ЭКОНОМИКА СЕМЬИ - Человек в экономических отношениях

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ЭКОНОМИКА СЕМЬИ - Человек в экономических отношениях

Данные уроки являются логическим завершением экономического раздела курса обществознания в 7 классе. Он подытоживает ранее полученные знания и проецирует их на понятный ученику объект — семью. Кроме того, рассматриваемый урок важен в контексте установления межпредметных интегративных связей: с курсом истории, литературы, математики и др.

Изучение темы носит практико-ориентированный характер, поскольку направлено на формирование способности учащихся применять обществоведческие знания для анализа опыта социальных взаимодействий. Объяснение теоретического материала строится на рассмотрении экономики реальной современной семьи.

Задачи уроков

1. Углубить знания учащихся о семье, экономической деятельности человека в коллективе.

2. Способствовать развитию умения привлекать обществоведческие знания для анализа социальной реальности: имущества и доходов семьи, изменения расходов семьи, способов сохранения и приумножения семейных сбережений.

3. Развивать умение конкретизировать с помощью примеров теоретические знания: об источниках и видах доходов семьи, типах семей по характеру и уровню доходов.

4. Развивать умение учащихся выстраивать причинно- следственные связи макро- и микроэкономических процессов: экономики семьи и экономики региона, страны, мира.

5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: определение подростком своего места в семье, возможностей своего участия в экономической жизни семьи; планирования стратегий поведения в семье (блока регулятивных действий); умение сотрудничать с различными по возрасту, мировоззрению и опыту членами семьи.

Оборудование уроков

Учебник, рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1. Ресурсы семьи.

2. Что такое семейный бюджет.

3. На что расходуются деньги.

Вариант организации учебной деятельности

Комбинированные уроки

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее учитель переходит к характеристике понятия «семья». Учащиеся отвечают на вопросы: чем отличается семья от иных групп общества? Какие функции она выполняет? Что объединяет членов семьи? Что такое семейное хозяйство? Оптимально рассмотреть все эти вопросы на примере конкретного, известного ученикам художественного произведения (литературного опуса, мультфильма или кинофильма), а потом совместно сделать обобщающие выводы.

Затем учитель обращается к рубрике учебника «Обсудим вместе» и рассказывает об идее и попытках обобществления хозяйств отдельных семей в общем виде или на примере воззрений Т. Кампанеллы, практики создания коммун в Советской России, Китае или Камбодже и т. п. Учащимся предлагается оценить положительные и отрицательные последствия такого нововведения и выразить своё отношение к нему.

1. Далее учитель переходит к изложению материала об имуществе и доходах семьи. Целесообразно в форме беседы выяснить, как учащиеся понимают термин «имущество», что они считают имуществом семьи. Важно, чтобы ученики поняли, что возможности ведения семейного хозяйства связаны с использованием имущества, в том числе получением дохода от использования имущества, и не сводятся только к наличию или отсутствию достаточных финансовых средств.

Предметом специального рассмотрения являются финансовые возможности семьи. Учитель знакомит учащихся с понятиями «доходы» и «расходы», «источники доходов» и «расходные статьи».

В качестве источников дохода семьи учитель может рассмотреть фиксированную (оклад) и сдельную заработную плату, пенсию, стипендию, ренту, банковский процент (дав понятные детям этого возраста пояснения о том, как он формируется), ссуда. Важно спроецировать теоретический материал на условия жизни семей учащихся, привести в качестве примеров свойственные данной территории источники доходов большинства семей.

Далее учитель разъясняет понятия фиксированного и переменного дохода семьи. После этого целесообразно обратиться к заданию 1 рубрики «В классе и дома».

Затем учитель переходит к вопросу о связи потребностей и трудовой деятельности членов семьи. Этот этап урока можно провести в форме групповой работы. Учитель разделяет учеников на группы и раздаёт карточки с заданиями, в которых зафиксирована профессия и образование членов семьи, уровень и характер доходов, планы необходимых, но непосильных пока расходов. Группам предлагается спроектировать реалистичные и законные пути и способы получения средств и осуществления хотя бы части расходных планов. После небольшого обсуждения каждая из групп представляет классу свою проблемную ситуацию и варианты её разрешения. Учитель и слушатели оценивают рациональность предложений и, возможно, выдвигают свои варианты решения. При выполнении этого задания целесообразно привлечь и раздел параграфа учебника о труде подростков.

Проблема труда подростков может стать предметом специального рассмотрения. Учитель предлагает учащимся обсудить следующие вопросы: может ли ребёнок поправить или помочь поправить материальное положение своей семьи? С какими проблемами и опасностями он может столкнуться в своей трудовой деятельности? Почему государство не разрешает трудиться подросткам моложе 14 лет? Чем можно объяснить, что исключение сделано для работ в сфере искусства? Почему подросткам по закону разрешается выполнять только лёгкую работу? Приведите примеры такой работы. Является ли, на ваш взгляд, лёгкой работой расклейка объявлений, распространение листовок у станции метро, упаковка продуктов у кассы супермаркета и т. п.? Ряд вопросов для обсуждения может быть продолжен.

Также можно построить данную часть урока в виде групповой работы, предложив группам в качестве задания оценить законность конкретных ситуаций труда подростков. Например: в 21.00 подросток 13 лет, работающий по договору в крупном супермаркете, собирал оставленные посетителями на улице тележки. Законно ли такое трудоустройство? Ответ поясните.

2. Далее учитель переходит к рассмотрению понятий «бюджет», «бюджет семьи». Целесообразно предложить учащимся самостоятельно прочитать соответствующий раздел параграфа учебника. Практическое освоение этого содержания можно провести в нескольких формах. Учитель предлагает учащимся составить свой собственный бюджет (тем более что это пригодится для выполнения последующих практических заданий) или спроектировать бюджет своей семьи, какой-то известной реальной или вымышленной (известной по литературным произведениям, теле- или кинофильмам) семьи. Более сложным может стать решение задач индивидуально или в групповой форме: учащимся даётся описание семьи (количество её членов, их возраст, место работы, учёбы) и предлагается составить её примерный бюджет.

3. Выполнение данных заданий подводит учащихся к следующему смысловому разделу о расходах семьи. Учитель поясняет, что все расходы делятся на обязательные и произвольные, учащиеся самостоятельно приводят примеры тех и других. Для закрепления целесообразно выполнить задание 2 рубрики «В классе и дома». Далее учащиеся возвращаются к составленным ранее вариантам бюджета и анализируют их рациональность в контексте полученных новых сведений (учтены ли обязательные расходы, не превосходят ли произвольные расходы обязательные при лимитированных финансовых ресурсах семьи). Можно воспользоваться содержанием задания 3 упомянутой рубрики.

Другим интересным практико-ориентированным упражнением, выполняемым индивидуально или в группах, может стать задача следующего типа: дана фиксированная сумма доходов семьи из определённого количества человек; предлагается распределить эти средства на неделю по дням, чётко прописав обязательные расходы (например, предположить, какие расходы совершит семья москвичей из четырёх человек с фиксированным недельным доходом, например, 3500 рублей). Выполнение такого рода заданий развивает у учащихся навыки рационального поведения.

На заключительном этапе урока учитель обсуждает с учащимися пути рационального ведения домашнего хозяйства. В качестве отправной точки может быть использован текст учебника об А. Т. Болотове в рубрике «Жил на свете человек» и вопросы к нему.

Далее работа может быть проведена в форме эвристической беседы с опорой на жизненный опыт учащихся. Особенно велико воспитательное значение этого элемента урока, поскольку целесообразно подвести учеников к мысли о необходимости посильного участия в домашнем труде, оценке домашнего труда как проявления любви и заботы об остальных членах семьи.

Другим вариантом может стать последовательное выполнение заданий 4, 5, 6, 7, 8 рубрики «В классе и дома», которое следует завершить выводами, спроецированными на реальную повседневную жизнь самих учащихся.

Домашнее задание: вопросы рубрики «Проверим себя», задания в рабочей тетради. В качестве практикума целесообразно обратить внимание на задание рабочей тетради по составлению совместно с родителями бюджета семьи.

Литература для учителя

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для 10—11 кл. В 2 кн. Кн. 1 / И. В. Липсиц. — М., 2007.

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10—11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2003.






Для любых предложений по сайту: [email protected]