Регулирование поведения людей в обществе - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Регулирование поведения людей в обществе - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся в области правового регулирования поведения людей в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в обществе; определять сущностные характеристики изучаемых объектов; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; осуществлять поиск и извлечение информации по заданной теме, используя адаптированные источники различного типа; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один стремящийся к знаниям юноша услышал, что на вершине высокой скалы живет самый мудрый человек на земле. Он решил добраться до этой вершины, чего бы это ему ни стоило. Преодолев множество опасностей, юноша достиг своей цели. Истощенный тяжелым путешествием, он подошел к старцу и сказал:

— Я потратил много времени на дорогу, истощил все свои силы только для того, чтобы добраться до вас.

Мудрец ответил:

— Я очень польщен и рад тебя видеть. Но почему ты не воспользовался ступеньками на другой стороне скалы, вырубленными предыдущими посетителями?

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Регулирование поведения людей в обществе».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

План урока

1. Проведение тематического тестирования.

2. Правовые задачи.

III. Работа по теме урока

1. Проведение тематического тестирования

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал главы I «Регулирование поведения людей в обществе». Выполните тестовые задания.

Тест 1. Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан

Вариант 1

А1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

1) привычка;

2) ритуал;

3) церемония;

4) образ.

А2. Формальные нормы (правила):

1) нормы, четко зафиксированные в письменной форме;

2) поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно;

3) нормы, которые обеспечиваются обычаями и привычкой;

4) поведение, которое обязательно для данной группы людей.

А3. Система правил поведения, принятая в определенных социальных кругах и составляющая единое целое:

1) этикет;

2) норма;

3) церемония;

4) ритуал.

А4. Возможность участия в управлении страной обеспечивают:

1) экономические права;

2) культурные права;

3) политические права;

4) социальные права.

А5. Основной закон нашего государства, в котором указаны права и обязанности граждан:

1) Конституция;

2) Хартия вольности;

3) Декларация прав человека;

4) Административный кодекс.

В1. Укажите вид и характер прав.

Права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство это ________ (гражданские) права. Каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишенным других, это значит, что права человека носят ________ (всеобщий) характер.

С1. Перечислите права, которыми обладает ребенок, не достигший 14-летнего возраста.

Вариант 2

А1. Правила или образцы действий, одобряемые обществом, передающиеся по наследству:

1) обычай;

2) закон;

3) норма;

4) церемония.

А2. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих:

1) манеры;

2) этикет;

3) норма;

4) закон.

А3. Из двух утверждений: а) правила этикета складывались веками; б) правила этикета оставались неизменными на протяжении всего времени:

1) оба утверждения верны;

2) верно утверждение а;

3) верно утверждение б;

4) оба утверждения неверны.

А4. Духовное развитие личности обеспечивают:

1) культурные права;

2) гражданские права;

3) экономические права;

4) политические права.

А5. Обеспечивает(ют) соблюдение и гарантирует(ют) права человека:

1) родители;

2) государство;

3) политическая партия;

4) сам человек.

В1. Укажите вид и характер прав.

Права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни, — это ________ (политические) права. Независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, происхождения каждый имеет одинаковые права, это значит, что права человека носят ________ (всеобщий) характер.

С1. Перечислите возможности, которые приобретает подросток после достижения 14-летнего возраста.

Тест 2. Почему важно соблюдать законы

А1. Понятие «закон» наиболее точно характеризует выражение:

1) образ жизни и действий;

2) традиционно установившиеся правила поведения;

3) установленные государством общеобязательные правила;

4) внешние формы поведения человека.

А2. Опасный для общества и государства поступок, наказание за который предусмотрено в УК РФ:

1) преступление;

2) проступок;

3) неправомерное поведение;

4) вредная привычка.

А3. Из двух утверждений: а) преступление влечет за собой административную ответственность; б) преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан:

1) верно утверждение а;

2) верно утверждение б;

3) оба утверждения верны;

4) оба утверждения неверны.

А4. Возможность каждого члена общества получать то, на что он имеет право:

1) справедливость;

2) закон;

3) мораль;

4) желание.

А5. Закон, в отличие от обычая:

1) охраняет порядок;

2) является социальной нормой;

3) устанавливается государством;

4) действует в больших группах людей.

Тест 3. Защита Отечества

А1. К внешним угрозам безопасности страны относят:

1) создание незаконных вооруженных формирований;

2) торговлю наркотическими веществами на улицах;

3) военный конфликт в соседнем государстве;

4) незаконное распространение оружия.

А2. Призыву на военную службу в Российскую армию подлежат:

1) граждане РФ;

2) лица, владеющие оружием;

3) мужчины и женщины с 18 лет;

4) лица с высшим образованием.

А3. Воинская обязанность распространяется на мужчин в возрасте:

1) от 17 до 60 лет;

2) 18 лет;

3) 27 лет;

4) 16 лет.

А4. Срок военной службы по призыву составляет:

1) 2 года;

2) 12 месяцев;

3) 1,5 года;

4) не ограничен.

А5. За уклонение от призыва на военную службу наступает ответственность:

1) гражданская;

2) административная и уголовная;

3) только уголовная;

4) только административная.

Тест 4. Для чего нужна дисциплина

А1. На осознанном решении самого человека основывается дисциплина:

1) общеобязательная;

2) специальная;

3) внешняя;

4) внутренняя.

А2. Внешняя дисциплина поддерживается с помощью:

1) санкций;

2) самовоспитания;

3) силы воли;

4) физических усилий.

А3. Внутренняя дисциплина основана на:

1) приказах;

2) Конституции;

3) страхе;

4) силе воли.

В1. Установите соответствие между видом дисциплины и последствием ее нарушения.

Последствия нарушения

Вид дисциплины

1. Снятие команды с дистанции

2. Снижение обороноспособности страны

3. Снижение успеваемости

4. Ухудшение качества продуктов питания

A. Технологическая

Б. Военная

B. Школьная

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

4

2

3

Тест 5. Виновен — отвечай

А1. Из двух утверждений: а) понятие «законопослушное поведение» всегда связано только с совершеннолетними; б) законопослушное поведение должно быть полезно обществу:

1) верно утверждение а;

2) оба утверждения верны;

3) верно утверждение б;

4) оба утверждения неверны.

А2. Поведение, соответствующее нормам закона:

1) правоверное;

2) законодательное;

3) законопослушное;

4) законосовещательное.

А3. Шестнадцатилетний Николай нарушил правила трудового распорядка на предприятии. Это правонарушение повлечет наступление ответственности:

1) административной;

2) гражданской;

3) дисциплинарной;

4) уголовной.

А4. Противозаконное деяние всегда:

1) совершается с умыслом;

2) совершается группой лиц;

3) причиняет вред обществу;

4) совершается ночью.

А5. Вид наказания, назначаемый несовершеннолетним:

1) штраф;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

3) обязательные работы;

4) исправительные работы.

Тест 6. Кто стоит на страже закона

А1. Обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы:

1) нотариус;

2) частный детектив;

3) адвокат;

4) прокурор.

А2. Задача прокуратуры:

1) охрана общественного порядка;

2) защита интересов граждан в суде;

3) надзор за соблюдением законности;

4) освидетельствование верности копий документов.

А3. В Российской Федерации суды подчиняются:

1) закону:

2) главе правительства;

3) местным органам власти;

4) Федеральной службе безопасности.

А4. Нарушитель в случае задержания имеет право на:

1) звонок другу;

2) вынесение приговора;

3) приглашение адвоката;

4) составление протокола.

А5. Гражданин К. публично высказывает суждения, порочащие честь и достоинство гражданина М. За защитой гражданин М. должен обратиться в:

1) полицию;

2) суд;

3) прокуратуру;

4) детективное агентство.

2. Правовые задачи

Совершим экскурсию в страну «Регулирование поведения людей в обществе». По пути следования мы будем изучать ее достопримечательности, столкнемся с непростыми ситуациями и решим несколько правовых задач.

Остановка «Социальные и правовые нормы»

1. Составьте путеводитель по этой области.

2. Сравните нормы морали и нормы права. На конкретных примерах исследуйте их сходство и различия. Назовите отрасли права.

— Какие отношения они регулируют?

— Что значит быть правоспособным и дееспособным? Остановка «Права человека»

Укажите группы прав человека и гражданина (с примерами). Определите связь между правами и обязанностями граждан России.

Остановка «Воинский долг»

Объясните смысл фразы «Воинская служба — долг и почетная обязанность гражданина».

Остановка «Судебная система»

Составьте схему «Судебная система России».

Остановка «Мир юридических профессий»

Укажите основные функции прокурора, адвоката, нотариуса и судьи.

Остановка «Правовые задачи»

1. Оцените позицию сотрудника полиции и потерпевшей.

Работник полиции проходил мимо поликлиники. Его внимание привлек мужчина с дорогой женской сумочкой в руке. Полицейский представился и спросил: «Чья сумка? Где ее хозяйка?» Мужчина ответил, что нашел сумку на улице. В это время из поликлиники выбежала расстроенная девушка, которая сообщила, что сумка была у нее похищена этим мужчиной.

Подозреваемый был задержан. Владелице сумки предложили проехать в отделение полиции для оформления протокола. Ведь для того чтобы привлечь к ответственности подозреваемого, необходимо определить стоимость похищенного (от этого зависит квалификация содеянного, т. е. под какую статью УК РФ подпадает совершенное правонарушение).

Девушка торопилась на свидание, поэтому ей хотелось, чтобы все быстрее завершилось. Она была готова утверждать, что содержимое ее сумочки практически ничего не стоит, тем более что вещи и находившиеся в сумке документы ей вернули.

Полицейский заметил:

— Представьте, что вор ушел с вашей сумочкой. Вам пришлось бы потратить несколько дней, чтобы восстановить украденные документы. Мы, конечно, можем написать в протоколе и то, что похищенное имущество ничего не стоит. В этом случае вора можно отпустить за малозначительностью содеянного. А завтра он снова выйдет на промысел. Его следующей жертвой может стать пожилая женщина, у которой после кражи не останется ни гроша.

2. Проанализируйте ситуации и определите, произошло ли нарушение права. Если да, то назовите меры, которые должны быть применены.

Правовые ситуации:

1) Буратино вместо школы отправился на представление труппы Карабаса-Барабаса, продав купленную папой Карло азбуку.

2) Дядя Федор вместе с котом Матроскиным без ведома родителей отправился жить в деревню.

3) Работник Балда, нанимаясь к попу, попросил за свой труд в год три щелчка попу по лбу.

3. Отметьте права несовершеннолетних.

п/п

Гражданские права несовершеннолетних

Возраст

до 14 лет

14—18 лет

1

Получать подарки и другие виды безвозмездных выгод



2

Самостоятельно вносить в кредитные учреждения вклады и распоряжаться ими



3

Распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами



4

Давать согласие на изменение своих имени и фамилии



5

Получить паспорт



6

Совершать любые сделки



7

Выбирать свое место жительства (с согласия родителей)



8

Обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге



9

Делать недорогие покупки



10

Выражать свое мнение о том, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) хотел бы проживать



4. Аргументированно возразите водителю, который считает, что соблюдение Правил дорожного движения необязательно. Он говорит: «Отмените все правила движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево?»

5. Определите, может ли сотрудник полиции применить огнестрельное оружие для остановки машины, если водитель, ехавший с большой скоростью, не остановил ее по его требованию.

Остановка «Правовой кроссворд»

Разгадайте кроссворд. Дайте определение полученному слову (по вертикали).

1. Собрание нескольких законов, объединенных в один закон (по горизонтали). 2. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 3. Синоним слова «правила», регулирующие поведение людей. 4. Общественно опасные нарушения. 5. Запрет. 6. Лицо, содействующее совершению преступления советами, предоставлением средств, орудий. 7. Мелкие нарушения общественного порядка. 8. Его требует полностью возместить Гражданский кодекс Российской Федерации. 9. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе правилам морали или требованиям какой-либо организации. 10. Этот принцип в Древнем мире служил установлению равновесия между преступлением и наказанием. 11. Мера воздействия, применяемая к нарушителям порядка.

Ответы: 1. Кодекс. 2. Закон. 3. Норма. 4. Преступление. 5. Табу. 6. Сообщник. 7. Проступок. 8. Ущерб. 9. Дисциплина. 10. Талион. 11. Санкция.

IV. Рефлексия

Учащиеся прикрепляют фигурки (стикеры) на изображение горы, образно выражая свое отношение к прошедшему уроку. Вершина — урок прошел хорошо, подножие — неудачный урок ит. п.

Домашнее задание

Повторить § 1—7 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]