Кто стоит на страже закона - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Кто стоит на страже закона - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Цели и задачи: познакомить учащихся с функциями правоохранительных органов РФ, их целями и задачами, структурами, защищающими гражданские права; способствовать правовому воспитанию личности учащихся.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий законность, правопорядок, правоохранительные органы; исследовать и анализировать основные направления деятельности правоохранительных органов, механизмы и регуляторы их деятельности; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование правил поведения с точки зрения законности и правопорядка, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. Проступки, которые регулируются нормами права:

а) подросток перешел улицу в неположенном месте;

б) школьник обидел своего товарища;

в) ученик отказался оплатить проезд в городском транспорте;

г) подросток оскорбил продавца в магазине;

д) школьник купил краденое имущество;

е) мальчик отказал в помощи пожилой соседке.

2. Наказания, которые применяются только за совершение преступлений:

а) предупреждение;

б) ограничение свободы;

в) обязательные работы',

г) штраф;

д) лишение специального права;

е) лишение свободы на определенный срок.

3. Пятнадцатилетний Антон после уроков подкарауливал учеников начальной школы и отбирал у них деньги и понравившиеся ему вещи. Как следует квалифицировать действия Антона на основании УК РФ? Может ли он быть привлечен к ответственности?

4. Прочитайте высказывания и сравните их смысл. Дополняют ли они друг друга?

«Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним» (Сенека).

«Позорно не наказание, а преступление» (И. Гердер).

Тема уроков: «Кто стоит на страже закона».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. На страже закона.

2. Суд осуществляет правосудие.

3. Полиция.

III. Введение в новый материал

Хорошо, что в мире создана международная система защиты прав человека. Но ведь и от самого человека зависит очень многое. Как он относится к закону? Какую модель поведения выбирает? Кто может прийти к нему на помощь в случае необходимости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. На страже закона Вопросы к классу

— Какие ассоциации вызывают у вас слова «законность» и «правопорядок»?

— В чем вы видите сходство и различия между ними? (Ответы учеников.)

Законность — политико-правовой режим, при котором государство и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы (закон един для всех); подразумевает последовательную и эффективную борьбу, с преступностью, профилактические меры, направленные на ее снижение. Правопорядок — это закрепленный правовыми нормами особый режим поведения людей; воплощенная в действительность законность, система общественных отношений, которые эффективно регулируются правом.

Степень законности и правопорядка в стране показывает, какого уровня развития достигло общество, т. е. чем лучше соблюдаются законы и реализуются права человека, тем цивилизованнее государство. Стоят на страже законов органы охраны правопорядка.

На прошлых уроках мы говорили о том, что государство должно установить такой порядок, который позволил бы гражданам жить в безопасности и процветании.

Вопрос к классу

— Если с вами или вашими близкими произойдет сложная жизненная ситуация (нарушение и ущемление прав), то куда следует обратиться?

(Ответы учеников.)

Давайте познакомимся с правоохранительными органами, их функциями и принципами работы.

Задание: разделившись на 8 групп и работая с материалом § 7 учебника, информацией из других источников (Интернет, справочная литература, энциклопедии), опишите основные направления деятельности различных правоохранительных органов. Затем выберите основное, сведите воедино и графически отобразите.

Задание для первой группы: представьте общую картину работы полиции.

Задание для второй группы: представьте общую картину работы Следственного комитета Российской Федерации (СК России).

Задание для третьей группы: представьте общую картину работы Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России).

Задание для четвертой группы: представьте общую картину работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Прокуратура).

Задание для пятой группы: представьте общую картину работы Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (ФССП России).

Задание для шестой группы: представьте общую картину работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России).

Задание для седьмой группы: представьте общую картину работы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России).

Задание для восьмой группы: представьте общую картину работы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

(Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

(Проверка выполнения задания.)

2. Суд осуществляет правосудие

В нашей стране запрещен самосуд. Только государство может осуществлять карательные меры и только после решения суда (после тщательного исследования обстоятельств дела).

Одним из обязательных признаков демократического государства является существование судебной власти на основании принципа разделения властей, т. е. обособление судебной власти от иных государственно-властных структур и ее независимость от них.

Вопрос к классу

— В чем состоит основное назначение судебной власти?

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске.)

Таким образом, судебная власть должна охранять членов общества от любого произвола — неправомерных действий других граждан, государства и его органов, должностных лиц. Судебная система должна обеспечить законность приговоров, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил.

Независимая судебная власть является гарантией свободы народа. Каждый человек должен быть уверен, что применение к нему мер принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами. Приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно и неукоснительно исполняться.

Как же осуществляется судопроизводство? Попробуем разобраться в этом вместе. Представьте, что вы стоите перед выбором, кем стать, и вам предлагают отправиться в волшебную страну «Мир юридических профессий».

Творческое задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы графически.

Задание для первой группы: с помощью текста п. 2 § 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет адвоката, выделив главные черты и качества.

Задание для второй группы: с помощью текста п. 2 § 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет прокурора, выделив главные черты и качества.

Задание для третьей группы: с помощью текста п. 2 § 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет нотариуса, выделив главные черты и качества.

Рабочий материал для первой группы

Полномочия адвоката:

• консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

• составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

• представительство в судах, организациях по гражданским делам и делам об административных нарушениях;

• правовое обслуживание коммерческих операций, заключение контрактов, разработка уставов, документов;

• защита прав граждан при оказании психиатрической помощи;

• участие в качестве представителя сторон в Конституционном суде РФ, в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

Рабочий материал для второй группы

Полномочия прокурора:

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;

• надзор за исполнением законов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

• участие в рассмотрении дел судами;

• расследование преступлений;

• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Рабочий материал для третьей группы

Нотариус имеет право:

• удостоверять сделки; факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте; тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

• налагать и снимать запрещения отчуждения имущества;

• свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписей на документах; верность перевода документов с одного языка на другой;

• передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

• принимать в депозиты денежные суммы и ценные бумаги, документы на хранение;

• совершать исполнительные надписи, протесты векселей;

• предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплаты чеков;

• выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 59 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

Большинство конституций и законов цивилизованных государств закрепляют положения отправления правосудия — принципы справедливого суда:

• гласность, публичность, официальность и открытость;

• состязательность судебного процесса;

• устный характер судопроизводства;

• презумпция невиновности;

• недопустимость повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние;

• принцип надлежащей судебной процедуры;

• мотивированность и обоснованность судебных решений;

• право граждан на судебную защиту с гарантией надлежащей подсудности (право на законный суд).

Задание: определите, какие принципы современного правосудия заложены в афоризмах.

«Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).

«Честный судья осуждает преступление, а не преступника» (Сенека).

«Решение, вынесенное лицом, которое не является судьей, не имеет значения» (латинская пословица).

«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон» (Сенека).

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Распределите роли и разыграйте судебный процесс по плану.

План судебного процесса

1. Проверка явки участников процесса.

2. Удаление свидетелей из зала судебного заседания.

3. Объявление состава суда, разъяснение права отвода.

4. Разъяснения сторонам их прав и обязанностей.

5. Доклад дела.

6. Председательствующий спрашивает, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело мировым соглашением.

7. Суд слушает объяснение истца.

8. Суд слушает объяснение ответчика.

9. Суд допрашивает свидетелей.

10. Исследование письменных доказательств.

11. Исследование вещественных доказательств.

12. Судебные прения, которые состоят из речей истца, ответчика и их представителей.

13. Реплики.

14. Заключение прокурора.

15. Удаление суда в совещательную комнату.

16. Объявление решения.

(Проверка выполнения задания.)

3. Полиция

Прочитайте текст п. 3 § 7 учебника.

Задание: рассмотрите ситуацию, представленную на с. 63 учебника, и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Попадали ли вы или ваши знакомые в подобные ситуации?

— Почему подросток имеет право требовать присутствия адвоката во время допроса?

(Ответы учеников.)

V. Рефлексия

Составьте синквейны со словами «законность» и «правопорядок».

VI. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Определите, кто поможет защитить ваши права в следующих ситуациях:

1) вам угрожают расправой, украли телефон (полиция);

2) соседи затопили вашу квартиру и не желают компенсировать причиненный ущерб (суд);

3) вас незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с вами обращались (прокуратура).

2. Выполните задания 2—5 рубрики «Проверим себя» на с. 63 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 7 учебника.

2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

• разработать проект «Как улучшить работу правоохранительных органов»;

• подготовить сообщение о знаменитом юристе (адвокате);

• разработать мини-проект «Советы тем, кто решил обратиться в суд».






Для любых предложений по сайту: [email protected]