Духовные ценности российского народа - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Духовные ценности российского народа - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с духовными ценностями и их видами; выяснить роль и значение религии в формировании духовных ценностей народа; познакомить с терминами и понятиями: духовные ценности, вечные ценности, общечеловеческие ценности, национальные ценности, конфликт ценностей, нравственная дилемма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать духовные ценности; на конкретных примерах показывать роль ценностей в развитии человеческого общества; объяснять причины конфликта ценностей; понимать роль и значение религии в формировании духовных ценностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знаний; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Сидящие предо мной в классе ребята являются ровесниками. Вы читаете одни книги, смотрите одни и те же фильмы, обсуждаете одни и те же вопросы. Можно подумать, что все вы единомышленники. В известной мере это так и есть. Но есть нечто, решительно вас разделяющее. Это жизненные установки, наши представления о том, что дорого нашему сердцу. Один, скажем, полагает, что надо быть добрым, отзывчивым. Другой усмехается: такому добренькому и в автобус не войти. Многие нравственные заповеди очень значимы для одних ребят. Другие, напротив, относятся к ним равнодушно.

У грузинского народа есть традиция. Когда люди сидят за столом, они произносят разные тосты — за здоровье, за счастье, за благоденствие. Но вот праздник подходит к концу. Остается последняя здравица. Она всегда одинаковая — за все святое...

Вопросы к классу

— Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?

— Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Духовные ценности российского народа”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Общечеловеческие ценности.

2. Духовные ценности российского народа.

III. Введение в новый материал

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни для него дороги. Что же подразумеваем мы под этими понятиями? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Общечеловеческие ценности

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение: “Смотри внутрь себя” — предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого диалога? Конечно, те ценности, которые важны для человека. Что же такое ценности?

Задание: слушая рассказ учителя, дайте определение понятия “ценности”, выделите и охарактеризуйте основные черты данного понятия.

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него установки, знали давно. Однако слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось лишь в XIX в.

Ценность — незыблемая, сокровенная жизненная ориентация человека. А идеал — это высшая форма ценности. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, для меня лично.

Люди далеко не всегда опираются на знания, на рекомендации ученых. Допустим, я влюблена. Разве наука доказала, что мой парень самый лучший? Да мне и не нужны научные доводы.

Или человек знает, что он смертен. Это научный факт. Но люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что, по существу, противостоит холодному научному факту.

Следовательно, ценность — это нечто иное, нежели научная истина. Философы интуитивно догадались, что истины науки можно дополнить чем-то более значимым для человека, вырастающим из самых глубин его существа.

(По ходу проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, т. е. выстраивает их по определенной иерархической системе.

А существуют ли вечные, универсальные ценности? То есть ценности, имеющие важное значение абсолютно для всех или для большинства людей?

Задание: послушайте миф и ответьте на вопросы.

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, вспыхивали между ними ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой.

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей.

Вопросы к классу

— О чем этот миф?

— Чему он нас учит?

— Какие вечные универсальные ценности вы можете назвать?

(По ходу проверки выполнения задания соствляется схема.)

Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других.

Задание: прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Это было на Паралимпийских играх в Сиэтле. Девять атлетов — людей с ограниченными возможностями — вышли на старт, чтобы начать забег на дистанции 100 м. Было видно, как они волновались. На лицах можно было прочитать их самое заветное желание — прийти первым, выиграть. Прогремел стартовый выстрел, и соревнование началось. Не всем атлетам удался старт, не всем удалось справиться с волнением. У многих вместо плавного бега получались скованные движения, но все без исключения спортсмены старались изо всех сил.

На середине дистанции самый молодой из атлетов вдруг упал на беговую дорожку и заплакал от горечи потерянной возможности закончить забег. Зрители на трибунах ободряюще замахали ему. Огромные мониторы стадиона показали крупным планом упавшего спортсмена. А он сидел на беговой дорожке и, пряча слезы, тихонько причитал. Ничего не подозревавшие другие спортсмены, пробежавшие уже значительное расстояние, увидев экраны, замедлили бег и оглянулись назад. Они остановились и побежали обратно... Подоспевшие спортсмены помогли мальчику встать. Все девять атлетов обнялись и двинулись вновь к линии финиша.

Зрители на стадионе встали и аплодировали им, пока они не закончили свой забег. С экранов стадиона всем трибунам было видно, каким счастливым светом лучатся глаза этих людей, умеющих побеждать любые трудности. Эти особенные люди познали величайшую мудрость: самое важное в жизни - не победа для самого себя, а умение помочь другим выигрывать, даже если для этого необходимо остановиться и поменять свое направление движения.

Вопросы к классу

— Почему зрители аплодировали поступку спортсменов?

— Какие мысли возникли у вас при прочтении этого текста?

— Какой вывод для себя вы сделали?

(Проверка выполнения задания.)

Осознание человеком того, что есть такие общечеловеческие ценности, как сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, руководит его поступками, регулирует его жизнь. Ценности создаются самими людьми в ходе исторического развития.

2. Духовные ценности российского народа

— Как вы думаете, какие духовные ценности свойственны российскому народу?

(По ходу ответов учеников составляется схема.)

Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает общечеловеческими ценностями.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает исторически унаследованными ценностями.

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает религиозными ценностями.

Дополнительный материал для первой группы

Система ценностей в пословицах и поговорках

Из 275 пословиц, включенных Владимиром Ивановичем Далем в раздел “Добро — милость — зло”, можно составить три группы:

• первая группа пословиц рассматривает значение добра;

• вторая группа пословиц — зло и его проявления;

• третья группа пословиц дает характеристику положительным и отрицательным сторонам человека и общества.

Пословицы первой группы говорят о значении добра в жизни людей.

• Не век жить, а век поминать.

• Доброму добрая память.

• С добрым жить хорошо.

• Ласковое слово — что весенний день.

• Милость и на суде хвалится.

• Милость — подпора правосудию.

• Всякое даяния — благо.

Они ассоциируют зло с возмездием, говорят о том, что малое зло способно свести на нет большое добро, всепрощение должно стать девизом в жизни каждого человека.

• Добрым делом не кори.

• Он мухи не убьет.

• Наш Андрей никому не злодей.

• Зла за зло не воздавай.

• Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

• Господин гневу своему — господин всему.

Они декларируют добро как потребность человека, о добрых, милосердных людях говорят, как о “луче света в темном царстве”.

• Сам с воробья, а сердце с кошку.

• С доброхотом всякому в охоту.

• Свет не без добрых людей.

• Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

• И у курицы сердце есть.

• На милость образца нет.

Пословицы неизменно отмечают высокую цену добрых поступков.

• Доброму Бог помогает.

• Делать добро спеши.

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Доброе дело крепко.

• Доброе дело навек.

• Лихо помнится, а добро век не забудется.

• Болезному милость творить — с Богом говорить.

Пословицы второй группы говорят о наличии зла, гнева в душах людей по отношению друг к другу.

• Гневайся, да не согрешай.

• Гневаться — дело человеческое, а зло помнить — дьявольское.

• Подсыпать кому перцу.

• Я им заварил кашицу, пусть расхлебывают.

• Согнать с бела света.

Они характеризуют дурных, злых людей.

• Как на лес взглянет — так и лес вянет.

• От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека — ничем.

• У злой Натальи все люди канальи.

• Сердце с перцем, душа с чесноком.

• Сера, что свинья, а зла, что змея.

• Ты ему слово, а он тебе десять.

• Немилостивому мил не будешь.

Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному.

• Не всяк злодей, кто часом лих.

• Туча не без грому — хозяин не без гневу.

• Где гнев, там и милость.

• Горького проклянут, а сладкого проглотят.

• Не все по затылку, ино и по головке.

Большая группа пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно отмечая их слабости.

• Это его слабая струна.

• Он на эту ногу немножко прихрамывает.

• Видно, не той ногой порог переступил.

• Левой ногой с постели ступил.

• Бог ему судья.

• Господь с тобой.

• Бог простит, только вперед не каверзи.

Пословицы говорят о том, что о человеке нужно судить по его делам, поступкам.

• Сделав добро, не кайся (не попрекай).

• Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.

• Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.

• Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу - в гневе.

• С живого кожу дерет.

• Дерет с живого и с мертвого.

Так в пословицах отразились представления о моральных качествах человека. В них утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество — добродетель, и его надо воспитывать, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, такому качеству, как стремление творить добро. Пословицы и поговорки заставляют каждого человека задуматься над своим мировоззрением, оценить поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передаваемые из поколения в поколение.

Вопросы для первой группы

— О каких пословицах и поговорках вы узнали?

— Как они характеризуют русский народ?

— Какую роль они играют в жизни людей?

— Какие духовные ценности они исповедуют?

Дополнительный материал для второй группы

Австрийский социолог и политический деятель Отто Бауэр говорил: “Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер”. Следовательно, чтобы понять россиян, необходимо проследить, как исторически создавались ценности русского общества.

Свидетельства древних корней российского народа присутствуют повсеместно: от Новгорода до городских поселений Булгара и Казани. В национальном гимне также есть слова о великой славе и о народной мудрости предков. На страницах истории России есть и список славных военно-политических побед нашего Отечества:

• Невская битва (1240);

• сражение на Куликовом поле (1380);

• Полтавская баталия (1709);

• Бородинское сражение (1812);

• Великая Отечественная война (1941 — 1945).

Победа в Великой Отечественной войне стала символом высшего подвига и самопожертвования нашего народа во имя своей страны и во имя освобождения всего мира от коричневой чумы. В России национальная история — один из самых популярных предметов изучения. Историческая тематика постоянно присутствует в кино и на телевидении, художественной культуре в целом.

Россия — страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Эта часть самосознания россиян основана на реальных достижениях, известных каждому образованному гражданину страны. Эти достижения известны всему миру и тем самым формируют гордость россиян за свою страну. Это литература Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова и Шолохова. Это музыка Чайковского, Стравинского, Шостаковича и ее великих исполнителей — Шаляпина, Ойстраха, Ростроповича. Это театр Станиславского и балет. Это живопись Андрея Рублева, Шишкина, Сурикова, Малевича, Кандинского, Шагала. Это кинематограф Эйзенштейна, Бондарчука, Тарковского. Это народные песни Руслановой и Зыкиной.

Прошлое нашего Отечества убедительно свидетельствует о том, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества. Своими истоками она уходит в древность, в период распространения христианства на Руси и борьбы с многочисленными захватчиками. Тогда формировались высокие моральные ценности нашего народа. В период военных реформ Петра I государственный патриотизм ставился выше всех ценностей. Служба Отечеству, служебное рвение были объявлены главной добродетелью как непременное условие получения чинов, наград и званий и закреплены в “Табели о рангах”.

Патриотизм наших соотечественников носит особый характер. Он формировался в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение как высшая духовная ценность. Можно выделить характерные черты, свойственные патриоту-россиянину, а значит, и патриотизму российского воина:

1. Жизненная стойкость, терпение и мужество. Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Отечества времена. Они же сохраняют веру в лучшую жизнь, помогают преодолеть все жизненные трудности и лишения. “Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие патриотизм русского народа”, — подчеркивал А.Н. Радищев.

2. Российский патриотизм проявляется в законопослушании и беспредельном доверии государственной власти. “Русский патриотизм отличается от всякого иного своей беспредельной и безусловной, т. е. не требующей ничего взамен, верностью государству”, — подчеркивал русский историк Ф. Ф. Нестеров.

Вопросы для второй группы

— Какие события российской истории формировали духовные ценности россиян?

— Какие ценности российского народа были сформированы в ходе исторического развития нашей страны?

— Дайте характеристику исторически унаследованных ценностей.

Дополнительный материал для третьей группы

Ценности религиозного общения сводятся к ценностям веры, таким, как, например, признание Бога, понимание греха и добродетели, спасение души, ощущение чуда, соблюдение обрядов.

Религиозные ценности определяют смысл жизни человека, выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали.

Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов, честности, порядочности, уважению к окружающим и трудолюбию.

Большое влияние на человека оказывает семья, которая закладывает основные духовные ценности.

Вопросы для третьей группы

— Чему учат религиозные ценности?

— Какую роль в формировании личности играют семейные ценности и традиции?

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Иногда в жизни происходит конфликт ценностей. Это такая ситуация, при которой одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие являются основой нравственного поведения.

(Ученики выполняют задание.)

V. Подведение итогов урока

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только при наличии денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери духовной культуры как ценности для поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого истинный смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важна для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько глубока у человека с духовная культура, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать идеи истины, добра и красоты. Именно культура формирует уникальные, неповторимые черты личности.

Задание: на доске записаны предложения. В тетрадях расставьте их в порядке приоритетности. Предложенный список можно дополнить.

Ценности жизни, с точки зрения подростка

1. Посещение театров и музеев.

2. Чтение книг.

3. Хорошая (модная) одежда.

4. Хорошее отношение учителей.

5. Большое количество друзей.

6. Понимание со стороны родителей.

7. Уважение в классе.

8. Домашнее животное.

9. Спортивные успехи.

10. Карманные деньги на расходы.

— Какие ценности: материальные или духовные — стоят на первом месте?

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 23 учебника.

2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]