ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ - Регулирование поведения людей в обществе

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ - Регулирование поведения людей в обществе

Урок по теме «Что значит жить по правилам» открывает курс 7 класса. Он даёт общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их знания и сознательного следования им во многом зависит успех человека, общественное признание и эффективность прилагаемых усилий. На последующих уроках эти знания будут дополняться и углубляться на материале правовых норм.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

2. Создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

3. Способствовать развитию универсальных учебных действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Оборудование урока

Выставка рисунков по теме, компьютерная презентация или карточки, иллюстрирующие правила этикета (сотрудник ГИБДД разговаривает с нарушителем, чайная церемония в Японии, встреча главы иностранного государства с почётным караулом и др.), учебник, рабочая тетрадь. Для организации практической работы могут быть использованы карточки с ситуациями, в которых требуется применить правила этикета.

План изучения нового материала

1. Многообразие правил.

2. «Привычка свыше нам дана...».

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

1. Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного в 6 классе: вспомните, с какими правилами поведения в конфликте вы познакомились в прошлом году. Вводную беседу можно продолжить по вопросам рубрики «Вспомним».

Подводя итоги беседы, учитель может подчеркнуть многообразие различных правил, регулирующих отношения между людьми в обществе.

Далее учитель кратко излагает основную мысль первого фрагмента текста параграфа (с. 8—9): «Многообразие правил в обществе связано с богатством отношений в обществе, которые требуют от людей определённой манеры поведения в различных ситуациях».

Учитель разбирает с учащимися материал о словарном значении термина «правила» и таблицу о социальных нормах (с. 9). Комментируя таблицу, необходимо разъяснить то, на каких основаниях правила (нормы) включены в каждую графу.

Для закрепления этого материала учащиеся выполняют задание 1 рубрики «Проверим себя», а также задание 2 (§ 1) в рабочей тетради.

2. Приступая к изучению второго вопроса, учитель просит учащихся вспомнить традиции, обычаи и обряды разных народов мира. Особенно ценно, если школьники расскажут об этих видах социальных норм на примере истории того народа, к которому они себя относят. Затем учитель может привлечь внимание учащихся к рубрике «Картинная галерея» и организовать обсуждение предложенных в ней вопросов. Дополнительно возможно выполнение задания 5 (§1) в рабочей тетради.

Дополнительный материал для учителя

Сюжет картины «Похороны знатного руса в Булгаре», написанной в 1883 г., основан на тексте арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана, который в качестве секретаря участвовал в посольстве халифа в Волжскую Булгарию и в мае 921 г. был свидетелем похорон знатного воина-руса в Булгаре на Волге:

«...И если умирает вождь, то говорит его семья его девушкам и его отрокам:

— Кто из вас умрёт вместе с ним?

И сказала одна девушка:

— Я.

Когда же пришёл день, в который будет сожжён вождь и девушка, я прибыл к реке, на которой находился его корабль, и вот вижу, что он уже вытащен на берег. Потом русы принесли скамью и поместили её на корабле, и покрыли её стёгаными матрацами и парчой византийской, и подушками из парчи византийской.

Итак, русы надели на мёртвого вождя шаровары, и куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболиную. И они понесли его, пока не положили в палатку на корабле, и посадили его на матрац, и подпёрли его подушками, и принесли благовонное растение, и положили его вместе с ним. И принесли хлеба, мяса и луку, и бросили его перед ним, и умертвили его собаку, двух лошадей и двух коров, и положили в корабль.

И повели её к кораблю, и подняли на корабль, и она вошла в палатку, где находится её господин. Там её умертвили.

Потом подошёл ближайший родственник умершего, взял факел и зажёг его у огня, потом пошёл к кораблю так, что не глядел на него, а глядел на людей, и зажёг дрова, сложенные под кораблём. И принялся огонь за дрова, потом за корабль, и за палатку, и за вождя, и за девушку, и всё, что в ней находилось. Подул большой, ужасающий ветер, и усилилось пламя, и разгорелось неукротимо.

Не прошло и часу, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин в золу, а потом в мельчайший пепел. Потом русы соорудили на месте этого корабля нечто подобное круглому холму, и водрузили на середине его шест из белого тополя, написали на нём имена этого мужа и царя русов и удалились».

(Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фаддана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг.: Статьи, переводы и комментарии. — Харьков, 1956.)

Разговор о привычках следует выделить отдельно. Особенно важно привлечь внимание к проблеме влияния тех привычек, которые не только вредят здоровью или мешают нормальным взаимоотношениям, но и представляют социальную опасность, — пьянство, курение, наркомания.

Учитывая возраст учащихся и зная реальную социальную ситуацию их ближайшего окружения, учитель может уделить больше внимания тем вредным привычкам, которые наиболее актуальны для данного класса. Разумеется, этот разговор должен быть предельно тактичным, он не должен вызвать интереса к опасным для здоровья веществам. Учителю обществознания можно не касаться медицинских аспектов этой проблемы, а остановиться на социальных причинах и последствиях.

Дополнительный материал для учителя

Во всём мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия по борьбе с наркотиками, осведомлённость молодёжи об истинных последствиях их употребления снижается. Это связано с внедрением в сознание молодёжи ряда мифов о наркотиках.

Миф первый: попробуй — пробуют все. Неправда: обследования показывают, что в США менее 20 процентов старшеклассников употребляет наркотики. Чаще жертвами ложной аргументации становятся конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, вспышкам гнева, плохо успевающие подростки.

Миф второй: попробуй — вредных последствий не будет. Ложь. Пристрастие к некоторым веществам может возникнуть и после 1—2 приёмов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма.

Миф третий: попробуй — если не понравится, прекратишь приём. Этот миф особенно опасен, ибо наркотики коварны. Они поражают прежде всего волю человека, превращают его в своего раба. Кроме того, мозг человека «помнит» всё.

Миф четвёртый: существуют «безвредные» наркотики. Безвредных вредных веществ нет и быть не может. Не все они вызывают физическую зависимость, но все — психическую.

Изложив устно или с использованием мультимедийного проектора дополнительный материал, учитель может предложить учащимся ответить на вопрос: какой вред обществу приносит употребление людьми алкогольных напитков и наркотиков?

В заключение учитель подводит к выводу о том, что легче сказать «Нет. Никогда!» и остаться свободным человеком, чем попасть в зависимость от наркотиков и разрушить свою жизнь.

3. Изучение вопроса о манерах и нормах этикета можно начать с материала рубрики «Жил на свете человек». Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике и отвечают на вопросы: чем интересна судьба Б. П. Шереметева? Какие события из жизни Б. П. Шереметева связаны с правилами поведения в обществе?

Фрагмент параграфа о правилах этикета не вызовет затруднений у школьников. После чтения текста учитель организует обсуждение вопросов задания 5 рубрики «В классе и дома». Также можно обратиться к заданию 4: учитель разбирает с учащимися фрагмент документа и предлагает им своими словами пересказать смысл прочитанного и прокомментировать его.

Для закрепления материала учащиеся выполняют задания 4 и 6 в рабочей тетради.

В конце урока целесообразно вернуться к заданию рубрики «Обсудим вместе», подвести итоги и определить наиболее активных участников работы на уроке.

Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома»; задание 7 в рабочей тетради; творческое задание: отзыв о правилах, предложенных в рубрике «Учимся...».

Урок самостоятельной работы может быть предложен более подготовленному классу.

При выборе этого варианта учитель может организовать работу в парах или малых группах.

Задания группам (парам) могут быть заготовлены на карточках:

1. Самостоятельно прочитайте текст параграфа. Подготовьте сложный план развёрнутого ответа на тему «Многообразие социальных норм».

2. Подготовьте плакат (постер) или презентацию на одну из следующих тем: «Безвредных сигарет не бывает», «Мифы и правда об алкоголе», «Наркотики — дорога в бездну».

3. Объясните, чем опасно для общества употребление алкоголя и наркотиков.

В качестве справочного материала учащиеся могут обратиться к материалам сайта http://openclass.ru/node/143609 или самостоятельно подобрать материал в Интернете.

Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома»; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя); отзыв по материалам рубрики «Учимся...» (по желанию учащихся).

Литература для учителя

Кравченко А. И. Основы социологии: учеб, пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. — М., 1998.

ПанкеевИ.А. Энциклопедия этикета для детей / И. А. Панкеев — М., 2002.

http://ug.ru/method_article/96 — материалы для проведения классного часа по теме «Вся правда о табаке».






Для любых предложений по сайту: [email protected]