ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ - Политика

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ - Политика

Тема раскрывает важнейший аспект политической жизни — роль и сущность политических партий. Изучение темы ведётся с опорой на уже рассмотренные понятия: политика, гражданское общество, государство, политический режим. Следует учитывать, что подробное изучение вопроса о партиях предстоит в старших классах.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с понятием «политическая партия», основными правовыми нормами, регулирующими деятельность политических партий в Российской Федерации; способствовать пониманию учащимися отличий партий от общественно-политических движений.

2. Сформировать у школьников необходимые ориентиры для определения каждым самостоятельной позиции по отношению к существующим политическим партиям.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); самоконтроль и самооценивание; умение слушать и вступать в диалог; готовность к жизненному и личностному самоопределению.

Оборудование урока

Учебник, размноженная ст. 8 Закона РФ «О политических партиях».

План изучения нового материала

1. Общественно-политические движения.

2. Политические партии.

3. Многопартийность.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Вспомним». Также желательно провести краткую беседу, предложив вопрос: какие общественно-политические движения и политические партии вам известны из курса истории?

1. Первый вопрос можно раскрыть на примере экологических движений («зелёных») — показать все признаки общественно-политических движений, названные в учебнике. Целесообразно при этом учесть определение общественного движения, данное в Законе РФ «Об общественных объединениях»:

«Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом».

Особое внимание следует уделить раскрытию различия между понятиями «участие» и «членство», а также смысла понятий «массовое движение», «социальные, политические и иные общественно полезные цели».

2. Главное понятие при изучении вопроса о политических организациях — «политическая партия». Пять основных признаков политической партии названы в учебнике. Можно предложить учащимся самостоятельно изучить эти признаки по тексту параграфа, а затем целесообразно проверить понимание каждого из них, задав ряд вопросов. Например, по первому признаку спросить: чем словосочетание «участие в политической власти» отличается от словосочетания «участие в политической жизни»? По второму: что означают слова «долговременные задачи»? По третьему: что такое местные организации партии? Что означает понятие «чёткая организационная структура»? По четвёртому: что такое массовая опора партии? Как партия может добиться поддержки избирателей? По пятому: почему важно единомыслие членов партии по вопросу о государственном и общественном устройстве?

Желательно разъяснить назначение основных документов партии — программы и устава. Программа определяет принципы деятельности политической партии, её цели и задачи, а также методы реализации целей и задач. Устав в соответствии с целями и задачами партии определяет наименование партии, описание её символов (если они имеются), условия и порядок приёма в члены партии, права и обязанности членов партии, порядок избрания руководящих органов партии и другие положения.

Возможно составление таблицы, закрепляющей содержание двух первых пунктов плана.

Отличия партий от общественно-политических движений

Признаки

Общественно - политические движения

Политические партии

Цели



Продолжительность существования



Организационная структура



Массовая опора



Взгляды на социальные проблемы



Углубить знания о партиях поможет работа с рубрикой «Документ» («Из Закона РФ «О политических партиях»). При рассмотрении п. 1 ст. 3 этого закона уточняется понимание учащимися определения партии, данного в этом документе: каким образом формируется политическая воля граждан? В какой форме она выражается? Кто и каким образом представляет интересы граждан в органах власти и местного самоуправления? Затем рассматриваются сформулированные в п. 4 той же ст. 3 закона цели политической партии: как партия может воздействовать на общественное мнение? Каковы пути политического образования и воспитания граждан? В чём значение такой деятельности партий? Каким образом партия может доводить мнения граждан до сведения широкой общественности? Как она доводит их до сведения органов власти? Как работают представители партий в органах власти и местного самоуправления?

Целесообразно также рассмотреть на уроке основные положения ст. 8 Закона «О политических партиях»:

«Основные принципы деятельности политических партий

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Изложенные в Законе принципы могут быть охарактеризованы самим учителем либо стать для учащихся предметом самостоятельного анализа (если текст статьи размножен и предоставлен учащимся). В любом случае следует раскрыть смысл ряда имеющихся в этой статье политических терминов: в чём сущность принципа добровольности? равноправия? самоуправления? законности? гласности? Как следует понимать общедоступность информации об учредительных и программных документах партий?

3. Раскрывая понятие «многопартийность», целесообразно вернуться к тезису о многообразии интересов различных общественных групп. Связь этих интересов и деятельности партий можно пояснить на каком-либо примере. Так, в условиях, когда количество денег в государственной казне невелико, возникает спор о том, как их разумно использовать. Одни утверждают, что нужно закупить за рубежом новую технику, расширить производство и благодаря этому через некоторое время население будет жить лучше. Другие требуют направить имеющиеся средства на увеличение зарплаты, говоря, что люди хотят жить лучше сегодня, а не в будущем. Это расхождение интересов отражается в требованиях различных партий, что позволяет им получить поддержку тех или иных социальных групп. Таким образом, раскрывается связка: многообразие интересов — многопартийность.

Дополнительный материал для учителя

Политические партии свободно распространяют информацию о своей деятельности, пропагандируют свои взгляды, цели и задачи; участвуют в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; участвуют в выборах и референдумах; создают региональные, местные и первичные отделения; организуют и проводят собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; учреждают средства массовой информации и пользуются на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации; создают объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями; защищают свои права и представляют законные интересы своих членов; устанавливают и поддерживают международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступают в международные союзы и ассоциации.

Завоевавшая власть партия (или несколько партий, объединившихся вокруг одинаковых требований, создавших коалицию) проводит политику, в которой находят отражение интересы поддерживающих эту партию социальных групп. Другие партии предлагают проводить иной политический курс, критикуют политику властей, т. е. находятся в оппозиции.

Подводя итог, целесообразно подчеркнуть, что существенными признаками многопартийности являются, во- первых, конкурентная борьба различных партий за поддержку избирателей и, во-вторых, наличие как партий правящих, так и партий оппозиционных.

Закрепляя изученное, учитель обращается к первому абзацу приведённого в учебнике документа, акцентируя внимание школьников на словах «политическое многообразие» и на положении о равенстве политических партий перед законом.

В конце урока целесообразно сообщить учащимся, что на выборах 2011 г. из семи боровшихся за голоса избирателей партий наибольшую поддержку получили и прошли в Государственную думу партии «Единая Россия», Коммунистическая партия (КПРФ), «Справедливая Россия» и Либерально-демократическая партия (ЛДПР). Желательно также привести данные о партийном составе депутатов законодательного (представительного) органа власти того субъекта Федерации, в котором находится школа. Рекомендуется сообщить о высказанном некоторыми политическими деятелями мнении о том, что в дальнейшем в нашей стране может сложиться двухпартийная система, и о другом предположении о том, что сложится система из шести политических партий. Возможно также обсуждение в классе мнений избирателей, приведённых в соответствующей рубрике параграфа. Задание 1 рубрики «В классе и дома» тоже может быть обсуждено на этом или на следующем уроке.

Домашнее задание: вопросы рубрики «Проверим себя»; задания 1—3 рубрики «В классе и дома». Учащимся, проявившим повышенный интерес к теме, можно предложить задание 4 рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

Касьянов В. В. Обществознание: учеб, пособие для ссу- зов / В. В. Касьянов. — Ростов н/Д, 2002. — Гл. 3. — § 6.

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 7.

Козырев Г. И. Введение в политологию / Г. И. Козырев. — М., 2004. — Гл. 9.






Для любых предложений по сайту: [email protected]