что означает “принцип крови”?

— Что означает “принцип почвы”?

— Приведите примеры конкретных ситуаций о решении получения гражданства.

Дополнительный материал для третьей группы

Восстановление в гражданстве

В том случае, если гражданин России по каким-либо причинам утратил гражданство, он может быть восстановлен в гражданстве РФ на основании поданного им ходатайства.

Выбор гражданства

Люди, проживающие на территории, которая по каким-либо причинам становится территорией другого государства, имеют право выбора гражданства. Им предоставляется право оставить свое прежнее гражданство или приобрести гражданство того государства, к которому переходит территория.

Основания прекращения гражданства России

Основаниями для прекращения российского гражданства являются:

• выход из гражданства;

• отмена решения о приеме в гражданство;

• выбор другого гражданства.

Вопросы для третьей группы

— Назовите условия восстановления гражданства.

— Назовите основания прекращения гражданства.

— В каких случаях люди могут выбирать гражданство? (Проверка выполнения задания.)

По Конституции РФ, нельзя лишить человека гражданства, более того, государство берет на себя заботу о своих гражданах, даже тех, кто находится за границей.

Например, с 2008 г. у побережья африканского государства Сомали начались многочисленные захваты торговых и рыболовецких судов, танкеров. Делали это сомалийские пираты. Они требовали огромные выкупы, угрожая уничтожить экипажи моряков. Россия направила в этот район свои боевые корабли, которым удалось пересечь несколько пиратских нападений на суда разных стран.

3. Достойный гражданин своего Отечества

Прежде всего, гражданин совершает поступки, которые идут на пользу России. Он просто честно работает. Просто платит налоги. Просто служит в армии. Просто сажает деревья. Просто голосует. Все просто.

Задание: познакомьтесь с дополнительным материалом и ответьте на вопрос: можно ли назвать детского врача Леонида Рошаля достойным гражданином своего Отечества? Свой ответ аргументируйте.

Дополнительный материал

Леонид Рошаль — детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира, пострадавшим в войнах и катастрофах.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Доктор Рошаль побывал не в одной “горячей точке” и спас сотни детских жизней.

После “Норд-Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор за свою жизнь сделал около 20 тыс. операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит: “Я не герой, таких, как я, сотни”.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: выберите признаки, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота России (работа в парах).

• Знает и любит культуру многонациональной России;

• помогает престарелым и инвалидам;

• постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;

• искренне переживает из-за недостатков и ищет законные средства их устранения;

• негативно высказывается о представителях других наций и народностей;

• соблюдает законы;

• применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;

• охраняет природу;

• дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;

• толерантен по отношению к иным религиям, культурам и обычаям;

• часто обнимает белоствольную березку;

• уклоняется от уплаты налогов;

• знает и уважает государственную символику России (герб, флаг, гимн);

• избегает службы в армии;

• демонстрирует свое превосходство над представителями других наций.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая в группе, обсудите “Кодекс гражданина”, который был опубликован в Интернете, и ответьте на вопросы.

— С какими положениями кодекса вы согласны?

— С чем не согласны?

— От каких статей вы бы отказались? Почему?

— Какие пункты вы бы добавили?

Кодекс гражданина

1. Гражданин — патриот, он горячо любит свою Родину.

2. Гражданин верен своему долгу, он честно защищает свою Родину.

3. Гражданин имеет активную гражданскую позицию, он активно участвует в общественной жизни.

4. Гражданин — мужественный человек, он не боится принимать огонь на себя, он ответственный человек.

5. Гражданин вносит посильный вклад в решение экологической проблемы: сажает деревья, охраняет лес, убирает мусор.

6. Гражданин не может спокойно смотреть, как обижают слабых, беззащитных: сирот, стариков, вдов, инвалидов, ветеранов, он защищает их права и добивается восстановления справедливости.

7. Гражданин — человек целеустремленный, он не любит, когда за него решает или делает кто-то другой.

8. Гражданин упорный в учебе, работе, он не перестает бороться со своими слабостями.

9. Гражданин радуется власти не над людьми, а власти над собой.

10. Гражданин извлекает уроки из прошлого, каждого прожитого дня.

11. Гражданин требует перемен, он участвует в политике, он понимает, что его участие в выборах может что-нибудь да значить.

12. Гражданин охраняет памятники культуры от разрушений, участвует в восстановлении церквей.

13. Гражданин не может спокойно смотреть, как от водки и наркотиков гибнет его народ, он требует ужесточения наказания за нарушение закона.

14. Гражданин понимает, что Родину любить — это не просто красиво говорить о ней, а действовать в ее интересах.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов уроков

Гражданственность — это состояние души, правовая ответственность, высокие нравственные ориентиры, любовь к Родине, активная жизненная позиция.

В начале урока мы с вами познакомились с мнением польского писателя Бруно Ясинского, который утверждал: “Не бойся врагов — в худшем случае они тебя убьют. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство”.

— Можно ли согласиться с данным высказыванием? Свое мнение аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 22 учебника.

2. Закончите предложения.

• Патриотизм для меня — это...

• Патриотами не рождаются, ими становятся...

• Будущее нашей Родины зависит от каждого из нас...






Для любых предложений по сайту: [email protected]