Сфера духовной жизни - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Сфера духовной жизни - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями современного общества; характеризовать составляющие сферы духовной жизни.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человек; выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; исследовать духовные ценности общества; проводить сравнительный анализ культуры общества и культуры личности; характеризовать особенности духовной жизни России; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

— Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 46 учебника.

(Ответы учеников.)

III. Введение в новый материал

Человек стремится не только выполнять различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различаются материальная и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока «Сфера духовной жизни».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Духовная сфера жизни общества.

2. Культура личности и общества.

3. Развитие культуры в современной России.

Проблемные вопросы

— Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

— Почему нет «царского» пути в культуре?

IV. Работа по теме урока

Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями этого понятия.

Культура (от лат. cultura — возделывание) — 1) все созданное человеком, т. е. это сотворенная человеком «вторая природа»;

2) все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

— Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать два-три слова, наиболее полно, по его мнению, характеризующих слово «культура».

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Запись в тетради

Культура — это:

1) совокупность материальных и духовных ценностей;

2) то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;

3) творчество, изменяющее жизнь.

1. Духовная сфера жизни общества

Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввел в оборот метафору «культура (совершенствование) души», «духовная культура». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусственным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Можно сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.

— Послушайте отрывок из рассказа американского писателя-фантаста.

Рабочий материал

Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни одного разумного существа, не осталось даже животных.

Вопросы к тексту

— Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?

— К какой культуре — материальной или духовной — оно принадлежит?

(Ответы учеников.)

Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации — часть природного ландшафта, не более того. Такова мысль Шекли.

Под культурой обычно понимают:

1) совокупность достижений и творчества того или иного народа;

2) система сознательно приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм, правил поведения;

3) характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических общностей, групп населения;

4) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).

Культура неразрывно связана с обществом — она всегда социальна.

Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

— Что можно отнести к материальной культуре, а что к культуре духовной?

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

— Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные особенности духовной сферы от других сфер общества. Результаты работы представьте наглядно.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

Духовные ценности:

1) долговечны;

2) потребности в них безграничны;

3) запечатлевают особенности личности их создателей. Духовная сфера отличается от других сфер общества.

2. Культура личности и общества

— Может ли культура развиваться отдельно от общества? (Ответы учеников.)

Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах. Внутренняя культура — это достояние и богатство человеческой личности.

— Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. К подлинной культе ведет единственный путь — это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.

Что же представляет собой культурный человек?

— Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы поданному вопросу.)

3. Развитие культуры в современной России

Мнения о развитии культуры в современной России достаточно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 6 учебника, заполните таблицу.

Первая группа определяет положительные черты развития культуры в современной России.

Вторая группа анализирует негативные черты развития культуры в современной России.

Развитие культуры в современной России

Положительные черты

Негативные черты

1. Культурная жизнь отличается большим разнообразием.

2. Общество освободилось от господства одной идеологии.

3. Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов.

4. Многонациональность культуры России.

5. Многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов

1. Наличие низкопробных и малохудожественных поделок.

2. Засилье жестокости, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции.

3. Отсутствие цензуры привело к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами.

4. Рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры

(Проверка выполнения задания.)

Вопросы для дискуссии

— Кто должен финансировать развитие культуры в современной России?

— Хорошо или плохо то, что государство перестало быть единственным источником финансирования культуры?

— Почему в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти?

(Проводится мини-дискуссия.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 53, 54 учебника.

2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

— Что вы получили от этого урока?

— Что чувствовали?

— Что вас удивило?

— За что вы можете себя похвалить?

— За что вы можете похвалить одноклассников?

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 6 учебника.

2. Выполнить задания 3 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника (на выбор).

3. Написать эссе на тему: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может» (Ж. Дюамель).






Для любых предложений по сайту: [email protected]