Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Обобщение и систематизация знаний по теме Личность и общество. Практикум - ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Личность и общество»; соотносить понятия человек и общество; объяснять, почему ученые характеризуют общество как форму совместной деятельности людей.
Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; определять основные факторы, влияющие на становление и развитие общества и личности, конкретизировать их примерами; анализировать явления социальной действительности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятий; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); овладевать способами обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Шли однажды по дороге философ и мыловар.
— Что толку в вашем учении? — спросил мыловар. — Посмотрите, сколько бед и страданий в мире!
Ничего не ответил философ. Пошли они дальше и увидели грязного ребенка, играющего в сточной канаве.
— Посмотрите на этого ребенка, — сказал философ. — Ваше мыло отмывает людей от грязи, а он — весь в грязи. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?
— Но мыло не может помочь, если им не пользоваться! — возразил мыловар.
— Верно! — ответил философ. — Так же и с учением. Оно не помогает, если не использовать его изо дня в день всю жизнь.
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?
(Ответы учеников.)
Мы изучили тему «Общество и человек». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.
III. Работа по теме урока
Тестовый контроль
1. Подчеркните понятие, которое объединяет и обобщает все остальные приведенные понятия.
Социальные институты, политическая сфера, общество как система, духовная культура.
2. Общество в широком смысле этого слова — это:
1) объединение людей по сфере деятельности
2) исторический этап в развитии человечества
3) все способы и формы взаимодействия людей
4) специфические свойства определенного этапа развития человечества
3. Для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:
1) личность
2) индивид
3) деятель
4) субъект
4. Одна из основных подсистем общества:
1) государство
2) религия
3) экономика
4) класс предпринимателей
5. К социальным относится потребность в:
1) самовыражении
2) познании окружающего мира
3) трудовой деятельности
4) жилище
6. Процесс освоения социальных ролей и культурных норм:
1) социализация
2) адаптация
3) самореализация
4) самосознание
7. Социальное качество, формируемое в процессе взаимодействия человека с обществом:
1) общение при помощи членораздельной речи
2) потребность в пище и воде
3) способность укрываться от опасности
4) необходимость поддержания теплового баланса
8. Человека как личность, прежде всего, характеризует(ют):
1) биологические особенности
2) тип нервной системы
3) умение общаться с другими людьми
4) состояние здоровья
9. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как:
1) экономическая и политическая
2) социальная, экономическая и духовная
3) духовная, политическая и экономическая
4) экономическая и социальная
10. Из двух суждений: а) общество является социальной организацией страны; б) общество является социальной организацией нации, народности, племени:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Из двух суждений: а) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга; б) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Из двух суждений: а) социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными; б) социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Из двух суждений: а) духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности; б) духовность — это нравственно сориентированные воля и разум человека:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Из двух суждений: а) деятельность человека представляет собой цепь действий; б) деятельность человека, в отличие от поведения животного, характеризуется взаимодействием с природой:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Соотнесите признаки реформы и революции.
1 Революция |
В, Г |
2 Реформа |
А, Б, Д, Е |
A) изменяет большинство сторон общественной жизни
Б) проводится органами государственной власти
B) носит скачкообразный характер
Г) является видом социального прогресса
Д) представляет собой частичное усовершенствование какой- либо сферы жизни общества
Е) изменяет основы существующего социального строя
(Проверка выполнения заданий.)
Практикум
— Разделившись на четыре группы выполните задания рубрики «Практикум» на с. 44 учебника.
Первая группа выполняет задание 2.
(Группа презентует свою работу в наглядной форме (схема или таблица).)
Вторая группа — задание 3.
(Группа презентует свою работу в форме диспута между представителями трех микрогрупп, придерживающихся той или иной точки зрения.)
Третья группа — задание 4.
(Группа презентует свою работу в форме таблицы.)
Четвертая группа — задание 5.
(Группа презентует свою работу в форме сообщения. Возможно использование иллюстративного материала.)
(Обсуждение результатов работы на уроке.)
Домашнее задание
Выполнить задания 7 или 8 рубрики «Практикум» на с. 45 учебника (на выбор).