Обществознание 8 класс - Всероссийская проверочная работа - Типовые задания - 2017 год
ВАРИАНТ 19
1. В 2004-2010 гг. центром изучения общественного мнения была проведена серия социологических опросов. Респондентам (гражданам России — участникам опроса) было предложено ответить на вопрос: “Чувствуете ли Вы уверенность в завтрашнем дне?” Результаты опроса (в %) представлены на графике.
Какие выводы можно сделать на основании представленных данных? Сформулируйте три вывода. Выскажите предположение о том, чем объясняется один из сформулированных Вами выводов.
Ответ: _______________________________________________________
2. Прочитайте высказывание.
“Гражданин должен властвовать над своим государством”. (Аристотель)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ: _______________________________________________________
3. Рассмотрите изображение.
Какие виды социальных санкций иллюстрирует изображённая на фотографии ситуация? Назовите два вида социальных санкций, иллюстрируемые представленной на изображении ситуацией. Для каждого из названных Вами видов укажите иллюстрирующие их элементы изображения, представленные на фотографии.
Ответ: _______________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Самым показательным примером того, как много добра могут приносить обществу монополии, являются патенты. Патенты дают исследователям эксклюзивное право на продажу их изобретений в течение 20 лет, по истечении этого срока их изобретения становятся собственностью общества. Это значит, что патенты дают изобретателям право на монополию на период 20 лет.
Причина, по которой монополии в этом контексте считаются настолько важными, заключена в том, что без них изобретатель едва ли увидел бы какое- либо материальное вознаграждение за свой тяжёлый труд, поскольку масса подражателей немедленно украдут у него идею и наполнят рынок ворованной продукцией, таким образом снизив цену. Следовательно, в мире, лишённом патентов, намного меньшее количество людей решилось бы тратить своё время, усилия и деньги, необходимые для изобретения чего-то нового.
Чтобы исправить эту ситуацию, государства всего мира предлагают патентные монополии для изобретателей. В результате процесс поиска нового проходит значительно быстрее, намного быстрее проходит экономический рост и намного быстрее растёт жизненный уровень. В самом деле, тяжело придумать более полезную в социальном плане монополию, чем патенты.
Государство должно также вмешиваться в создание монополий в тех ситуациях, где конкуренция невыгодна обществу.
(Ш. Флинн)
4. Составьте план текста.
Ответ: _______________________________________________________
5. Какое право дают исследователю патенты? Почему, с точки зрения автора, государство должно предоставлять исследователям монополию на изобретения?
Ответ: _______________________________________________________
6. Автор говорит о роли монополий в экономике. Объясните смысл понятий “монополия”, “конкуренция”. Какое влияние на формирование цены, с точки зрения автора, оказало бы отсутствие патента?
Ответ: _______________________________________________________
7. Назовите тип экономической системы, для которой характерна свободная конкуренция участников экономических процессов. Назовите одну из мер, которые государство может осуществлять для защиты конкуренции.
Ответ: _______________________________________________________
8. Рассмотрите три изображения.
Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ: _______________________________________________________
9. В современном обществе практически нет человека, который бы никогда не был пассажиром общественного транспорта. Назовите не менее двух обязанностей пассажира общественного транспорта, поясните на примере одной из них, почему соблюдение этой обязанности необходимо. Назовите ещё двух любых участников общественного движения.
Ответ: _______________________________________________________