Предпринимательская деятельность - ЭКОНОМИКА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Предпринимательская деятельность - ЭКОНОМИКА

Цели и задачи: познакомить с отличительными чертами предпринимательской деятельности; характеризовать функции предпринимательской деятельности и роль малых предприятий в экономике страны.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий предпринимательство, малое предприятие; характеризовать сущность предпринимательской деятельности; описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; оценивать преимущества и недостатки малого бизнеса; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; личностные УУД: формирование собственного отношения к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательской деятельности; оценивание возможности своего участия в предпринимательской деятельности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Вариант 1

1. Излишек выручки от продажи товаров над затратами на их производство:

1) себестоимость

2) прибыль

3) цена

4) акция

2. Компоненты природной среды, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность:

1) загрязняющие вещества

2) природные комплексы

3) природные ресурсы

4) природные ландшафты

3. Факторы производства:

1) природные ресурсы

2) государство

3) капитал

4) труд

4. Отрасль экономики, производящая услуги:

1) строительство

2) рыболовство

3) легкая промышленность

4) общественный транспорт

5. К ресурсам фирмы Р, осуществляющей чистку ковров, относятся:

1) ковры, которые чистит фирма

2) налоговые отчисления

3) оборудование и чистящие средства

4) сотрудники

6. Продукт труда, произведенный для продажи:

1) фактор производства

2) предложение

3) средство производства

4) товар

7. Из двух суждений: а) отрасль экономики — это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию; б) отрасли экономики делятся на производящие материальные блага и производящие услуги:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Из двух суждений: а) разделение труда приводит к росту производительности; б) разделение труда приводит к появлению новых профессий:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Капитал как фактор производства:

1) здание завода

2) квалифицированные работники

3) станки

4) знания сотрудников

5) инструменты

6) управленческий персонал

Вариант 2

1. Процесс создания разных видов экономических продуктов:

1) производство

2) обмен

3) распределение

4) потребление

2. Из двух суждений: а) к факторам производства относятся природные ресурсы; б) к факторам производства относятся труд и капитал:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Из двух суждений: а) в современном мире одни профессии исчезают и появляются другие; б) появление новых профессий связано с развитием техники:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Из двух суждений: а) специализация может существовать только в условиях рыночной экономики; б) специализация позволяет государству полностью отказаться от ввоза продукции из-за рубежа:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Доход от продажи товаров за вычетом издержек производства:

1) капитал

2) прибыль

3) цена

4) субсидия

6. Отрасль экономики, производящая материальные блага:

1) образование

2) торговля

3) сельское хозяйство

4) телекоммуникационная связь

7. К капиталу как средству производства фирмы, осуществляющей производство и установку пластиковых окон, относится:

1) штат мастеров по установке окон

2) связи с клиентами фирмы

3) администрация фирмы

4) оборудование для производства окон

8. Знания как фактор производства, используемый в процессе принятия экономических решений:

1) информация

2) труд

3) предпринимательская способность

4) специализация

9. Труд как фактор производства:

1) здание завода

2) квалифицированные работники

3) оборудование

4) здоровье сотрудников

5) информация

6) управленческий персонал

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Для одних предприниматели — это люди, накопившие богатства и пользующиеся всеми благами цивилизации, а для других — люди, приносящие пользу обществу, основа для будущего развития страны. Кто из них прав? Попробуем ответить на этот вопрос на нашем уроке.

Тема урока «Предпринимательская деятельность».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Роль предпринимательства в экономике.

2. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы.

3. Малое предпринимательство.

Проблемные вопросы

— Предпринимательство — тормоз или двигатель общественного развития?

— Государство — помощник или помеха бизнесу?

IV. Работа по теме урока

1. Роль предпринимательства в экономике

Мы уже знаем, что предпринимательские способности — один из важнейших факторов производства. Предпринимательская способность в экономической науке — это способность человека:

1) использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара или услуг;

2) принимать разумные последовательные решения;

3) применять новшества;

4) идти на (оправданный) риск.

— Работая с п. 1 § 22 учебника, определите отличительные черты предпринимательской деятельности.

(Проверка выполнения задания.)

— Кого, с вашей точки зрения, можно назвать предпринимателем?

(Ответы учеников, составление перечня.)

Предприниматель — это хозяйствующий субъект:

1) создавший новое дело, удовлетворяющий какую-то общественную потребность в товарах или услугах;

2) ориентирующийся на достижение коммерческой прибыли;

3) умеющий правильно оценить, в каких товарах или услугах нуждаются люди;

4) готовый к оправданному риску;

5) имеющий свободу в выборе целей и методов, обладающий самостоятельностью в принятии решений;

6) несущий ответственность за принятые экономические решения.

— Каковы основные отличия предпринимателя от наемного работника?

(Ответы учеников.)

Вы правильно заметили, что наемный работник несвободен в своем выборе, не отвечает за принимаемые решения своим капиталом, не ориентирован на достижение максимальной прибыли, не заинтересован в инновациях.

— Работая с п. 1 § 22 учебника, определите, какую роль играет предпринимательство в жизни общества.

(Проверка выполнения задания.)

— Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 186 учебника, ответьте на вопрос к нему.

(Ответы учеников. Проведение мини-дискуссии и заполнение таблицы по ее итогам.)

Предпринимательство в жизни общества

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1. Развитие национальной экономики — предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства.

2. Решение проблемы занятости населения — создание новых рабочих мест.

3. Решение социальных проблем общества за счет налоговых отчислений предпринимателей

1. Стремление к наживе любой ценой иногда приводит к сокрытию налогов и другим правонарушениям и преступлениям.

2. Часть предпринимателей демонстрирует безразличие к общественным интересам

2. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы

Основной организационной формой деятельности предпринимателей является фирма (предприятие).

Запись в тетради

Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Слово «фирма» появилось в русском языке в конце XIX в. Заимствовано оно из немецкого языка. Начальное значение — торговое или промышленное предприятие, под маркой которого продаются или выпускаются товары или оказываются услуги.

Согласно российскому законодательству существуют две основные формы регистрации предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность — без привлечения наемного труда и предприятие — с привлечением работников.

— Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 187, 188 учебника, выполните задание после него.

(Проверка выполнения задание. Презентация проекта «Мое дело».)

Предпринимательская деятельность охватывает практически все сферы экономической жизни общества и позволяет удовлетворять разнообразные потребности населения. Наиболее распространены три формы:

1) индивидуальное частное предприятие;

2) товарищество;

3) акционерное общество.

— Работая с п. 2 § 22 учебника и интернет-ресурсами, заполните таблицу.

Формы предпринимательства

Предприятие

Преимущества

Недостатки

Индивидуальное

1. Упрощенная регистрация.

2. Нет проблем с сохранением коммерческой тайны.

3. Сравнительно небольшие налоги (не более 35%).

4. Большая свобода действий.

5. Наименьшее регулирование со стороны государства

1. Ограниченные финансовые возможности.

2. Большой риск финансовых потерь.

3. Единоличная ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности (в том числе и по долгам предприятия)

Товарищество (партнерство)

1. Объединение финансовых капиталов позволяет открыть более перспективное дело.

2. Объединяется интеллектуальный капитал собственников.

3. Регулирование со стороны государства нежесткое

1. Возможность конфликтов между участниками товарищества.

2. Выход из товарищества одного из партнеров влечет за собой прекращение его деятельности.

3. Неограниченная ответственность партнеров

Акционерное

1. Возможность собрать значительные финансовые средства.

2. В случае разорения акционеры лишаются лишь части первоначальной стоимости акций.

3. Возможность найма профессиональных управленцев

1. Сложный порядок создания предприятия.

2. Усиленный надзор со стороны государственных органов.

3. Высокие налоги

(Проверка выполнения задания.)

3. Малое предпринимательство

— Как вы думаете, какой бизнес: крупный, средний или малый, более успешен?

(Ответы учеников.)

Очевидно, что прибыль малого предприятия всегда будет в несколько раз меньше компании крупного бизнеса. Однако малый бизнес недаром называют основой экономики.

— Работая с п. 3 § 22 учебника, дайте характеристику малому предприятию.

(Проверка выполнения задания.)

— Работая в парах, определите преимущества малого предприятия.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания.)

— Изучите и прокомментируйте материал рубрики «Факты» на с. 191 учебника.

(Комментарии учащихся.)

С помощью теста проверим, обладаете ли вы склонностью к предпринимательской деятельности. Представьте, что вы достигли совершеннолетнего возраста и собираетесь открывать собственное дело.

Рабочий материал

Тест (Речман Д., Мексон К. Современный бизнес)

A. Начинаете ли вы дело по собственной воле?

1. Я все делаю сам, никому не приходится меня подталкивает.

2. Если кто-нибудь помогает мне начать, дальше все идет хорошо.

3. Тише едешь, дальше будешь. Пока можно, я не трогаюсь с места.

Б. Как вы относитесь к людям?

1. Я люблю людей и могу поладить почти со всеми.

2. У меня много друзей. Мне больше никто не нужен.

3. Большинство людей меня раздражают.

B. Можете ли вы быть руководителем?

1. Я могу увлечь за собой многих людей, когда начинаю какое-нибудь дело.

2. Я могу отдавать приказания, если кто-нибудь мне говорит, что надо делать.

3. Я предпочитаю, чтобы кто-нибудь другой был движущей силой. Тогда я присоединяюсь, если у меня есть желание.

Г. Умеете ли вы брать на себя ответственность?

1. Мне нравится брать на себя ответственность и доводить дело до конца.

2. Я возьму на себя ответственность, если придется, но предпочитаю, чтобы это делал кто-нибудь другой.

3. Всегда найдется какой-нибудь энергичный человек, который захочет выглядеть умником. Я с удовольствием предоставлю ему возможность отвечать за дело.

Д. Хороший ли вы организатор?

1. Прежде чем взяться за дело, я люблю составлять план. Обычно именно я разрабатываю последовательность действий, когда группа собирается приступить к чему-либо.

2. У меня все идет нормально, если ситуация не очень сложна. Но стоит возникнуть проблемам, я все бросаю.

3. Когда у меня уже все налажено, может возникнуть ситуация, создающая слишком много проблем. Тогда я просто плыву по течению.

Е. Хороший ли вы работник?

1. Я могу работать столько, сколько потребуется. Я не против того, чтобы много работать.

2. В течение некоторого времени я могу работать много.

3. Я не вижу смысла много работать.

Ж. Способны ли вы принимать решения?

1. При необходимости могу быстро принимать решения. И обычно они оказываются правильными.

2. Могу, если у меня для этого много времени. Когда же мне приходится принимать решение очень быстро, то потом оказывается, что оно было неверным.

3. Мне не хотелось бы оказаться в ситуации, когда мне придется что-то решать.

З. Могут ли люди доверять вашим словам?

1. Конечно, могут. Я всегда говорю правду.

2. Я почти всегда стараюсь быть правдивым, но иногда говорю то, что в какой-то ситуации сказать легче.

3. Зачем беспокоиться, если собеседник не знает, правду ли я говорю или нет.

И. Держите ли вы свое слово?

1. Если я решу что-то сделать, меня ничто не остановит.

2. Обычно я заканчиваю то, что начал, если все идет хорошо.

3. Если у меня не сразу получается, я все бросаю. Зачем ломать себе голову?

К. Как у вас обстоят дела со здоровьем?

1. Я никогда не устаю.

2. У меня хватает энергии почти на все, что я хочу сделать.

3. Я ощущаю недостаток сил раньше, чем большинство моих друзей.

Ключ к тесту

Ответы оцениваются следующим образом.

В большинстве случаев выбраны первые ответы: вы, вероятно, обладаете теми качествами, которые необходимы для успешного руководства предприятием.

В большинстве случаев выбраны вторые ответы: у вас могут возникнуть трудности, и вам следует подумать о партнере, который бы компенсировал ваши слабые стороны.

В большинстве случаев выбраны третьи ответы: даже хороший партнер не поможет вам преодолеть выявленные недостатки.

(Обсуждение результатов тестирования.)

— Решите правовую задачу.

Вова Логинов, ученик 10 класса, удивил всех ребят. Он называл себя бизнесменом и утверждал, что делает деньги, покупая конфеты на кондитерской фабрике и продавая их в коммерческие палатки дороже. Можно ли назвать Вову Логинова индивидуальным предпринимателем?

Ответ: Если Вова достиг 16 лет, то он может заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей (опекунов, законных представителей). Но для того, чтобы считаться предпринимателем, надо зарегистрироваться в государственном органе и платить налоги с доходов, получаемых от своей предпринимательской деятельности. В противном случае на такого лжепредпринимателя возлагается административная ответственность в виде штрафа.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 192 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя следующую таблицу.

Понятие

Знал(а)

Узнал(а)

Хочу узнать





Домашнее задание

1. Прочитать § 22 учебника.

2. Выполнить задания 1—4 рубрики «В классе и дома» на с. 192, 193 учебника (на выбор).






Для любых предложений по сайту: [email protected]