ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН - Регулирование поведения людей в обществе

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН - Регулирование поведения людей в обществе

Уроки посвящены формированию на доступном семиклассникам уровне знаний о правах и обязанностях гражданина.

Изучение данной темы в 7 классе имеет пропедевтический характер: более обстоятельный разговор о правах и обязанностях предстоит в 9 классе.

Задачи уроков

1. Сформировать у учащихся понимание, что права человека принадлежат каждому от рождения и закреплены в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

2. Познакомить школьников с конституционными правами и обязанностями граждан РФ, механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение ориентироваться в сфере нравственно-этических и правовых отношений; работать с научными понятиями; учитывать различные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Оборудование уроков

Мультимедиапроектор, таблица «Конституционные права и свободы человека и гражданина», схемы «Законодательное закрепление прав человека», «Конституционные обязанности гражданина РФ», учебник, рабочая тетрадь. План изучения нового материала

1. Права и свободы человека и гражданина.

2. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права ребёнка и их защита.

4. Нет прав без обязанностей.

Варианты организации учебной деятельности

Вариант 1. Комбинированные уроки

(1-й ч)

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее учащиеся отвечают на вопрос рубрики «Вспомним».

Задание рубрики «Обсудим вместе» целесообразно по ходу урока выполнять поэтапно, расширяя и углубляя представления учащихся. А в конце изучения темы вернуться к нему и ответить на все поставленные вопросы, подводя тем самым итог изученному.

1. Изучение нового материала целесообразно начать с понятия «права человека», которое вводится с опорой на уже знакомый учащимся термин «потребность».

В более подготовленном классе учитель может предложить задание: составьте список того, что необходимо, по вашему мнению, всем людям для их благополучия и здоровья независимо от их места жительства, достатка и т. п.

Учитель записывает на доске предложения учащихся, распределяя их в четыре столбика (условно выделяя гражданские, политические, социально-экономические, культурные права). Когда список будет закончен, учитель предлагает учащимся определить, всё ли из перечисленного может быть отнесено к потребностям человека. Корректируя ответы учащихся, учитель разводит понятия «потребности» и «желания». Например, компьютерные игры и ежедневное посещение Макдоналдса относятся к группе желаний. Затем учитель предлагает детям определить принцип, по которому он записывал называемые потребности в те или иные столбики.

Подводя итог, учитель объясняет, что общность потребностей людей — основа различных групп прав человека.

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Гражданские (личные) присущи всем людям в силу их человеческой природы

Политические обеспечивают участие гражданина в осуществлении политической власти

Социально-экономические обеспечивают гражданину возможность достичь желаемых условий своего существования

Культурные обеспечивают доступ граждан к духовным ценностям, свободу культурного творчества

• Право на жизнь;

• право на защиту чести и достоинства;

• право на свободу и личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность личной жизни;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на свободу передвижения и выбор места жительства;

• свобода совести и вероисповедания;

• свобода мысли, слова

• Право на участие в управлении делами государства;

• право на объединение, свобода союзов, партий и т. п.;

• право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;

• право избирать и быть избранным;

• равное право доступа к любым должностям;

• право обращений в государственные органы;

• право на информацию

• Право на частную собственность;

• свобода предпринимательской деятельности;

• свобода труда и право на труд в нормальных условиях;

• право на отдых;

• право на социальное обеспечение;

• право на жилище;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на благоприятную окружающую среду;

• право на образование

• Свобода творчества;

• право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями;

• доступ к культурным ценностям

Далее учащиеся отвечают на вопрос: можно ли сказать, что идея о естественном характере прав человека была определяющей для всех государств на протяжении всей истории человечества? В подтверждение своей точки зрения приведите два-три примера.

Дети, как правило, опираясь на знания из курса зарубежной и отечественной истории, дают отрицательный ответ и в качестве примера рассказывают о рабстве или крепостничестве.

Учитель объясняет, как важен сам факт признания того, что все люди рождаются свободными, имеющими права. Но этого недостаточно для того, чтобы соблюдение прав человека стало обязательным правилом для всех. Поэтому люди и стали со времён Древнего мира задумываться о правах человека.

Дополнительный материал для учителя

В Афинах в 594 г. до н. э. архонтом, наделённым широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок, был избран Солон, осуществивший ряд реформ.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («встряхивание бремени»). Она освободила массу должников и запретила личную кабалу, продажу несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счёт и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что был введён запрет давать взаймы под залог «тела».

Большое значение имело создание суда присяжных — гелиэи.

Наибольшего расцвета афинская демократия достигла при Перикле (V в. до н. э.). Именно ему принадлежит первая характеристика демократии как государственного строя, при котором осуществляется равноправие: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан. По отношению к частным лицам наши законы предоставляют равноправие для всех...»

(Королькова Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Права человека — твои и мои. Книга третья. Материалы для конференции «Права ребёнка и школа в открытом обществе». — М., 1999. — С. 181.)

Полноправными афинскими гражданами считались лишь те свободные лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, Совете, выборных органах), право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь своё имущество, трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. (Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. И. Батыра. — М., 1996. - С. 57.)

Опираясь на материал рубрики «Путешествие в прошлое», учитель помогает ученикам прийти к пониманию, что вопрос о правах человека не может рассматриваться как внутреннее дело каждого государства. Этим обосновывается необходимость принятия международных документов.

2. Учитель рассказывает учащимся о Всеобщей декларации прав человека и объясняет, почему закрепление прав в национальном законодательстве является необходимым.

Для того чтобы дети смогли лучше понять это положение, учитель просит учащихся назвать синонимы к слову «закреплены». Затем, корректируя их ответы, объясняет юридическое значение слова.

Далее учитель предлагает семиклассникам поэтапно проследить путь законодательного закрепления прав человека по следующей схеме:

Схема «Законодательное закрепление прав человека»

В заключение учитель ещё раз обращает внимание учащихся на то, что права человека:

— принадлежат каждому от рождения, т. е. имеют естественный характер;

— закрепляются в законе, тем самым определяя границы дозволенного поведения.

Для повторения изученного материала можно предложить учащимся выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» и задания 2, 4 в рабочей тетради.

(2-й ч)

3. Этот вопрос изучается на основе чтения текста в учебнике «Права ребёнка и их защита» и в процессе выполнения задания 3 в рабочей тетради.

4. При объяснении последнего пункта плана необходимо сделать акцент на том, что права и свободы человека связаны с обязанностями. Для наглядности учитель может использовать схему «Конституционные обязанности граждан РФ».

Для закрепления материала учитель использует вопросы рубрики «Проверим себя».

Для того чтобы подвести итоги по теме, можно предложить вернуться к заданию рубрики «Обсудим вместе».

В более подготовленном классе учащимся предлагается вопрос: как вы думаете, что представляло бы из себя общество, в котором все граждане понимали бы важность соблюдения прав человека? Возможно ли это?

Ученики при помощи учителя формулируют вывод: чем больше людей поймут значимость прав человека, тем больше вероятность того, что эти права станут не просто идеалом, а реальностью для большинства. В таком случае сократится число нарушений прав человека, повысится гражданская ответственность за причинение вреда обществу, граждане, в свою очередь, будут справедливо относиться друг к другу.

Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома»; задания 6 и 8 в рабочей тетради.

Вариант 2 (для более подготовленного класса)

Комбинированный урок (1-й ч). Учитель характеризует конституционные права и обязанности граждан РФ (с опорой на текст учебника, таблицу и схемы); называет права ребёнка и способы их защиты; приводит примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно предложить несколько заданий на анализ несложных практических ситуаций, связанных с реализацией гражданами своих прав и свобод (задания рубрики «В классе и дома», по выбору учителя); задание 3 в рабочей тетради.

Игра «Турпоход»1 (2-й ч). Учитель предлагает вниманию детей следующую ситуацию:

«Представьте, что вы собираетесь со своими друзьями в поход. Вам рассказали о чудесном месте: лесной поляне недалеко от озера. В течение нескольких недель вы готовились к походу, и вот, наконец, пришёл долгожданный день. Проделав довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну. Вы принесли всё, что вам необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и разведение костра. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь прекрасно провести целую неделю! Однако к концу первого же дня уже возникли кое-какие разногласия по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что необходимо договориться. Вы проводите собрание».

Учитель предлагает ученикам назвать четыре или пять проблем, которые могут возникнуть в такой ситуации, и подумать о возможных способах их решения.

Выслушав учеников, учитель задаёт им следующие вопросы: как они приняли свои решения? Все ли были согласны с принятым решением? Была ли возможность у каждого высказать своё мнение?

Далее учитель сообщает классу следующую информацию:

«После собрания всё идёт хорошо и в лагере заметны улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые надо решать вместе, чтобы они больше не возникали».

Группам раздаются карточки с «ситуациями» (см. ниже). Учащиеся должны постараться найти решение, что делать в каждом предложенном случае. По возможности они должны прийти к общей договорённости.

Затем учитель спрашивает детей, какие они приняли решения по всем ситуациям. Нет необходимости просить группы комментировать каждое решение — это займёт слишком много времени.

Карточки для игры «Турпоход»

Ситуация 1. Кто-то должен спать в палатке около двери, которая плохо закрывается. К утру вещи этого человека обычно намокают. Он или она жалуются, что их вещи будут испорчены. Что вы предпримете?

Ситуация 2. На собрании вы договорились о правилах поведения в лагере. Но один из вас не соблюдает их. Как вы можете добиться соблюдения правил?

Ситуация 3. Доставать воду из колодца очень скучная работа. Каждый предпочёл бы пойти поплавать. Но один из вас растянул сухожилие в руке и не может больше носить воду. Это означает, что нагрузка на всех остальных увеличивается. Что вы предпримете?

Ситуация 4. У одного из вас есть магнитофон, и он или она рано утром включает его на полную громкость. Это всех раздражает. Что вы предпримете?

Ситуация 5. Кто-то повредил чужую дорогостоящую гитару и отказывается оплатить её ремонт. Что вы предпримете?

Для подведения итогов игры учащимся предлагается подумать над следующими вопросами:

1) Что бы произошло, если бы вы не смогли договориться о правилах или если бы никто их не соблюдал?

2) Что делает правило хорошим/плохим?

3) А законы? Должны ли всегда соблюдаться законы, даже если они плохи?

4) Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей, нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода санкции наиболее эффективны?

В итоге учитель подводит учащихся к пониманию важности взаимоуважения прав человека.

При работе с рубрикой «Учимся пользоваться своими правами» дети узнают о границах своей дееспособности. Учащиеся самостоятельно читают текст рубрики и, если им что-то непонятно, задают свои вопросы учителю.

Домашнее задание: § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя».

Литература для учителя

Конституция РФ (гл. 2); Международный пакт о гражданских и политических правах человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека; Конвенция ООН о правах ребёнка.


1 Игра широко используется в зарубежной школе при изучении вопроса о правах человека. Предлагаемый вариант создан на основе адаптации текста игры, предложенной в пособии: Первые шаги. Начальный курс обучения правам человека: Учеб, пособие. — М., 2003. — С. 119—122.






Для любых предложений по сайту: [email protected]