Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ПРИРОДА ПОД ОХРАНОЙ ЗАКОНА
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию необходимости защиты окружающей среды.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к природе.
Учебное оборудование: Конституция РФ, карточки с текстом дополнительного материала.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения, нормирование качества окружающей среды, зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического бедствия, особо охраняемые природные территории), домашнее задание, таблица.
Вопрос |
Документ |
Ваше мнение |
Какие законы нашей страны защищают окружающую среду? Какую ответственность несут люди, нарушающие законы о защите природы? Какие меры предприняты законодательством для защиты окружающей среды? |
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «У роковой черты»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 16 и №17.
КАРТОЧКА № 16
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Каковы результаты хозяйственной деятельности человека?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Почему усиливается воздействие человека на природу?
• Каковы результаты этого воздействия?
• Что такое деградация биосферы?
• К каким последствиям для человека приводит его воздействие на природу?
• Что такое экологический кризис?
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 17
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Как человеку предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Как происходит загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями?
• К каким последствиям может привести уничтожение природы человеком?
• Какие природные ресурсы человек считает исчерпаемыми, а какие возобновляемыми?
• Какие шаги предпринимает человечество, чтобы спасти планету и себя от самоуничтожения?
• Почему не все люди согласны с борцами за сохранение природы?
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания из тетради.
б) Выполнение заданий 1 и 2 на с. 55 учебника 1.
в) Фронтальный опрос.
1. Приведите примеры экологических катастроф на нашей планете.
2. Чем грозит человеку «глобальное потепление»?
3. Какими природными ресурсами богата наша страна?
4. Что делается в нашей стране для сохранения экологической обстановки в стране?
5. Что такое Красная книга?
6. Какие животные, растения, включены в Красную книгу?
7. Может ли одно государство обеспечить экологическую безопасность региона, планеты?
8. Какие государства ведут активную политику по защите окружающей среды?
г) По дополнительному материалу, приведенному ниже, сделай выводы о возможностях применения альтернативных источников энергии.
Дополнительный материал
Океан - неисчерпаемый источник дешевой энергии
Несмотря на то, что мировая выработка электроэнергии неукоснительно растет, потребность в ней в связи с быстрым развитием техники и бурным ростом населения Земли будет все больше и больше.
За последнее столетие производство ее выросло почти в 100 раз. По мнению специалистов, потребление энергии на душу населения в ближайшее столетие должно вырасти примерно в 300 раз. Поскольку население планеты к этому времени увеличится в 2-3 раза, общий расход энергии должен повыситься почти в 90 раз. В решении этой проблемы, помимо использования самых различных видов энергии, немалую роль должен сыграть Мировой океан. Достаточно сказать, что только постоянно возобновляемая энергия приливов заключает в себе мощность, равную 8000 миллиардов киловатт, то есть в 100 раз больше той энергии, которую вырабатывают сейчас все гидроэлектростанции мира.
Удовлетворение все возрастающих потребностей людей в энергии в значительной мере будет происходить за счет использования термоядерной энергии. Однако и здесь роль Мирового океана окажется очень большой, поскольку в нем содержится огромное количество тяжелой воды, которая позволит обеспечить энергией человечество на многие миллионы лет. Помимо того, в водах океанов и морей обнаружено большое количество урана, радия и других радиоактивных элементов. Правда, использование ядерной энергии уже теперь упирается в трудности захоронения продуктов отхода атомной промышленности.
Мировой океан обладает не только огромными запасами топлива для атомных электростанций, но и другими, пожалуй, еще более перспективными, дешевыми и неисчерпаемыми видами энергии. Это механическая энергия ветровых волн и морского прибоя, течений и приливов, которая может быть преобразована в электрическую энергию. Большое внимание привлекает и возможность разработки тепловых поверхностных и холодных глубинных вод.
Из них наибольшее внимание привлекает приливная энергия. Расчеты показывают, что стоимость выработки электроэнергии приливной станцией будет примерно такой же, как и у речных гидроэлектростанций. По мнению некоторых специалистов, при благоприятных условиях приливные станции могут оказаться даже более экономичными, чем атомные.
Особенно большой интерес к постройке приливных электростанций проявила Франция, испытывающая недостаток в дешевой электроэнергии. За счет этих станций она предполагает резко сократить импорт каменного угля, большая часть которого ввозится из других стран. На севере Франции, в устье реки Ране, впадающей в пролив Ла-Манш, сооружается приливная электростанция мощностью в 240 тысяч киловатт. Станция будет иметь 24 турбогенератора по 10 тысяч киловатт. При этом турбины будут вырабатывать электроэнергию как во время прилива, так и во время отлива. Созданием таких агрегатов французские специалисты занимались около 25 лет. Летом 1966 года дал ток первый генератор. В том же районе, вблизи города Сен-Мало, сооружается еще одна приливная электростанция, которая будет давать 544 миллиона киловатт-часов ежегодно. Кроме того, во Франции разработаны еще четыре проекта приливных электростанций.
Использованием энергии приливов занимаются также Англия, США, Аргентина и некоторые другие государства.
Наша страна по запасам приливной энергии стоит на одном из первых мест в мире. Эти запасы оцениваются примерно в 200 миллиардов киловатт-часов в год. Особенно большое внимание привлекает возможность использования огромных энергетических ресурсов Мезенской губы, достигающих 90 миллиардов киловатт-часов. Перспективно сооружение приливных электростанций и на Мурманском побережье. Самыми большими энергетическими ресурсами из морских прибрежных районов обладают Пенжинский и Гижигинский заливы, где максимальная амплитуда приливов достигает 8-10 метров, а в вершине Пенжинской губы даже 12,9 метра. Здесь можно построить приливные электростанции, которые позволят получить около 175 миллиардов киловатт-часов в год.
Такая масса дешевой энергии способствовала бы освоению суровых северо-восточных районов Сибири. В течение нескольких последних лет у нас ведутся работы по сооружению опытной приливной электростанции на берегу Кольского залива в губе Кислой. Первую промышленную приливную электростанцию намечено возводить также в Кольском заливе, вблизи селения Лумбовка. Эта станция мощностью в 300 тысяч киловатт должна вырабатывать около 700 миллионов киловатт-часов энергии в год.
Перспективы использования приливов для выработки огромных масс дешевой электроэнергии очень велики, поскольку общая энергия приливов, рассеиваемая в Мировом океане на преодоление трения, оценивается примерно в 1 миллиард киловатт-часов в год, тогда как энергия всех рек 850 миллионов киловатт.
В отношении использования тепловой энергии Мирового океана, как и волновой, дело ограничивается главным образом разработкой различных проектов, а также проведением опытных работ и созданием небольших установок. Но строительство крупных электростанций, использующих различные виды морской энергии, не за горами.
Воды океана со временем станут основой для создания крупнейшей морской химической и морской энергетической промышленности, которые должны сыграть важную роль в удовлетворении потребности людей и прогресса всего человечества.
Железовский Б. Е. Планета Земля. Вода. Атмосфера. С. 415—420.
д) Сообщения учащихся о редких животных или растениях, попавших в Красную книгу нашей страны.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 16 и № 17, отзывы одноклассников.
Развитие промышленности, рост населения Земли и его потребностей, гонка вооружений привели к глобальным экологическим проблемам, угрожающим существованию человечества. Перед человеком встал вопрос о необходимости сохранения окружающей среды для спасения самого себя от гибели.
III. Изучение новой темы
План:
• Экологические права и обязанности.
• Как закон охраняет природу.
• Экология и нравственность.
• Общественные движения в защиту природы.
Задача для учащихся. Выяснить, можно ли с помощью закона защитить природу?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом Конституции РФ и дополнительным материалом, текстом учебника 2 с. 23-24.
Задание для учащихся. Заполни таблицу. См. пункт оформление доски.
Конституция РФ
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Дополнительный материал
Главный закон об охране природы в России
В 1991 г. был принят базовый экологический закон России - «Об охране окружающей природной среды». Прежде всего, он определяет принципы охраны окружающей среды: приоритет охраны жизни и здоровья человека, сочетание экономических и экологических интересов, рациональное использование природных ресурсов, гласность и открытость экологической информации и др. Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, основные правовые институты охраны природы, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки, а также требования к различным видам деятельности, основы экологического контроля и образования, виды экологических правонарушений и ответственность за них.
Александр Шестаков. Главный закон об охране природы в России // Энциклопедия для детей. Т. 19. С. 295.
Экологическое право
Отрасль права, обеспечивающая сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, получила название экологического права. Это сравнительно новая область юриспруденции, сформировавшаяся в последние 30-35 лет в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды и угрозой глобального экологического кризиса.
Современное российское природоохранное законодательство достаточно развито. Оно включает в себя законы (федеральные законы и законы субъектов Федерации), подзаконные акты (указы Президента России, постановления Правительства России, нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации), ведомственные акты и пр.
Практически для всех категорий земель - лесов, сельскохозяйственных угодий, земель промышленных объектов, а также для водных объектов установлены нормы, регулирующие их использование. Отдельные законы определяют статус и деятельность особо охраняемых природных территорий - заповедников, заказников, национальных парков и т.п. Введены нормативы выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, правила захоронения отходов. Используются превентивные (упреждающие) процедуры экологических оценок и обоснований (оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологический аудит), которые позволяют еще до реализации какого-либо проекта принять меры по предотвращению возможных негативных последствий.
Как и положено любой отрасли законодательства, экологическое право обеспечено системой мер ответственности, т. е. за нарушения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов предусмотрена уголовная, административная, материальная и дисциплинарная ответственность.
Многие вопросы охраны природы и использования ресурсов регулируются также и международным правом. Страны заключают между собой договоры, обязуясь соблюдать установленные в них правила, например в отношении переноса загрязнений через государственные границы, охраны перелетных птиц и мест их зимовок и т.п. Такие договоры могут заключаться между двумя странами (двусторонние) или между несколькими (многосторонние, региональные договоры и конвенции). Наибольшее число участников (сторон конвенции), как правило, характерно для конвенций, которые заключаются по вопросам, имеющим глобальное значение. К таким документам, формирующим, по сути, глобальное экологическое право, можно отнести Конвенцию о сохранении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии.
Александр Шестаков. Экологическое право // Энциклопедия для детей. Т. 19. С. 294.
2. Беседа по прочитанному тексту, проверка таблицы.
Вопрос |
Документы |
Ваше мнение |
1. Какие законы защищают окружающую среду в нашей стране? Всегда ли они соблюдаются? 2. Какую ответственность несут люди, нарушающие законы о защите природы? 3. Какие меры предприняты законодательством для зашиты окружающей среды? |
Конституция РФ, «Об охране окружающей природной среды». Конвенция о сохранении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. В стране действуют Международный союз охраны природы, Всемирный фонд охраны диких животных, Всероссийское общество охраны природы. За нарушения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов предусмотрена уголовная, административная, материальная и дисциплинарная ответственность. |
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, учебник 1 с. 59—60 или с дополнительным материалом приведенным ниже. Задание для учащихся. Как связаны экология и нравственность?
Дополнительный материал
Много организаций заняты спасением природы в России. Это Всероссийское общество охраны природы, Государственный комитет по охране природы, Общества защиты животных.
Красные книги. Ученые исследуют, где обитают животные и растения, которым грозит вымирание, сколько их уцелело, что их губит. Эти сведения публикуют в особых сборниках - Красных книгах. В них описаны сотни видов животных и растений.
Экологи следят за состоянием природы, предлагают меры спасения. Что делать для спасения природы. Спасительных мер - масса. В промышленности надо строить очистные сооружения, которые задерживают вредные вещества. Многократно использовать одну и ту же, много раз очищаемую воду, а не сливать отравленную воду в реку.
В сельском хозяйстве нельзя сыпать пестициды и удобрения на поля в избытке. Еще лучше - создавать новые сорта растений, неуязвимые для вредителей.
На транспорте надо отлаживать двигатели так, чтобы они не выбрасывали вредные газы в атмосферу.
Заповедники - это очаги природы, в которых сберегают и изучают в естественных условиях растения и животных. Природные парки и заповедники существуют везде. Благодаря им многие животные уже спасены от вымирания.
Много заповедников в России. Таких, как Окский заповедник, Сихотэ-алинский, Баргузинский (он спасает уникальное озеро Байкал).
Роль каждого человека в сбережении природы. Нас - 6 миллиардов! И каждый может многое. Правила просты. И первое - не вредить природе.
Никакого мусора. Особенно опасен ядовитый мусор. Поэтому нельзя разбивать старые лампы дневного света - в них ядовитая ртуть. Нельзя разбрасывать батарейки - в них свинец и другие тяжелые металлы. Нельзя выливать в воду краски (кроме акварельных). Нельзя жечь в кострах пластмассу и резину - выделяются опаснейшие ядовитые газы.
Сбережение природных богатств. Запасы чистой воды убывают - нельзя попусту лить воду из крана. Ни к чему оставлять горящими зря электрические лампочки и газ. Надо беречь зимой тепло в доме. Ведь чем меньше сожжено топлива на электростанциях - те меньше попало в воздух опасных газов и пыли.
Нравственный закон: «Не навреди живой природе!» - должен помнить каждый человек. Должен понимать: убиваешь живой мир - губишь жизнь людей, в том числе и свою. Ведь это так просто: без нужды не уничтожать живое. Не рвать полевые цветы охапками. Не рубить кустарник для костра, а искать валежник и сухостой. Не ловить насекомых для ненужных «коллекций». Не разорять гнезда птиц и муравейники. Не загрязнять землю, воду, воздух - ни мусором, ни химией. Нельзя приносить из леса белок и ежей. Быть может, когда ежиху заботливо угощают молочком, ее ежата умирают от голода без материнского молока.
Не следует покупать ни одежды из шкур редких зверей, ни безделушек из слоновой кости (ведь почти на каждой такой побрякушке- кровь слона, убитого браконьерами). Ни к чему покупать и букетики ландышей, подснежников: их почти не осталось в наших лесах. Не надо заводить в доме для забавы «экзотических» животных: крокодилов, волков, львов, обезьян. Это всегда кончается трагедией для животного. А иногда - и для хозяев.
Что можно делать каждому для сбережения природы - хорошо известно. Подкормить животных в голодное время - уже важно. Посадить куст, дерево (и выходить их). Наделать скворечников. Вынести мусор из леса, сколько можно.
Дом тоже экологическая система. Чтобы в нем всем жилось хорошо, надо его обустроить по законам экологии. Относится это и к домашнему животному, которое тоже надо оберегать. Нужно содержать его в чистоте, чистить его клетку, кормушку. Надо вовремя кормить. И не чем попало, а пригодной для него пищей. Нельзя давать один только готовый корм из банок, купленных в магазине. Надо постоянно следить за здоровьем животного.
Зоопарк может поддержать каждый из нас, хотя бы посетив раза два в году. Ведь сейчас животных для зоопарков стараются уже не ловить, а разводить. И это спасает многие биологические виды от вымирания.
Земля. С. 38—39.
Вариант ответа:
— Главным в деятельности людей должно стать правило — «Не навреди живой природе!»
— Человек должен отказаться от принципа «На наш век хватит!»
— Нельзя только брать природные богатства, не восполняя хотя бы того, что можно восполнить.
4. Прослушивание сообщений учащихся о редких животных или растениях, попавших в Красную книгу нашей страны.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Какие меры по защите окружающей среды принимаются в твоем населенном пункте, городе?
2. Почему бытовой мусор стал одной из главных проблем для современного общества?
3. Какие проблемы экологии стали общемировыми? Сможет ли человечество их решить? Почему?
V. Подведение итогов урока
1. Почему необходимо беречь природу?
2. Какие законы нашей страны защищают окружающую среду?
3. Связаны ли экология и нравственность человека?
Домашнее задание
1. Прочитать § 10—12 учебника 1 или § 2 учебника 2.
2. Подготовиться к проверке знаний по теме «Человек и природа».
3. Повторить термины и понятия, связанные с темой «Человек и природа».
4. Подготовиться к конкурсу защиты плакатов на экологическую тему (по группам).
Дополнительный материал для учителя
Знаете ли вы, что такое бионика?
Формально датой рождения бионики принято считать 13 сентября 1960 года - день открытия первого американского национального симпозиума на тему «Живые прототипы искусственных систем - ключ к новой технике». Но к этому времени уже были получены первые значительные результаты в изучении принципов организации и работы некоторых живых систем.
На Земле в процессе беспощадного естественного отбора, длившегося миллионы лет, среди животных и растений выжили самые сильные, лучше всего приспособившиеся к определенным природным условиям. В итоге столь продолжительной эволюции природа создала на Земле гигантскую сокровищницу, в которой много изумительных образцов «живых инженерных систем», функционирующих очень точно, надежно и экономично.
Живые системы значительно многообразнее и сложнее технических конструкций. Чтобы познать «конструкцию» и принцип действия биологической системы, повторить ее в металле или промоделировать, исследователю необходимы универсальные знания. Поэтому бионика сформировалась на базе различных отраслей биологии, физики, других наук и техники. Не случайно бионики избрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла.
Говоря кратко, бионика - это раздел кибернетики, занимающийся изучением принципов построения и функционирования биологических систем и их элементов и применением других полученных знаний для коренного усовершенствования существующих и создания принципиально новых машин, приборов, аппаратов, строительных конструкций и технологических процессов. Ее можно назвать также наукой о построении технических устройств, характеристики которых приближаются к характеристикам живых систем. Название бионики происходит от древнегреческого слова «бион» - «ячейка жизни».
В настоящее время различают 3 основных направления бионики - биологическое, математическое (теоретическое) и техническое. Биологическая бионика, базируясь на самых разных разделах биологии и медицины, использует их достижения для выявления определенных принципов живой природы, которые могут быть положены в основу решения тех или иных инженерных проблем. Содержанием теоретической бионики является разработка математического аппарата биологического моделирования, а также математических моделей явлений и процессов, протекающих в живых организмах и, наконец, техническая бионика занята реализацией математических моделей живых организмов с целью усовершенствования существующих и создания совершенно новых технических средств и систем - приборов, аппаратов, устройств.
Бионика не идет по пути слепого копирования природы. Она стремится перенести в технику лучшие создания природы, самые рациональные и экономичные структуры и процессы, которые выработались в биологических системах за миллионы лет эволюционного развития.
Какие же практические результаты дала бионика? Чем помогла технике?
Основой для создания принципиально нового прибора - эхолокатора - послужило изучение удивительной способности летучих мышей безошибочно ориентироваться в самых темных уголках пещеры. Беспорядочное, на первый взгляд, ныряние, кручение и другие неожиданные выверты и трюки летучих мышей в погоне за добычей - не что иное, как чрезвычайно точный метод, названный эхолокацией. Это она помогает животным не приблизительно, а точно определять расстояние до своей жертвы. Так же и эхолокатор на основе отраженного эха (звукового, радио и т. п.) позволяет обнаруживать цель. Эхолокация животных помогла разгадать и природу «локационной системы» у слепых людей. Оказывается, ориентация по звуку своего голоса позволяет слепым не только находить дорогу без палки, но и различать «по звуку» материалы: дерево, металл, ткани.
Издавна люди наблюдали, как быстро мчатся в волнах стаи дельфинов, развивая порой скорость до 56 км/час. Ученых заинтересовал вопрос: в чем заключается секрет необычайно высокой скорости движения дельфинов? Оказалось, вся тайна заключена в структуре кожи этого животного. И вот в результате многочисленных испытаний и экспериментов была создана мягкая обшивка для подводных судов, позволяющая увеличить их скорость под водой на 15-20 процентов без увеличения мощности двигателя.
Японские инженеры и биологи установили, что форма тела кита совершеннее формы современных судов. Было построено большое океанское китоподобное судно, и преимущества новой конструкции сказались сразу же. При мощности двигателя, уменьшенной на четверть, скорость и грузоподъемность остались теми же.
Бионический принцип положен и в основу конструкции снегоходной машины «Пингвин». Она полностью оправдывает свое название. Как передвигаются по рыхлому снегу пингвины? На брюхе, отталкиваясь от снега ластами, как лыжными палками. Так же, лежа на снегу днищем, скользит по его поверхности и «Пингвин» механический.
Бионика позволяет и архитекторам создавать совершенно новые строения, например складчатые структуры (по аналогии с листьями некоторых растений). Речь идет о существующих в растительном мире листьях, имеющих ребристую форму и форму веера. В этих структурах нашла свое наиболее яркое воплощение одна из самых интересных закономерностей природы - «сопротивляемость конструкции по форме».
Что же скрывается за этим сухим инженерным термином, каков его смысл? Поясним на простом примере. Возьмем лист обычной писчей бумаги и положим его противоположные края на подставки. Лист не выдержит собственного веса и прогнется. А теперь сложим тот же лист «гармошкой» и положим его опять же на две опоры так, чтобы параллельные складки шли поперек пролета. Такой лист устойчив и может легко, не деформируясь, выдержать нагрузку, равную стократной величине его собственного веса. Что же произошло? Все дело в новой форме листа. Используя этот принцип, в США, например, построили складчатые купола пролетом 100-200 м.
Сейчас в архитектуре существует новое направление - архитектурная бионика, предлагающая совершенно новые формы сооружений: дома, построенные по типу пчелиных сот, или дома-раковины. Архитекторы разрабатывают некоторые проекты по образу и подобию цветка, кроны деревьев и т. д.
Бионика помогает строить системы компенсации утраченных функций организма человека и создавать искусственные органы для протезирования. В чем же суть этой помощи?
Когда человек двигает рукой или ногой, то в его мышцах возникают биотоки. Элементарным источником биотоков служит живая клетка. Человек может по своему желанию вызывать появление биотоков в мышцах и регулировать их величину, даже не производя движения. Достаточно лишь мысленного приказа. Возникающие в мышцах биопотенциалы нетрудно снять и усилить простыми электродами. Мозг, командуя движениями руки, продолжает посылать к мышцам биотоки и тогда, когда часть руки ампутирована. Но в этом случае импульсы дают лишь ощущение тех или иных движений. Реализовать их мышцы не могут: исполнительный механизм - часть руки с кистью - отсутствует.
Первая модель искусственной руки, управляемой биопотенциалами, была изготовлена в 1957 г. Она была очень сложна и громоздка. Постепенно модель биоманипулятора совершенствовалась, ее движениями управляли мышечные биотоки.
Сейчас уже не в шутку можно говорить о «капитальном ремонте» человека - перечень искусственных органов и устройств для него достаточно велик. Это и биоэлектрическая рука, и электростимуляторы сердца, и искусственные мышцы, почки, легкие и даже - сердце. Уже построено несколько действующих моделей искусственного глаза и уха.
Запас бионических идей у природы неисчерпаем. Заглядывая далеко вперед, ученые предсказывают наступление подлинной биоэры. Предполагают, что в будущем, по примеру живой природы, мы начнем строить орнитоптеры, быстроходные подводные лайнеры, вездеходы для путешествий по другим планетам, лучезарные города из домов-деревьев и сказочной красоты поселения на дне морей и океанов; свободно ориентироваться в космосе; точно прогнозировать изменения погоды, наступление землетрясений и вулканических извержений.
Гуфельд И.М. Зоология. С. 266—270.