ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - Нравственные основы жизни

Обществознание 6 класс - Поурочные разработки

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - Нравственные основы жизни

Задачи уроков

1. Раскрыть на конкретных примерах смысл понятий «человечность», «гуманизм».

2. Создать условия для развития умения рефлексии применительно к отношениям с окружающими подростков людьми.

3. Использовать возможности уроков для осмысления информации, опубликованной в материалах СМИ, о проявлениях заботы и помощи о людях, нуждающихся в них.

Оборудование уроков

Выставка фотографий «Дорогие мои старики»; плакаты, посвящённые заботе о больных, стариках, инвалидах; мультимедиапроектор, компьютер.

План изучения нового материала

1. Что такое гуманизм.

2. Прояви внимание к старикам.

На экран (эпиграф может быть записан на доске) необходимо вывести слайд с эпиграфом к уроку:

«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».

С. Маршак

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок, включающий работу с учебником, выполнение заданий рабочей тетради и объяснение учителя. При этом первый урок может быть отведён на работу с текстом и объяснения учителя, а второй — на работу с заданиями учебника и рабочей тетради; урок работы по группам.

Комбинированный урок. При выборе данного варианта проведения урока необходимо заранее предложить учащимся повторить материал § 1.

В начале урока целесообразно обратиться к вопросам рубрик «Вспомним» и «Обсудим вместе». Стоит дать возможность высказаться как можно большему количеству учащихся, выяснить их мнение по поводу критериев оценки поступков человека.

Дополнительный материал для учителя

Популярная электронная энциклопедия Википедия определяет понятие «человечность» следующим образом: гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность— это требуемое поведение в социуме. В более узком смысле человечность — противоположность дегуманизации, скотству, звериной жестокости.

В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова этому понятию даётся такое определение: «Человечность — гуманность, человеческое отношение к окружающим».

Философский словарь определяет человечность как моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей, включающее ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других, а также предполагающее скромность, честность, искренность.

Разумеется, учителю не следует доносить до учащихся всю эту информацию, но ему важно объяснить им, что именно добрые качества отличают подлинно человеческое поведение.

Педагог должен иметь в виду, что в курсе истории Средних веков шестиклассники уже познакомились с понятием гуманизма как системы взглядов передовых мыслителей эпохи Возрождения, для которых был характерен интерес к человеку, вера в его возможности и дарования. С точки зрения философов-гуманистов, человек — центр Вселенной, лучшее творение Бога.

На данном уроке понятие «гуманизм» обогащается следующими аспектами. Во-первых, гуманизм рассматривается как определённая система взглядов, признающих ценность человека, его жизни, свободы и права. Во-вторых, гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности. Второе значение непосредственно ближе к понятию «человечность». Не акцентируя внимание учащихся на отдельных смысловых различиях двух близких по сути понятий, учитель может связать каждодневное проявление гуманизма в реальной деятельности с уже известным учащимся золотым правилом морали. Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим.

Пояснить второе значение термина «гуманизм» уместно, обратившись к тексту рассказа В. Вересаева «Легенда». Прочитать данный в учебнике фрагмент (с. 101) может сам учитель или ученик, который сумеет сделать это выразительно и эмоционально. При обсуждении рассказа целесообразно обратиться к вопросу № 3 рубрики «Проверим себя» или заданию № 1 (§ 12) в рабочей тетради. Очень важно, чтобы подростки осознали, что человек не может жить бездумно. На нём лежит ответственность за своё будущее и будущее других людей, поскольку нет на Земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

Для более подготовленных учащихся может быть интересно выполнение задания № 2 (§ 12) в рабочей тетради.

Для закрепления полученных знаний по п. 1 плана урока следует обратиться к слайду с эпиграфом к уроку и предложить шестиклассникам объяснить, как они понимают смысл этих строк С. Маршака.

Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только отдельный человек, но и всё общество. Принято считать, что в подлинно гуманном обществе не могут страдать самые слабые его члены — дети и старики. Вряд ли можно считать гуманным спартанское общество, где не было места слабым или больным детям, или любое другое общество, где обузой считают стариков.

Если о положении детей, об особой заботе о них рассказывалось в курсе обществознания 5 класса, то о положении стариков речь идёт в данной теме.

Переходя к п. 2 плана урока, уместно выяснить, знают ли подростки, на какие периоды делится человеческая жизнь, и кратко познакомить их с её периодизацией. Конечно, двенадцатилетнему человеку сложно в полной мере осознать особенности старости как периода жизни, когда уже позади значительная часть активной деятельности в профессиональной и социальной сфере. Поэтому полезно обратиться к конкретному примеру. В учебнике приводится рассказ о К. И. Чуковском (с. 101), творчество которого хорошо известно детям. Этот человек даже в весьма почтенном возрасте сохранял ясный ум, активную позицию, чувство юмора, любовь к окружающим.

Учитель предлагает учащимся поделиться опытом общения со своими бабушками и дедушками. В таком рассказе должно прозвучать, каким образом подростки помогают своим престарелым родственникам, о чём с ними разговаривают, о чём узнали и чему научились у них, какой опыт хотели бы перенять.

Завершить первый урок можно разбором репродукции картины В. М. Максимова «Всё в прошлом» (с. 103).

Дополнительный материал для учителя

Василий Максимович Максимов родился в 1844 г. в д. Лопино в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Академию художеств вольным слушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали Академии художеств «За экспрессию». Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась «Группа четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским. «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя». Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены Академии художеств и отправился в д. Шубино Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку по Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что «не писал городских дам в шёлковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешёл навсегда к деревенской жизни».

Среди всех произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина «Всё в прошлом» (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнёзд». Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Фигура немощной, но величественной старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится ещё более красноречивой от противопоставления её трогательному облику компаньонки — старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни.

Картина имела большой успех и много раз была повторена художником. Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков, по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прощёное воскресенье», но не закончил её. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

Работу с иллюстрацией можно построить на основе задания № 4 (§ 12) в рабочей тетради.

Домашнее задание. Прочитать § 12, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», завершить работу над заданием № 4.

Второй урок по теме можно целиком посвятить проверке домашнего задания и выполнению оставшихся заданий рабочей тетради.

Задание № 3 (§ 12) в рабочей тетради даёт возможность учащимся выразить собственное отношение к людям преклонного возраста. Поскольку его выполнение предлагает создание текста в форме притчи, учитель может поинтересоваться, знают ли ученики, что такое притча, в чём её особенность, и кратко рассказать об этом жанре литературы, а также предложить им поработать с текстом притчи о старости и молодости.

Дополнительный материал для учителя

Жанр притчи возник в древности на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. «Аллегория» — от греческого allos — иной и agoreuo — говорю. За конкретным, понятным всем словом или рассказом скрывается глубокий философский смысл. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл — урок для всех людей, да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим. Важной особенностью притчи является наличие обязательного напутствия слушающему или читающему: «Делай так, а не иначе».

Притча о молодости и старости

Князь решил дать коню отдых и напоить его. Он спустился к берегу реки, где старый рыбак ловил рыбу. Старику было 80 лет. Князь разговорился с ним и проговорил 4 часа, потому что после каждого ответа рыбака хотелось спросить ещё о чём-нибудь. Князь сделал его своим первым министром, и тот управлял страной ещё 40 лет, а потом умер. Один юноша, который жил в другой стране и в другое время, был талантливым полководцем. Он стал полководцем, когда ему было 17 лет, но был слаб здоровьем и в 20 лет умер.

Мы не знаем, кто стар и кто молод. Старый рыбак был ещё юношей, когда повстречался с князем: ещё 40 лет ему предстояло управлять страной. Юноша был уже глубоким стариком, когда он стал полководцем: ему оставалось жить всего 3 года. Мы не знаем, кто стар, а кто молод, пока человек жив. Хотя и думаем об этом. Мы можем отодвинуть дату смерти подальше, умерев молодыми. А можем ожидать смерть со дня на день и всю жизнь быть стариком.

После прослушивания притчи ученики должны ответить на вопросы:

1. О чём повествует эта притча?

2. По каким признакам можно отнести этот рассказ к жанру притчи?

3. Какой урок можно извлечь из этой притчи?

После выполнения задания № 3 (§ 12) в рабочей тетради важно обсудить с учащимися сочинённые ими притчи. Подростков необходимо подвести к выводу о том, что подлинное богатство человека не сводится к обладанию золотом, оно заключается в заботе, внимании, помощи и понимании со стороны окружающих.

Далее может быть предложено задание № 5 (§ 12) в рабочей тетради, поскольку в нём идёт речь о шкале ценностей, которая может быть разной у разных людей, хотя набор этих ценностей вполне укладывается в суть понятия «человечность».

Задание № 6 (§ 12) в рабочей тетради целесообразно выполнить дома, поскольку оно предполагает подбор иллюстрации.

Урок работы по группам. Для проведения такого урока необходимо дать учащимся опережающее задание: подобрать иллюстрации к теме «Счастливая старость», написать рассказы о своих бабушках, дедушках, других пожилых родственниках, принести их фотографии.

На первом уроке по теме каждая группа оформляет подобранный материал. Учитель может предложить разные формы такого оформления — альбом, газета, буклет, компьютерная презентация. На втором уроке проходит презентация проектов.

Возможен и иной вариант работы. Группам раздают карточки с заданиями, которые учащиеся выполняют в течение первого урока, а на втором уроке учитель осуществляет проверку и организует обсуждение результатов работы групп.

Задания группам могут быть следующими:

1. Обратившись к словарям, определите значение понятия «человечность». Подготовьте иллюстрированную статью, раскрывающую его смысл.

2. Какую мысль в своём рассказе «Легенда» хотел донести до нас В. В. Вересаев (с. 101 учебника)? Можно ли рассказ «Легенда» считать притчей? О чём он повествует?

3. Выполните задание № 2 (§ 12) в рабочей тетради, разыграйте сочинённую вами притчу по ролям.

4. Выполните задание № 7 (§ 12) в рабочей тетради.

5. Создайте рукописную книгу «Счастливая старость», соберите в ней рассказы о ваших бабушках и дедушках, включите в неё пожелания своим старшим родственникам.

Домашнее задание. Прочитать § 12, выполнить задания рубрики «В классе и дома» и задания в рабочей тетради (по выбору учителя).






Для любых предложений по сайту: [email protected]