ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Обществознание - поурочные разработки 8 класс

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цель:

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Учебное оборудование: варианты проверочной работы для каждого ученика.

Ход урока

Вариант I

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


II. Выполнение проверочной работы по вариантам

Тест № 4

Вариант I

Первая часть.

1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью?

а) литосфера;

б) ноосфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

2. Все созданное человеком, не существовавшее в природе, — это ...

а) «вторая природа»;

б) «мир человека»;

в) «сфера разумной деятельности»;

г) «окружающая среда».

3. Способом уменьшить влияние на природу является...

а) рост численности населения;

б) строительство промышленных предприятий;

в) освоение новых территорий;

г) создание безотходных технологий.

4. Результатом освоения целины стало...

а) увеличение озоновой дыры в атмосфере;

б) глобальное потепление;

в) радиационное заражение почвы;

г) эрозия почвы.

5. Конституция России предусматривает...

а) право каждого на получение достоверной информации;

б) право на проживание в заповедных зонах;

в) право на получение помощи международных организаций в охране природы;

г) право на приобретение фильтров для воды.

6. Страны мира озабочены в первую очередь...

а) поведением членов организации «Гринпис»;

б) глобальным потеплением;

в) массовым туризмом в страны Азии;

г) миграцией животных.

7. Подбери пары...

а) территория Чернобыльской АЭС;

б) крушение танкера у берегов Англии;

в) Окский заповедник;

г) варварски вырубаемые леса Амазонии.

1. Особо охраняемые территории.

2. Зона экологической катастрофы.

3. Пример экологической безнравственности.

4. Зона экологического бедствия.

Ключи к тесту:

1 -в; 2-а; 3-в; 4-г; 5-а; 6-б; 7. 1-в: 2-б; 3-г; 4-а.

Вторая часть.

Дай определение понятиям:

Исчерпаемые природные ресурсы —

Природа -

Естественная среда обитания –

Объекты природоохранительной деятельности -

Третья часть.

Проанализируй последствия... строительства химического комбината на берегу реки.


Вариант 2

Первая часть.

1. Как называется сфера разумной деятельности человека?

а) литосфера;

б) ноосфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

2. Выделению человека из животного мира способствовало появление ...

а) моральных норм;

б) биологических законов;

в) математических правил;

г) физиологических особенностей.

3. Что из перечисленного способно улучшить экологическую обстановку?

а) строительство новых городов;

б) создание заповедников;

в) строительство ГЭС;

г) освоение территорий Крайнего Севера.

4. Что из перечисленного является зоной экологического бедствия?

а) целинные земли на юге Сибири;

б) территория Чернобыльской АЭС;

в) озеро Байкал;

г) лесотундра Крайнего Севера.

5. Конституция России предусматривает...

а) обязанность граждан защищать и беречь природу;

б) обязанность граждан содержать домашних животных;

в) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников;

г) обязанность государства создавать экологически чистые зоны.

6. Удачным мероприятием в области защиты природы можно назвать...

а) борьбу с браконьерством;

б) восстановление вырубаемых лесов;

в) восстановление популяции зубров;

г) борьбу с загрязнением городских территорий.

7. Подбери пары...

а) незаконная вырубка леса;

б) установление предельно допустимых норм выброса вредных веществ;

в) уменьшение видов животных и растений;

г) список редких животных.

1. Красная книга.

2. Установление уголовной ответственности.

3. Деградация биосферы,

4. Нормирование качества окружающей природной среды.

Ключи к тесту:

1-б; 2-а; 3-б; 4-б; 5-а; 6-в; 7. 1-г; 2-а; 3-в; 4-б.

Вторая часть.

Дай определение понятиям:

Экологическая экспертиза —

Неисчерпаемые природные ресурсы -

Экологическое равновесие —

«Зеленые» —

Третья часть.

Проанализируй последствия... строительства плотины для ГЭС в равнинной части России.


Вариант II

Урок — «Конкурс плакатов на тему «Защита окружающей среды»


I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


II. Работа по группам

Желательно, привлечь учителей биологии, географии, химии и физики для проведения комбинированного урока.

Задача для учащихся. Выяснить, может ли человек сохранить себя и природу?

Каждая группа получает карточку-задание и оформляет плакат на заранее заданную тему. Готовит выступление по дополнительной литературе в классе, обосновывая актуальность данной проблемы.

Условия работы групп:

а) Подготовка к выступлению (организационные вопросы и жеребьевка последовательности выступления, критерии оценки выступлений, развешивание плакатов (жюри из учителей) — 10 минут.

б) Выступления групп — 5—7 минут.

в) Подведение жюри итогов выступления, защиты плакатов.

г) Проведение мини-викторины — 5 минут.

д) Подведение итогов выступления групп и результаты конкурса — 5—7 минут.

1. Подготовка и выступление групп.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

Охрана атмосферы

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Может ли человек прожить без чистого воздуха?» или «Как защищает нас наша атмосфера?»

Раскрыть проблемы:

— промышленное загрязнение воздуха;

— рост автотранспорта;

— вырубка лесов;

— сохранение озонового слоя;

— рост заболеваний.


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

Человек и вода

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какую роль в жизни человека играет вода?»

Раскрыть проблемы:

— сточные воды полей, заводов, городов и т.д.

— сокращение площади лесов, осушение болот;

— выброс в атмосферу химических веществ;

— орошение полей;

— рост заболеваний.


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

Сохранить лес

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Нравственное и хозяйственное значение леса в жизни человека?

Раскрыть проблемы:

— рост производства и вырубка лесов;

— лесные пожары;

— лес — легкие планеты;

— нравственное значение леса.


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4

Человек и животный мир

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Как человек должен строить отношения с животным миром?»

Раскрыть проблемы:

— загрязнение воды, воздуха;

— вырубка лесов, освоение степей;

— браконьерство;

— деградация биосферы.


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5

Глобальное потепление.

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Чем грозит изменение климата?»

Раскрыть проблемы:

— рост промышленности;

— рост потребления;

— исчерпаемость ресурсов;

— безотходное производство и биотехнологии.


Мини-викторина

1. Каких животных человек сумел спасти от полного исчезновения?

2. Черные бури прокатились по миру. Что послужило причиной этих бурь?

3. Какого цвета экологические партии в Европе?

4. Почему люди перестали использовать фреон в промышленных целях?

5. Назови крупнейшие экологические катастрофы XX века?

Ответы:

1. Например: зубр, олень Давида, др.

2. Эрозия почвы в результате обработки земли в степях.

3. Зеленые.

4. Появление озоновой дыры в атмосфере

5. Например: Чернобыльская АЭС, химический завод в Бхопале (Индия), Осушение Аральского моря, Смог в Токио, Лондоне и Мехико.


3. Подведение итогов конкурса.

Выступление жюри, подведение итогов, определение актуальности темы уроков для данной местности.


III. Подведение итогов урока

1. Почему возникла необходимость защиты окружающей среды?

2. Почему защита природы — обязанность каждого гражданина нашей страны?


Домашнее задание

Как средства массовой информации могут способствовать защите окружающей среды, помочь человечеству спасти мир от экологической катастрофы?






Для любых предложений по сайту: [email protected]