Производство - основа экономики - ЭКОНОМИКА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Производство - основа экономики - ЭКОНОМИКА

Цели и задачи: познакомить с главными отраслями современной экономики, особенностями услуги как товара; характеризовать роль производства в экономике.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий продукт, товар, средства производства, предметы потребления, услуга, факторы производства, производительность; описывать роль производства как источника экономических благ; различать товары и услуги как результат производства; описывать факторы производства; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, готовности к выбору профильного образования, уважительного отношения к трудовой деятельности; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объем спроса:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) остается прежним

4) регулируется государством

2. Из двух суждений: а) признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг; б) признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Из двух суждений: а) признаком конкурентного рынка является неограниченное число участников; б) признаком конкурентного рынка являются регулируемые государством цены:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Отметьте признак, не характерный для рыночной экономики:

1) господствующее положение занимает частная собственность

2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода деятельности

3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм

4) главным механизмом экономики является государственное регулирование цен

5. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов:

1) кооперация

2) конкуренция

3) корпорация

4) монополия

6. Признаки конкурентного рынка:

1) неограниченное число участников рынка

2) регулируемый государством спрос

3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение

4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов

5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров

7. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос.

Иванов хочет стать частным предпринимателем, но никак не может решить, что будет производить его фирма: шоколадные конфеты или ириски. Согласно социологическому опросу, 75% жителей города, где живет Иванов, предпочитают шоколадные конфеты ирискам. А с другой стороны, в этом городе уже есть две фабрики по производству шоколадных конфет, тогда как все ириски завозят из соседнего региона.

— Что бы вы посоветовали Иванову выбрать для производства: ириски или шоколадные конфеты? Аргументируйте свой ответ, используя знания о соотношении спроса и предложения.

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

— Ответьте на вопросы рубрики «Подумаем» на с. 175 учебника. (Ответы учеников.)

Сегодня вы узнаете, в чем заключается роль производства в экономике, почему исчезают одни профессии и появляются другие. Эти и другие проблемы мы обсудим с вами на нашем уроке. Тема урока: «Производство — основа экономики».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Главный источник экономических благ.

2. Товары и услуги.

3. Факторы производства.

4. Разделение труда и специализация.

Проблемный вопрос

— Чем измеряется богатство человека, страны?

IV. Работа по теме урока

1. Главный источник экономических благ

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «производство»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «производство».)

Запись в тетради

Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей, т. е. превращения ресурсов в готовую продукцию.

Производство — фундамент любой экономики, главный источник жизнеобеспечения населения. В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем промышленное, а с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития. На основе научных достижений создаются продукты, которые не существуют в природе.

— Работая с п. 1 § 21 учебника, определите основные показатели, используемые для характеристики производства.

(Проверка выполнения задания.)

Современные отрасли появились в результате развития и изменения в занятиях людей.

— Используя знания по истории, приведите примеры формирования отраслей производства с древних времен до наших дней.

(Проверка выполнения задания.)

— Работая с текстом на с. 177 учебника и дополнительным материалом, определите изменения, появляющиеся в профессиональной деятельности людей в связи с возникновением новых видов деятельности.

Дополнительный материал

Исчезающие отрасли

Основным катализатором «вымирания» некоторых профессий, безусловно, станет Интернет. Возможно, проблемы с трудоустройством в будущем будут у журналистов в печатных СМИ. Ведь все больше людей станут получать информацию из Интернета. Некоторые профессии исчезнут из-за автоматизации труда (например, работники, обсуживающие то или иное оборудование). Уже сейчас существуют умные и надежные роботы, которых можно обучить многим однотипным и рутинным операциям. Они будут работать точно и надежно, день и ночь без перерыва на обед и отпуска, останавливаясь изредка на плановое обслуживание. Сейчас некоторые развитые страны взяли курс на реиндустриализацию — производство товаров переносят на свою территорию, попутно внедряя максимум автоматизации, используя легко обучаемых универсальных или полууниверсальных роботов-автоматов.

Кроме того, значительно уменьшится количество юристов, экономистов, работников банков, инспекторов дорожного движения, кондукторов, вахтеров и консьержей. Всем этим людям необходимо овладевать новыми навыками и профессиями.

Профессии будущего

Медицина является крайне важной сферой для человека, а ее значение в будущем будет только расти. Тщательно продуманные киберпротезы могут не просто компенсировать физические изъяны, но и открыть перед человеком новые возможности. Медицина будущего принесет с собой сверхточную диагностику состояния здоровья на протяжении всей жизни и возможность прогнозировать свои заболевания и заболевания потомков. Важной станет профессия биоэтика — специалиста, обеспечивающего нормативно-правовые и этические рамки деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование. Без консультаций с биоэтиком не обойдется ни одна передовая лаборатория — особенно когда дело дойдет до клонирования органов и серьезного вмешательства в гены эмбрионов. Один из ведущих американских вузов — Йельский университет — уже запустил программу по биоэтике на медицинском факультете.

Безусловно, увеличится значимость 1Т-специалистов, включая безопасность (все, что связано с роботами, дронами). То, что кажется на текущий момент фантастикой, воплотится в реальность.

(Проверка выполнения задания.)

Под техникой или техническими средствами в экономике понимаются виды применяемых в производстве машин, оборудования, приборов, инструментов и их технические характеристики. Технология — виды технологических процессов, способы преобразования, обработки материалов, используемых в производстве, и получения готового продукта.

Техника и технология непрерывно совершенствуются. Достижения естественных и точных наук преобразуют технику и технологию производства.

Научно-технические прогресс — проникновение, продвижение научных достижений в технику и технологию, преобразование на их основе производственных процессов, освоение производства новых видов материалов, энергии, машин, товаров и услуг.

2. Товары и услуги

— В чем вы видите главное назначение экономики?

(Ответы учеников.)

Действительно, экономика удовлетворяет наши потребности в товарах и услугах.

Что такое товар? Допустим, мы набрали грибов в лесу, а сосед купил их в магазине. Понятно, что грибы, собранные для себя, — не товар, а грибы, приобретенные в магазине, — товар. Автомобиль — товар. А запчасти для ремонта уже купленного нами автомобиля? А металл, из которого они сделаны? А железная руда, добытая, чтобы произвести этот металл? Это тоже товары, ведь товаром является все, что произведено для продажи.

Товаром может быть не только сырье, рабочие руки, но и земля и воздух.

Свойства товара:

1) полезность — удовлетворение потребностей в чем-либо;

2) меновая стоимость — способность обмениваться на другие товары.

Благодаря обмену возникает возможность продавать свой продукт и приобретать другой.

Кроме товаров продаются и покупаются услуги (например, услуга мастера по ремонту телевизора).

— Приведите примеры оказываемых услуг.

(Проверка выполнения задания.)

Запись в тетради

Услуга — это экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Услуга как экономическое благо проявляется в различных формах. Коммерческие услуги включают банковское дело, страхование, транспортные перевозки. К услугам профессионального характера относят консультации и работу бухгалтеров, юристов, архитекторов, врачей и т. д. Потребительские услуги — это работа ресторанов, доставляющих пищу в офис и на дом, механиков, химчисток и прачечных.

— Выполните задание на с. 178 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

— Изучите и прокомментируйте материал рубрики «Факты» на с. 178 учебника.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Факторы производства

Экономисты выделяют пять основных факторов производства:

1) землю;

2) труд;

3) капитал;

4) предпринимательские способности;

5) информацию.

— Работая с п. 2 § 21 учебника, заполните таблицу.

Факторы производства

Фактор

Характеристика

Земля

Природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т. е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые)

Труд

Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг

Капитал

Средства производства, нужные при создании экономических благ, включая финансы, промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.)

Предпринимательские способности

Управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства

Информация

Знания, сведения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении ит. д.

(Проверка выполнения задания.)

(Второй вариант — проведение игры «Найди пару».)

Игра «Найди пару». Класс делится на 10 мини-групп. Группы получают или карточку с названием одного из факторов производства, или каточку с определением. Задача участников игры — найти свою «пару», т. е. подобрать определение к термину.

(Организация игровой деятельности.)

Подумаем, возможно ли более эффективно использовать ресурсы.

— Изучите и прокомментируйте схему (см. с. 213).

(Комментарии учащихся.)

— Изучив материал первой рубрики «Ситуация» на с. 180 учебника, выполните задание к нему.

(Проверка выполнения задания.)

4. Разделение труда и специализация

— Изучив материал второй рубрики «Ситуация» на с. 180 учебника, охарактеризуйте представленный в ней процесс производства.

(Проверка выполнения задания.)

— Работая в парах, определите преимущества работы с применением разделения труда.

(Проверка выполнения задания.)

Действительно, при разделении труда:

1) работник приобретает больше навыков и умений;

2) работник выполняет работу точнее и быстрее;

3) производительность труда повышается;

4) товар производится более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

— Изучив материал рубрики «Документ» на с. 181 учебника, ответьте на вопросы.

— В чем А. Смит видит преимущества разделения труда?

— К каким выводам он пришел?

(Ответы учеников.)

Разделение труда тесно связано со специализацией. Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.

Игра «Специализация». Класс делится на несколько групп, каждая из которых выражает экономические интересы отдельных областей, регионов и стран (например, Бразилия — кофе, Япония — техника; Голландия — сыр, Якутия — алмазы). Необходимо продемонстрировать процесс специализации на этих примерах.

(Организация игровой деятельности.)

V. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 183 учебника.

2. Выполните задания 2 рубрики «В классе и дома» на с. 183 учебника.

3. Представьте, что ваши друзья решили открыть фотосалон (фотосъемка, изготовление фотографий) и им необходим совет, как сделать производство услуг эффективным. Составьте перечень советов, позволяющих повысить эффективность данного производства.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 21 учебника.

2. Выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 183 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]