ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Обществознание - поурочные разработки 8 класс

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

3. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, ответственности за свои поступки.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество, социальные нормы, общественные отношения, глобализация), таблицы и схемы, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что делает человека человеком»

Ответь на вопросы:

1. Что делает человека человеком?

2. Чем человек отличается от животных?

3. Какие потребности существуют у человека с момента его рождения?

4. Как общество может формировать потребности человека?

Примерный вывод:

Человек — существо биосоциальное, он не может развиваться вне общества и природы. Природа дает человеку жизнь и все необходимое для ее продолжения, но только общество делает человека человеком в полном смысле этого слова. Общество дает ему знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, учит его общаться, жить в соответствии с правилами и традициями, принятыми окружающими его людьми.


III. Изучение новой темы

План:

• Что такое общество.

• Основные сферы жизни общества.

• Ступени развития общества.

Задача для учащихся. Как судьба человека зависит от судьбы общества? Может ли человек повлиять на жизнь общества?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 96—97 или с текстом учебника 2 с. 9—11. Задания для учащихся. Выяснить социальную структуру общества. Почему меняются отношения между людьми в обществе? Заполни схему, см. ниже.

Для ответа используйте словарь учебника 1 или учебника 2.


2. Беседа по прочитанному тексту.

1. Может ли человек прожить вне общества?

2. Работа по заполнению схемы.



3. Что связывает группы людей в единое общество? Что такое общественные отношения?

4. Как меняются отношения людей в обществе?

5. В чем различие понятий страна, государство, общество?

Примерный вывод:

Человек не может жить вне коллектива, вхождение в малые или большие группы не зависит от его желания. Он может являться одновременно членом нескольких коллективов, принадлежать к какой-либо нации, входить в несколько малых групп. Людей объединяет проживание на одной территории, необходимость совместной деятельности для достижения каких-либо целей. Судьба человека практически неразрывно связана с судьбой общества, в котором он живет.

По мере развития человечества меняются и взаимоотношения внутри общества. Общественные отношения зависят от развития науки и техники, новых способов хозяйственной деятельности, переменами в отношениях к государственной власти, переменами в сознании людей.


3. Работа с дополнительной литературой. Задания для учащихся. Определите социальный состав русского общества в правление Ярослава Мудрого?

“Русская правда” оставила для историков картину русского общества, каким оно сложилось к тому времени — независимо от желаний христианского князя Ярослава. Первое место в этом обществе занимали бояре — главы старых дружинных родов, потомки варягов, пришедших вместе с Рорихом и Хельги. Бояре жили в обширных укрепленных усадьбах с высокими деревянными башнями — эти усадьбы занимали целые кварталы в городах, и в них обитали десятки и сотни людей: младшие родственники, рабы-холопы, слуги, ремесленники, наложницы. У бояр были собственные небольшие дружины и свои корабли, которые каждой весной отправлялись в Константинополь, наполненные рабами, мехами, медом и воском. Князья давали боярам право на сбор дани с сел или платили за службу серебром и шкурками куниц, “кунами”, использовавшимися на Руси вместо денег. Среди бояр было много знатных викингов, херсиров и бондов, приходивших на Русь со своими “людьми”, — они нанимались в дружину к князьям или отправлялись дальше, в Константинополь, служить “императору ромеев”. Те, что оставались на Руси, брали славянских жен, и их потомки со временем становились славянами — так же, как стали славянами потомки Рориха.

Князья были вождями боярской дружины и жили с ней одной жизнью, вместе с дружиной пировали и вместе с ней “думу думали”. Вместе с дружиной они ходили в походы, собирали дань с крестьян-смердов. Все государства, рожденные завоеваниями, были похожи друг на друга, везде были бояре-патриции, порабощенные холопы-клиенты и сохранившие свободу, но платившие дань плебеи смерды. По “Русской правде” жизнь боярина оценивалась в 80 гривен, а жизнь смерда или раба-холопа — в 5 гривен; это была цена двух лошадей. Так же, как общество франков или англосаксов, русское общество было основано на силе и угнетении — и если кто-то и возвышал голос в защиту справедливости, то это были священники и монахи. Монахи давали убежище беглым холопам и раздавали милостыню бедным, вдовам, сиротам.

Нефедов С.Л. История средних веков. С. 261—262.

Примерный вариант ответа:

— Первое место в обществе составляли князья и бояре, среди них кроме славян было много «знатных викингов, херсиров и бондов».

— Далее шли монахи и священники.

— Сохранившие свободу смерды.

— Рабы-холопы.


4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 98 или с текстом учебника 2 с. 12—14 и заполнение схемы

«Сферы жизни общества». Задание для учащихся. Заполнить схему. Что связывает различные социальные группы общества? Как регулируются отношения между людьми внутри общества?


Сферы жизни общества


Экономическая сфера

Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен


Социальная сфера

Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья, медицинские, воспитательные учреждения


Социальные нормы

Дозволения

Предписания

Указания


Политическая сфера

Политика, право, государство, связь между ними, отношения людей по поводу власти


Духовная сфера

Наука, нравственность, религия, искусство, организации и учреждения, связанные с ними


Примерный ответ:

— Различные социальные группы связывает в единое общество взаимодействие всех сфер жизни общества. Регулирование этого взаимодействия и разнообразных взаимоотношений осуществляется с помощью социальных норм. Нарушение этих норм осуждается обществом, а нарушение некоторых из них строго наказывается (лишение свободы, изгнание и т.д.).


5. Рассказ учителя о ступенях развития общества (в объеме учебника). Задание для учащихся. Заполни таблицу (см. ниже). Почему у сторонников глобального объединения человечества так много противников? На каком уровне развития находится Россия?

Вариант заполнения таблицы:


Вопросы для сравнения

Аграрное общество (доиндустриальное)

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Где живет население страны?

Основная часть населения живет в деревне.

Большая часть населения живет в городе.

Основная часть населения живет в городах.

Что является основным занятием?

Основа экономики сельское хозяйство.

Преобладание промышленного производства.

Производство научных знаний и технологий.

Кто управляет обществом?

Церковь и армия.

Корпорации.

Рост контроля государства за экономикой.


— Современный мир идет по пути объединения человечества в единую цивилизацию. Создаются политические и экономические объединения государств, имеющих общие межправительственные организации, единую валюту, единое безвизовое пространство.

— Человечество пришло к единым общечеловеческим ценностям. Большая часть государств выбрала для себя демократический путь развития, свободную рыночную экономику.

— Насильственное навязывание ценностей западного мира приводит к конфликтам межнациональным, религиозным, межгосударственным.

— Противники глобализации одним из главных недостатков такого объединения считают растущее отставание стран третьего мира от ведущих стран мира. Считая, что им отводится роль аграрно-сырьевых поставщиков для «западного мира».

— Россия по большинству показателей находится на уровне индустриального общества.

В учебнике 2 даются и другие типологии обществ:

Вариант ответа:

Первый тип. Общества делятся на дописьменные и письменные.

Второй тип. Общества делятся на простые и сложные.

Третий тип. Общества делятся по способу добывания средств существования:

— общество охотников и собирателей;

— общество огородничества;

— общество скотоводов;

— земледельческое общество;

— индустриальное общество.

Четвертый тип. Основанием деления служат два критерия: способ производства и форма собственности (по К. Марксу):

— первобытное общество;

— рабовладельческое;

— феодальное;

— капиталистическое;

— коммунистическое.


IV. Закрепление изученного на уроке

1. Что такое общество?

2. Какие сферы жизни общества ты знаешь?

3. В каких сферах жизни общества на первый план выходит деятельность государства?

4. Почему человек может быть членом нескольких групп?

5. Какие связи можно проследить между членами разных групп (учениками разных школ, гражданами разных государств, людьми разного материального достатка)?

6. На каких ступенях развития находятся следующие страны:

Аргентина, Бангладеш, Великобритания, Гватемала, Судан, Швеция, Япония.


V. Подведение итогов урока

1. Как судьба человека зависит от судьбы общества?

2. Может ли человек повлиять на жизнь общества?

3. На какой ступени развития общества находится наша страна?

4. Перечисли сферы жизни общества.


Домашнее задание

1. Прочитать § 17 учебника 1 или § 1, 3 учебника 2.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

— Охарактеризуй ступени развития общества.

3. Подготовьте сообщение о сторонниках и противниках глобализации.

4. В какие группы общества входишь ты и твои друзья?

5. Повторить § 2 (Роль труда в жизни человека) и § 8—9 (Природа и хозяйственная деятельность человека) учебника 1.


Дополнительный материал для учителя

И все же до наступления глобализации каждое государство представляло собой самостоятельный субъект. Оно в первую очередь защищало национальные интересы, национальное право, национальные границы и национальную культуру. И если какое-либо государство покушалось на суверенитет другого государства, то его объявляли агрессором, и против него применялись соответствующие меры. Одним словом, в прошлом международное сообщество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных субъектов, государств, империй. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимость, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность, которая не пересекалась и была несоразмерна с остальными.

Совершенно другую картину мы наблюдаем в эпоху глобализации. Национальные государства становятся взаимосвязанными во всех аспектах - экономическом, политическом, культурном, социальном, - и масштаб этих взаимосвязей становится действительно глобальным. Сегодня уже можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за границы государств и связывающих отдельные общества в единую систему. Сама глобализация угрожает существованию национальных государств. «Мировое общество, которое образовалось в процессе глобализации во многих сферах, а не в одной только экономической, ослабляет, ставит под сомнение могущество национального государства, вдоль и поперек пронизывая его территориальные границы множеством разнообразных, не связанных с определенной территорией социальных зависимостей, рыночных отношений, сетью коммуникаций, несхожими нравами и обычаями населения. Это проявляется во всех важнейших сферах, на которых держится национально-государственный авторитет: в налоговой политике, в высших полномочиях полицейского аппарата, во внешней политике, в области военной безопасности».

Национальное государство - это общий политический дом данного народа. Еще Гегель писал, что народ без государственного образования не есть исторический народ. В самом деле, история первобытных людей лишена всякого многообразия, поскольку не было ни государственных образований, ни политических институтов и учреждений в силу низкого уровня общественных отношений. И появление национального государства является великим достижением на пути общественного прогресса. Благодаря этому этносы получили возможность проявить себя как исторические субъекты, создавать материальные и духовные ценности, развивать свою культуру, приумножать свои традиции и обычаи. Если бы не было античных полисов, то не было бы великой античной культуры, не было бы и античной философии.

Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причем некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Это новые могущественные силы в мировой экономике. С исчезновением планово-командной экономики рынок становится «универсальным», единым экономическим механизмом, охватывающим весь мир.

Можно отметить молниеносность, с которой финансовые рынки реагируют на события в отдельных, даже наиболее географически удаленных странах.

Наконец, в сфере культуры также вследствие глобализации начинает доминировать тенденция к единообразию и унификации всех культур. Причем на самом деле развитые государства и, прежде всего США, навязывают всему миру свои культурные ценности. Американские низкопробные фильмы заполнили экраны всех стран. Американская эстрадная музыка слышна со всех радиоточек и транзисторов. Особенно страдают от засилья американских духовных продуктов слаборазвитые государства, лишенные возможности развивать свою национальную культуру.

Глобализация наносит сильнейший удар по малочисленным народам. Дело в том, что в результате мощных интеграционных процессов происходит ломка старых традиций и обычаев, резко снижаются коммуникативные функции языков малых народов. Фактически эти языки используются лишь на бытовом уровне. Поэтому молодое поколение неохотно разговаривает на родном языке. Это приводит к тому, что со временем молодые люди вообще отказываются от языка своих предков. В результате постепенно исчезает и культура малых народов, поскольку язык представляет собою важнейший элемент культуры. Можно возразить, что многие народы (испанцы, кубинцы, мексиканцы и др.) говорят на одном языке, а имеют свои культуры. Это верно, но не следует забывать, что еще задолго до глобализации они веками создавали свои культурные ценности. Кроме того, малые народы в силу экономических, политических и иных причин объективно не в состоянии поддерживать живое функционирование своих родных языков.

Глобализация привела к формированию единого информационного пространства. Но само это информационное пространство фактически принадлежит нескольким развитым государствам, в то время как абсолютное большинство государств лишено его. Каждое государство информацию перерабатывает в своих интересах. Поскольку народы, не имеющие собственных информационных каналов, получают информацию от других государств, то у них формируется не национальный, а колониальный менталитет, игнорирующий собственные духовные ценности. Это сейчас настолько очевидно, что нет необходимости приводить какие-либо примеры.

Повсюду распространяются одни и те же потребительские товары. Миграции, временная работа за границей и туризм обеспечивают знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах. Складывается универсальный язык межличностного и межпрофессионального общения (эту роль исполняет английский язык).

Повсеместное внедрение компьютерной технологии предполагает столь же повсеместное внедрение предназначенного программного обеспечения.

Основная проблема глобализации связана с тем, что к новой системе открытого мира различные народы и страны подошли неодинаково подготовленными, значительно отличающимися по своему стратегическому и социокультурному потенциалу. Наиболее последовательными адептами глобального мира, пропагандирующими идею единого открытого общества без барьеров и границ, выступают сегодня наиболее развитые и могущественные страны (т. е. Запад), усматривающие в ослаблении былых суверенитетов новые возможности своей экономической, геополитической и социокультурной экспансии.

Напротив, менее развитые и защищенные страны до сих пор склонны рассматривать национальные границы и суверенитеты как защитное средство от этой экспансии, как основу протекционистских стратегий. Через механизм глобализации Запад стремится подчинить весь остальной мир политически, экономически, получить неоспоримое преимущество в военном и геополитическом отношении, подорвать и свести к минимуму культурную специфику незападного мира, не вписывающуюся в стандарты унифицированной «массовой культуры». Концепция «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона как раз и призвана подчеркнуть, что в новых условиях никакого мира между цивилизациями быть не может, поскольку Запад настроен бороться за свои интересы до полной «победы», т. е. подчинения не-Запада.

Таким образом, вызов глобализации состоит в устранении всех средств национального протекционизма и самозащиты слабых, отстаивающих свое право на историческое развитие, на приобщение к благам цивилизации и просвещения. Высшей мировой инстанцией, определяющей, кто достоин развития, а кому лучше не расточать на это силы и ресурсы, признается анонимная инстанция - рынок.

Эта и инстанция резко меняет приоритеты гуманистической классики, объявляя науку, образование, культуру, как и самую перспективу прорыва в постиндустриальное будущее, привилегией наиболее богатых наций и богатых слоев внутри наций.

Если взять для примера Россию, то очевидно, что в угоду МВФ и ему подобным организациям урезанием бюджетных расходов на социальную сферу (образование, науку, культуру) безжалостно разрушаются человеческие, социокультурные предпосылки экономического подъема страны, грубейшим образом нарушаются те самые права человека (на культуру, образование, охрану здоровья). Запад фактически стремится монополизировать право и других стран не-Запада.

Приходится признать, что новый феномен глобализации власти ускользает от широкого демократического контроля. Человечество долго и трудно решало проблему демократизации и легитимизации власти на национальном уровне. После Французской революции XVIII века, революций и политических модернизаций XIX-XX вв. сложились механизмы легитимизации власти на основе всеобщего избирательного права и конституционно-правового контроля.

На уровне глобальной власти эти проблемы остаются нерешенными. Здесь власть складывается явочным порядком, по принципу соотношения сил (в частности, по итогам «холодной войны»), т.е. по праву сильного.

Совсем не случайно в последнее время наметилась тенденция подмены международных организаций универсального характера - ООН, Совета Безопасности, ОБСЕ - инстанциями блокового типа (например, НАТО), выражающими волю и интересы отдельных стран и группировок, претендующих на особые права. Все это отражает тенденцию присвоения новых возможностей, вытекающих из глобализации власти, не в интересах мирового сообщества, а в интересах сильных и преуспевающих.

Следует подчеркнуть, что глобализация получает разную оценку во всем мире. Некоторые глобализацию оценивают исключительно негативно. Они считают, что глобализация навязана развитыми странами, поскольку от нее они оказываются в выигрыше. Неслучайно антиглобалистское движение в первую очередь направлено против развитых государств. Конечно, доля истины в этом есть. Глобализация - это поле конкуренции товаров, знаний, информации, новейших технологий и т. д. Совершенно очевидно, что от нее выигрывают прежде всего развитые государства. Но нельзя думать, что они насильственно навязали глобализацию всем народам и государствам. Глобализация - это объективный процесс развития человеческого обществам. Как уже отмечалось, социум по мере перехода от одного качественного состояния к другому, более высокому, обобществляется. И этот процесс никто не может остановить. Другой вопрос, что он не носит фаталистического характера и, следовательно, его можно корректировать в интересах всех народов мира. Именно из этого исходят исследователи, критикующие глобализацию, но выдвигающие конструктивные предложения по ее корректировке. Эта корректировка во всех отношениях должна способствовать сохранению национальных ценностей в едином историческом процессе, поскольку каждый народ (нация) является социокультурным образованием. Каждый народ - это хранитель бесценного и уникального духовного и исторического опыта. И если в результате глобализации исчезнут национальные культуры и останутся одни стандартизированные формы проявления духовной жизни, то человечество в конечном итоге может потерять свое подлинное бытие.

Бязрова Дж. Б. Глобализация и проблема национальных ценностей. С. 64—69.






Для любых предложений по сайту: [email protected]