Роль государства в экономике - ЭКОНОМИКА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Роль государства в экономике - ЭКОНОМИКА

Цели и задачи: познакомить с основными методами воздействия государства на экономику; характеризовать возможности регулирования экономики.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий налог, государственный бюджет; характеризовать роль государства в экономике; описывать формы вмешательства государства в рыночные отношения; различать прямые и косвенные налоги; приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов; оценивать значение налогов для государства; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата: составлять план действий; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Пример предпринимательской деятельности:

1) устройство на работу на более выгодных условиях

2) разработка дизайна своей квартиры

3) организация новой коммерческой услуги для населения

4) повышение заработной платы

2. Из двух суждений: а) основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли; б) предпринимательство развивается в условиях рыночной экономики:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Прибыль — это:

1) сумма затрат на производство и реализацию товара

2) разница между выручкой от продажи товара и затратами на его производство и реализацию

3) разница между затратами на производство товара и затратами на его реализацию

4) сумма выручки от продажи товара и затрат на его производство

4. Форма предпринимательской деятельности:

1) индивидуальное предприятие

2) товарищество

3) акционерное общество

4) все выше перечисленное

5. Из двух суждений: а) в малом бизнесе один и тот же человек может одновременно являться и предпринимателем, и менеджером; б) фермерское хозяйство является примером малого бизнеса:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. В 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», направленный на развитие кооперативного предпринимательства. К 1991 г. около 5% экономически активного населения были заняты в работе кооперативов, прежде всего в торговле и сфере обслуживания. Эти факты свидетельствуют о:

1) свертывании рыночных отношений

2) развитии монополии

3) развитии рыночных отношений

4) свертывании малого бизнеса

7. Соотнесите признаки предпринимателя и наемного работника.

1

Предприниматель

Б, Г, Д

2

Наемный работник

А, В

A) занимается исполнительным трудом

Б) принимает управленческие решения

B) получает заработную плату

Г) самостоятелен в экономической деятельности

Д) получает прибыль

8. Принципы предпринимательской деятельности:

1) отсутствие личной материальной ответственности

2) наличие экономической свободы

3) стремление к получению прибыли

4) отсутствие профессионального риска

5) наличие ресурсов для организации экономической деятельности

9. Соотнесите виды бизнеса и их характерные черты.

1

Крупный бизнес

А, Г

2

Малый бизнес

Б, В

A) возможность осуществлять массовое производство

Б) быстрая реакция на перемены спроса на рынке

B) неустойчивость предприятия, большая подверженность риску

Г) мощная материально-техническая и финансовая база

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Адам Смит утверждал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Достаточно ли этого для успешного развития общества? Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? Кто должен оплачивать работу библиотек, светофоров и маяков? Что выгодно экономике: рост или снижение налогов? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока «Роль государства в экономике».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Зачем экономике государство.

2. Почему мы платим налоги.

3. Государственный бюджет.

Проблемные вопросы

— Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса?

— Зачем мы платим налоги?

— Сколько денег требуется государству?

IV. Работа по теме урока

1. Зачем экономике государство

— Работая с материалом на с. 193 учебника, выявите основные функции правительства, сформулированные А. Смитом в XVIII в.

(Проверка выполнения задания.)

— Достаточны ли эти полномочия государства для нашего времени?

(Ответы учеников.)

Как мы выяснили на предыдущих уроках, в рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет сам рынок. Именно он диктует, что, как и для кого производить. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества?

— Работая с п. 1 § 23 учебника, определите причины возросшей роли государства в регулировании экономики.

(Проверка выполнения задания.)

— Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 194 учебника, подберите собственные аргументы в защиту той или иной позиции.

(Проводится мини-дискуссия.)

В наши дни победила точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь в тех случаях, когда рыночные механизмы:

1) срабатывают плохо;

2) не работают на пользу общества.

— Работая с п. 1 § 23 учебника, выделите основные экономические задачи, которые решает сегодня большинство стран мира. Сравните их с задачами, о которых писал А. Смит.

(Проверка выполнения задания.)

— Какая из функций государства, на ваш взгляд, является самой важной? Свое мнение обоснуйте.

(Ответы учеников.)

Для чего государству необходимо регулировать экономику? Основные задачи, выполняемые государством в процессе регулирования экономики:

1) минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

2) обеспечение социальной защиты групп населения, которые в конкретной экономической ситуации становятся наиболее уязвимыми;

3) создание правовых, финансовых, социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

2. Почему мы платим налоги

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «налог»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «налог».)

Запись в тетради

Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Совершим виртуальную экскурсию в историю налогообложения.

Рабочий материал

Слайд 1. Римский император Веспасиан, который правил в I в., ввел налог на туалеты. Именно с того времени существует выражение «деньги не пахнут». Римляне исправно платили этот налог, ведь они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться роскошными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Слайд 2. После стояния на Угре Русь, обретя свободу, прекратила платить дань Орде. Теперь доходы казны стало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов. На смену «выходу» пришел прямой налог в русскую казну — «данные деньги». Этот налог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.

Слайд 3. Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах). А для того, чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись населения.

Слайд 4. Одно из изобретений Петра - налог на бани. По указу 1704 г. думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 руб., простые дворяне, купцы и разночинцы — по 1 руб., крестьяне — по 15 коп. Или плати — или не мойся.

Слайд 5. В Вюртемберге в XVIII в. брали налог на воробьев. Хозяин каждого дома должен был уничтожить дюжину воробьев, за что он получал 6 крейцеров. Если же кто был не в состоянии истреблять птиц, с него брали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклонится от уплаты этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольного торговца, который доставал их на городской свалке.

Слайд 6. Жители Гвинейской Республики, почти все население которой живет за чертой бедности, до сих пор выплачивают налог на мир, хотя никаких военных действий в стране сейчас не ведется. Каждый год мирной жизни обходится гражданам страны примерно в 17 евро, что является весьма ощутимой суммой для гвинейцев.

Слайд 7. В Армении в конце XX в. был введен налог на пыль. Чтобы избавиться от излишков пыли во дворах, министерство экономики постановило: «Население должно оплачивать расходы по удалению пыли из расчета 2 драма за 1 м2».

Слайд 8. Налог на тень взимается в Венеции с 1993 г. Под налог попали навесы и зонтики, принадлежащие магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность — землю.

Слайд 9. Гипсовый налог платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. В Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение затрачиваются существенные средства.

Слайд 10. Доходы бюджета России в начале XIX в. формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборонный сбор. А за счет «питейного дохода» формировалось до 40% всех бюджетных поступлений.

Слайд 11. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Слайд 12. Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. Данным нормативным документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Прямые налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

Налоги также могут быть классифицированы:

1) по источнику уплаты — налоги, относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), на себестоимость продукции (работы, услуги), на финансовые результаты или чистую прибыль;

2) по периодичности взимания — регулярные (например, НДС, налог на прибыль организаций) и нерегулярные (например, некоторые налоги в дорожный фонд, которые взимаются в зависимости от наличия или отсутствия объекта налогообложения);

3) по объектам налогообложения — с прибыли, на дивиденды, с имущества и т. д.

История свидетельствует, что, как только аппетит государства в области налогообложения возрастал, население тут же поднимало восстания и устраивало революции.

Проблема налогообложения имеет разные стороны.

Только в богатой стране население способно платить большие налоги. Только в ней основная часть предпринимателей может платить высокие прогрессивные налоги. Чем ниже доходы населения, тем беднее база налогообложения.

«Налоги есть плата за цивилизованную жизнь» — гласит надпись на здании палаты Конгресса США. И это совершенно справедливо. Процветающее демократическое общество много платит людям за труд и много берет с них в виде налогов. Главное — с каким психологическим (и нравственным) чувством люди платят свои налоги. Если они доверяют своему государству, считают его самым лучшим и готовы поддержать в трудную минуту, то проблем с уплатой налогов, как правило, не возникает. Граждане оплачивают высокий уровень социального комфорта, надежную обороноспособность, эффективное государственное управление, справедливые законы и юридическую защиту прав и, самое главное, свою свободу.

Государство перераспределяет национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, формирует эффективную политику занятости и охраны прав работника на предприятии, оказывает поддержку семье, заботится о безработных, престарелых, молодежи, образовании, здравоохранении, культуре.

3. Государственный бюджет

В прошлом году на уроках обществознания мы рассматривали семейный бюджет. Государство также учитывает доходы и расходы, чтобы поддерживать экономическое развитие страны.

Запись в тетради

Государственный бюджет — план, сводящий воедино доходы и расходы государства.

Бюджет разрабатывается правительством страны, а утверждается парламентом — высшей законодательной властью страны, после чего правительство отвечает за его исполнение. Состоит бюджет из двух частей — расходной и доходной. Например, статья доходов Федерального бюджета Российской Федерации 2006 г. включала налоговые доходы — 62,7%, неналоговые доходы — 37,1%. Последние включали доходы от внешнеэкономической деятельности — 32,9%, от оказания платных услуг и компенсации затрат государства — 1,8%, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, — 1,7%, административные платежи и сборы — 0,07%, штрафы, возмещение ущерба — 0,05%, доходы от продажи государственного имущества — 0,02%, прочие неналоговые доходы — 0,06%.

Как же распределяются поступающие деньги из государственного бюджета?

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

— Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 199 учебника, подберите собственные аргументы в защиту той или иной позиции.

(Проводится мини-дискуссия.)

Разработка бездефицитного бюджета — мечта любого государства. Но как этого достичь? За счет увеличения доходов или сокращения расходов?

— Работая в парах с п. 3 § 23 учебника и интернет-ресурсами, определите достоинства и недостатки этих двух способов.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы и выполните задания рубрики «Проверим себя» на с. 200 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 23 учебника.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «В классе и дома» на с. 200, 201 учебника (на выбор).






Для любых предложений по сайту: [email protected]