Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Цель:
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.
Учебное оборудование: варианты проверочной работы для каждого ученика.
Ход урока
Вариант I
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Выполнение проверочной работы по вариантам
Тест № 4
Вариант I
Первая часть.
1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью?
а) литосфера;
б) ноосфера;
в) биосфера;
г) атмосфера.
2. Все созданное человеком, не существовавшее в природе, — это ...
а) «вторая природа»;
б) «мир человека»;
в) «сфера разумной деятельности»;
г) «окружающая среда».
3. Способом уменьшить влияние на природу является...
а) рост численности населения;
б) строительство промышленных предприятий;
в) освоение новых территорий;
г) создание безотходных технологий.
4. Результатом освоения целины стало...
а) увеличение озоновой дыры в атмосфере;
б) глобальное потепление;
в) радиационное заражение почвы;
г) эрозия почвы.
5. Конституция России предусматривает...
а) право каждого на получение достоверной информации;
б) право на проживание в заповедных зонах;
в) право на получение помощи международных организаций в охране природы;
г) право на приобретение фильтров для воды.
6. Страны мира озабочены в первую очередь...
а) поведением членов организации «Гринпис»;
б) глобальным потеплением;
в) массовым туризмом в страны Азии;
г) миграцией животных.
7. Подбери пары...
а) территория Чернобыльской АЭС;
б) крушение танкера у берегов Англии;
в) Окский заповедник;
г) варварски вырубаемые леса Амазонии.
1. Особо охраняемые территории.
2. Зона экологической катастрофы.
3. Пример экологической безнравственности.
4. Зона экологического бедствия.
Ключи к тесту:
1 -в; 2-а; 3-в; 4-г; 5-а; 6-б; 7. 1-в: 2-б; 3-г; 4-а.
Вторая часть.
Дай определение понятиям:
Исчерпаемые природные ресурсы —
Природа -
Естественная среда обитания –
Объекты природоохранительной деятельности -
Третья часть.
Проанализируй последствия... строительства химического комбината на берегу реки.
Вариант 2
Первая часть.
1. Как называется сфера разумной деятельности человека?
а) литосфера;
б) ноосфера;
в) биосфера;
г) атмосфера.
2. Выделению человека из животного мира способствовало появление ...
а) моральных норм;
б) биологических законов;
в) математических правил;
г) физиологических особенностей.
3. Что из перечисленного способно улучшить экологическую обстановку?
а) строительство новых городов;
б) создание заповедников;
в) строительство ГЭС;
г) освоение территорий Крайнего Севера.
4. Что из перечисленного является зоной экологического бедствия?
а) целинные земли на юге Сибири;
б) территория Чернобыльской АЭС;
в) озеро Байкал;
г) лесотундра Крайнего Севера.
5. Конституция России предусматривает...
а) обязанность граждан защищать и беречь природу;
б) обязанность граждан содержать домашних животных;
в) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников;
г) обязанность государства создавать экологически чистые зоны.
6. Удачным мероприятием в области защиты природы можно назвать...
а) борьбу с браконьерством;
б) восстановление вырубаемых лесов;
в) восстановление популяции зубров;
г) борьбу с загрязнением городских территорий.
7. Подбери пары...
а) незаконная вырубка леса;
б) установление предельно допустимых норм выброса вредных веществ;
в) уменьшение видов животных и растений;
г) список редких животных.
1. Красная книга.
2. Установление уголовной ответственности.
3. Деградация биосферы,
4. Нормирование качества окружающей природной среды.
Ключи к тесту:
1-б; 2-а; 3-б; 4-б; 5-а; 6-в; 7. 1-г; 2-а; 3-в; 4-б.
Вторая часть.
Дай определение понятиям:
Экологическая экспертиза —
Неисчерпаемые природные ресурсы -
Экологическое равновесие —
«Зеленые» —
Третья часть.
Проанализируй последствия... строительства плотины для ГЭС в равнинной части России.
Вариант II
Урок — «Конкурс плакатов на тему «Защита окружающей среды»
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Работа по группам
Желательно, привлечь учителей биологии, географии, химии и физики для проведения комбинированного урока.
Задача для учащихся. Выяснить, может ли человек сохранить себя и природу?
Каждая группа получает карточку-задание и оформляет плакат на заранее заданную тему. Готовит выступление по дополнительной литературе в классе, обосновывая актуальность данной проблемы.
Условия работы групп:
а) Подготовка к выступлению (организационные вопросы и жеребьевка последовательности выступления, критерии оценки выступлений, развешивание плакатов (жюри из учителей) — 10 минут.
б) Выступления групп — 5—7 минут.
в) Подведение жюри итогов выступления, защиты плакатов.
г) Проведение мини-викторины — 5 минут.
д) Подведение итогов выступления групп и результаты конкурса — 5—7 минут.
1. Подготовка и выступление групп.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1
Охрана атмосферы
Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.
• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Может ли человек прожить без чистого воздуха?» или «Как защищает нас наша атмосфера?»
Раскрыть проблемы:
— промышленное загрязнение воздуха;
— рост автотранспорта;
— вырубка лесов;
— сохранение озонового слоя;
— рост заболеваний.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2
Человек и вода
Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.
• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какую роль в жизни человека играет вода?»
Раскрыть проблемы:
— сточные воды полей, заводов, городов и т.д.
— сокращение площади лесов, осушение болот;
— выброс в атмосферу химических веществ;
— орошение полей;
— рост заболеваний.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3
Сохранить лес
Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.
• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Нравственное и хозяйственное значение леса в жизни человека?
Раскрыть проблемы:
— рост производства и вырубка лесов;
— лесные пожары;
— лес — легкие планеты;
— нравственное значение леса.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4
Человек и животный мир
Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.
• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Как человек должен строить отношения с животным миром?»
Раскрыть проблемы:
— загрязнение воды, воздуха;
— вырубка лесов, освоение степей;
— браконьерство;
— деградация биосферы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5
Глобальное потепление.
Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.
• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Чем грозит изменение климата?»
Раскрыть проблемы:
— рост промышленности;
— рост потребления;
— исчерпаемость ресурсов;
— безотходное производство и биотехнологии.
Мини-викторина
1. Каких животных человек сумел спасти от полного исчезновения?
2. Черные бури прокатились по миру. Что послужило причиной этих бурь?
3. Какого цвета экологические партии в Европе?
4. Почему люди перестали использовать фреон в промышленных целях?
5. Назови крупнейшие экологические катастрофы XX века?
Ответы:
1. Например: зубр, олень Давида, др.
2. Эрозия почвы в результате обработки земли в степях.
3. Зеленые.
4. Появление озоновой дыры в атмосфере
5. Например: Чернобыльская АЭС, химический завод в Бхопале (Индия), Осушение Аральского моря, Смог в Токио, Лондоне и Мехико.
3. Подведение итогов конкурса.
Выступление жюри, подведение итогов, определение актуальности темы уроков для данной местности.
III. Подведение итогов урока
1. Почему возникла необходимость защиты окружающей среды?
2. Почему защита природы — обязанность каждого гражданина нашей страны?
Домашнее задание
Как средства массовой информации могут способствовать защите окружающей среды, помочь человечеству спасти мир от экологической катастрофы?