Мораль - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Мораль - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: познакомить с моральными ценностями современного общества; характеризовать сущность морали и нравственности.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий мораль, нравственность; исследовать версии происхождения морали; анализировать причинно-следственные связи в вопросах выбора в пользу добра или зла; характеризовать различные моральные категории; объяснять причины изменчивости некоторых моральных норм; оценивать свое поведение с точки зрения норм морали; приводить примеры ситуаций морального выбора и оценивать их; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие моральных норм и правил, направленности на активное и сознательное их применение в общественной жизни; осмысление важности морали как внутреннего регулятора поведения человека; осознание необходимости уважительного отношения к моральным ценностям других людей.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Учреждение культуры, которое системно занимается реставрацией, хранением и демонстрацией культурных ценностей:

1) архив

2) музей

3) библиотека

4) театр

2. Хранилище документов, представляющих личную и общественную ценность:

1) архив

2) музей

3) библиотека

4) художественная галерея

3. Из двух суждений: а) произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям; б) материальная и духовная культура слабо связаны дуг с другом:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Прочитайте отрывок из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу» и ответьте на вопросы.

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

Москва. 1912 г. декабрь

Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников

— Как авторы «Манифеста» относятся к культурному наследию?

— Как вы оцениваете призыв футуристов «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности»?

5. Прочитайте статью 44 Конституции Российской Федерации и ответьте на вопрос.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры

— Почему сохранение культурного наследия является конституционной обязанностью граждан РФ?

5. Как внешняя культура связана с внутренней?

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Кого называют добрым человеком? Каким бывает зло? Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Мораль».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Мораль, нравственность.

2. Основные ценности и нормы морали.

3. Добро и зло.

Проблемные вопросы

— Имеет ли мораль власть над людьми?

— Что бывает за нарушение моральных норм?

— Можно ли жить без морали?

IV. Работа по теме урока

1. Мораль, нравственность

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности и идеалы. Чтобы понять, какой выбор надо сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и нравственность. Что объединяет эти понятия, а что отличает? Попробуем в этом разобраться.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «мораль»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «мораль».)

Запись в тетради

Мораль — это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

— Когда и как появилась мораль? Предлагаю совершить небольшую экскурсию. В конце нашего виртуального путешествия вы поделитесь своими впечатлениями.

Рабочий материал

Слайд 1. В латинском языке слово «мораль» означало негласные традиции, общепринятые правила. Этот термин впервые встречается в трудах древнеримского философа Марка Тулия Цицерона в I в. до н. э.

Слайд 2. Определенные правила поведения существовали задолго до появления термина «мораль». Наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали, а затем формулировали определенные правила поведения в обществе. Таким образом, мораль — это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.

Слайд 3. Моральные идеалы и правила регулируют и направляют поведение людей. К ним относятся принципы милосердия или такие нормы, как «не убивай», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т. д. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира — у христиан в Библии, у мусульман в Коране, у иудеев в Торе, в буддийских и индуистских текстах.

Слайд 4. Основной смысл морали сводится к «золотому правилу»: Не делай другому того, чего себе не желаешь. С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Проповедь была произнесена на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы изложить свое учение перед народом.

Слайд 5. К великим моралистам прошлого можно причислить Альберта Швейцера, Шарля Луи Монтескье, Льва Толстого, Сократа, Конфуция и многих других ученых и философов.

Слайд 6. В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему поступить, выдвигая убедительные доводы и аргументы в защиту своей позиции.

Слайд 7. Практически ежедневно мы стоим перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, и тогда мы обращаемся за помощью к тем моральным нормам, которые уже выработало человечество.

Слайд 8. Мораль — это правила, которые обычно сформулированы в общей форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать ценность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, который распространяется на все человечество в целом, а не на конкретное лицо и конкретный случай.

Слайд 9. Выполнение норм морали не обязательно. Каждый человек поступает согласно своему внутреннему убеждению. И его за это никто не наказывает. Регуляторами моральных поступков людей становятся совесть и общественное мнение.

Слайд 10. Мораль не только осуждает поступки человека, но и вмешивается в мир его чувств. Мысли и чувства человека, согласно морали, должны быть чисты.

(Комментарии учащихся. Проводится мини-дискуссия.)

Существует еще одно понятие, которое многие мыслители отождествляют со словом «мораль». Это нравственность. Термин «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер).

Некоторые исследователи подчеркивают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» все же существуют некоторые различия.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 7 учебника, заполните таблицу.

Первая группа характеризует сущность понятия «мораль».

Вторая группа исследует сущность понятия «нравственность».

Мораль

Нравственность

1. Высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

2. Мир должного (отвечает на вопросы: Что должно быть? к чему человек должен стремиться?)

1. Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена.

2. Мир сущего (реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни)

Вывод. Нравственность связана с духовной, а мораль — с социальной сферой. Нравственности свойственно постоянство, мораль же крайне изменчива.

— Разделитесь на четыре группы. Изучив рабочий материал, ответьте на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль... играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»... Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях...

(И. С. Кон. «Психология ранней юности»)

Вопросы к тексту

— Почему, по мнению автора, нравственная позиция может раскрываться только в поступках?

— Какова роль личного опыта в формировании индивидуальной нравственной позиции?

— Всегда ли моральный выбор — это определенный индивидуальный поступок?

Рабочий материал для второй группы

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»... Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить... Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее.

(М. А. Антонович. «Единство физического и нравственного космоса»)

Вопросы к тексту

— Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе?

— Чего лишают себя люди, придерживающиеся точки зрения, что хорошая жизнь — это лишь «роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях»?

— Согласны ли вы с высказыванием: «Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо, — ничтожество»?

— Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?

Рабочий материал для третьей группы

Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо... Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности... Благоговение перед жизнью не покровительствует и моему счастью. В те минуты, когда я хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит меня в мыслях к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал. Оно не разрешает мне просто отгонять эти воспоминания... Истинная этика внушает мне тревожные мысли. Она шепчет мне: ты счастлив, поэтому ты обязан пожертвовать многим. Все, что дано тебе в большей степени, чем другим, — здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий домашний уют, — все это ты не должен считать само собой разумеющимся. Ты обязан отплатить за это. Ты обязан отдать силы своей жизни ради другой жизни.

(А. Швейцер. «Культура и этика»)

Вопросы к тексту

— Почему автор считает, что никто не имеет права проходить мимо страданий других?

— Как автор представляют себе нравственную жизнь?

— О каких нравственных ценностях и идеалах он говорит?

— Как вы думаете, может ли приносить удовольствие нравственная жизнь? Если вы считаете, что может, то попробуйте определить, чем это удовольствие отличается от удовольствий обладания материальными благами.

Рабочий материал для четвертой группы

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет. Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

— А когда бывает человек похож на скотину?

— Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.

— А когда он похож на дикого зверя?

— Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

(Эпиктет. «В чем наше благо»)

Вопросы к тексту

— В чем, на ваш взгляд, главная мысль римского стоика Эпиктета?

— Почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его?

— Какие человеческие качества осуждает автор?

— Каковы противоположные им нравственные качества?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

2. Основные ценности и нормы морали

— Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа.

Стимулы нравственного поведения:

1) боязнь общественного осуждения;

2) совесть, чувство долга;

3) одобрение окружающих;

4) желание делать, как все;

5) боязнь наказания.

(Проводится мини-дискуссия между приверженцами различных позиций.)

Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности и нормы морали, которые важны для человека.

— Работая с п. 2 § 7 учебника, отобразите графически основные ценности и нормы морали.

(В ходе выполнения задания составляются схемы и заполняется таблица.)

Основные ценности

Общечеловеческие

Национальные

Групповые

1. Жизнь.

2. Здоровье.

3. Здоровая окружающая среда.

4. Мир.

5. Свобода.

6. Любовь.

7. Моральные идеалы

1. Язык.

2. Культура.

3. Национальная религия.

4. Наследие прошлого.

5. Гражданственность.

6. Патриотизм

1. Партии, объединения.

2. Творческие союзы

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Добро и зло

— Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 59, 60 учебника, ответьте на вопрос к нему.

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 7 учебника, заполните таблицу.

Первая группа исследует понятие «добро».

Вторая группа анализирует понятие «зло».

Добро

Зло

1. Стремление к человечности, к гуманизму.

2. Все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

3. Отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему.

4. Движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение человека.

5. Готовность прийти на помощь другому человеку бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу.

6. Сознательная деятельность во имя человечества и на благо конкретному человеку

1. Нарушение морали, безнравственное и антигуманное поведение.

2. Все то, что заслуживает осуждения. презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом.

3. Отношение к человеку как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду, оскорбление его достоинства.

4. Дурные, вредные, подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации личности.

5. Общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих и т. п.) связано со злом малым, повседневным (эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, жестокость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Зло часто прикрывается маской добра. Как же различать добро и зло?

— Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Рабочий материал

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение (например, мусор под ворота постоянно подбрасывал).

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор выбросил, а ведро вычистил до блеска. Затем он положил в ведро самые большие и спелые яблоки из своего сада и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:

— Наконец-то я достал его!

Открыв дверь в надежде на скандал, он увидел человека, протягивающего ему ведро с яблоками со словами:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

Вопрос к тексту

— Как можно отличить моральное поведение от аморального?

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Выполните задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 62 учебника.

2. Народная мудрость утверждает, что добро начинается там, где один человек позаботился о другом человеке. Раскройте смысл этого утверждения. Докажите, что в нем заложен критерий морального поведения.

3. Согласно одному из моральных принципов, нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Как вы понимаете смысл этого утверждения?

4. Один мудрец говорил, что существует три типа добра: полезное, приятное и истинное. Что вы отнесете к полезному добру, к приятному и к истинному? Приведите примеры.

5. Раскройте смысл пословицы: «Человека уважают за разум, а любят за доброту».

6. Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?

1) Мораль — грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво (Л. Берне).

2) Нравственность — это разум воли (Г. Гегель).

3) Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне).

4) Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что морально осуждается (Г. Гегель).

5) Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра (Б. Пастернак).

(Проверка выполнения заданий.)

Упражнение «Плюс — минус — интересно» (метод де Боно). В графу П — «плюс» учащиеся записывают все, что понравилось на уроке (информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции). В графу М — «минус» записывают все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. В графу И — «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и вопросы к учителю (все, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме).

Домашнее задание

1. Прочитать § 7 учебника.

2. Выполнить задания 1 или 2 рубрики «В классе и дома» на с. 62 учебника (на выбор).

3. Написать эссе на тему: «Добрый человек — не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В. О. Ключевский).






Для любых предложений по сайту: [email protected]