УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ - Политика

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ - Политика

Урок занимает особое место в формировании политической и правовой культуры учащихся. Он позволяет учащимся осознать собственные возможности воздействия на власть, а также оценить свою подготовленность к участию в политической жизни. Опорой в изучении нового материала является содержание всех предшествующих уроков большой темы «Политика».

Задачи урока

1. Охарактеризовать взаимоотношения гражданина с государственной властью.

2. Сформировать у школьников конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; определение своего места в обществе и жизни в целом; переработка и структурирование информации; учёт разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование урока

Учебник; Конституция РФ на каждом столе; раздаточные материалы: фрагменты из работ Аристотеля, А. Д. Сахарова, И. А. Ильина, тексты «Политические организации», «Свобода собраний и шествий» (из пособия «Дидактические материалы»1).

План изучения нового материала

1. Выборы, референдумы.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Обращения в органы власти.

4. Другие пути влияния на власть.

5. Значение свободы слова.

6. Опасность политического экстремизма.

7. Политика — дело каждого?

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организовывает вводную беседу по следующим вопросам: в чём заключаются главные признаки демократического режима? Каковы взаимосвязи гражданского общества и государства? Назовите высшие органы государственной власти Российской Федерации.

Комбинированный урок

Изучение нового материала целесообразно предварить беседой по следующему вопросу: может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть? Если возникнут трудности, то имеет смысл выяснить у учащихся: что значит участвовать в управлении? В ходе беседы учитель подводит школьников к выводу о том, что участвовать в управлении — значит, во-первых, непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным); во-вторых, непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений; в-третьих, непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики; в-четвёртых, влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей.

Дополнительный материал для учителя

Первая возможность влияния на власть проявляется в праве каждого гражданина, достигшего 18 лет, вместе с другими гражданами прямым голосованием определять, кто будет Президентом России; какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной думе и, следовательно, какие законы будут приняты.

Сказанное относится и к региональным властям и органам местного самоуправления.

Вторая возможность воздействия на власть проявляется в праве каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы через референдум. Так, Конституция 1993 г. была принята на референдуме.

Третья возможность — это использование свободы слова, собраний, ассоциаций для того, чтобы, выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях, заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения, с которым вынуждены считаться власти.

Четвёртая возможность влияния на власть реализуется через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности.

Характеристику избирательного права учитель даёт, ориентируясь на содержание параграфа.

1, 2, 3. Первый, второй, третий пункты плана могут быть изучены путём усвоения содержания ст. 32 и 33 Конституции РФ. Учащиеся работают с текстом, а учитель проверяет его понимание и даёт комментарии к каждой части прочитанного.

Полезно также организовать работу со словарём, помещённым в конце учебника (статьи «Выборы», «Референдум»).

4, 5. Четвёртый и пятый пункты плана могут быть изучены на основе работы с документами.

Учитель обращается к ст. 29 Конституции РФ, содержание которой станет базой для обсуждения следующих вопросов и заданий:

1. В чём состоит связь первой и четвёртой частей данной статьи? Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию? Аргументируйте свой ответ.

2. Каково значение п. 5 ст. 29? Как вы понимаете словосочетание «массовая информация»?

3. В чём состоит значение свободы слова, свободы массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в частности в нашей стране?

4. Каковы ограничения свободы слова и почему они необходимы?

Если возникнут затруднения при ответе на вопрос 1, можно предложить учащимся внимательно перечитать п. 5 изучаемой статьи. Желательно получить развёрнутый ответ на вопрос 3. При этом предполагается, что прозвучат такие суждения:

— свобода слова, свобода массовой информации позволяют каждому гражданину получить необходимые сведения о событиях общественной жизни, о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и иных представителей власти (без такой информации невозможно сознательное участие гражданина в управлении делами государства);

— свобода слова создаёт условия для формирования общественного мнения, влияющего на политику властей.

Эти суждения можно дополнить в ходе работы с фрагментом текста А. Д. Сахарова «Свобода мысли»2. Беседа по вопросам к тексту позволяет осмыслить роль свободы мнения, информации как гарантии от установления диктатуры и «научно-демократического подхода к политике, экономике, культуре».

Работа с текстами «Политические организации» и «Свобода собраний и шествий»3 даст возможность конкретизировать положения о свободе ассоциаций и свободе собраний. Вопросы к данным источникам ориентируют на осознание значения этих свобод для нормального развития демократического общества. Работа с источниками подводит к общему выводу, что правовые нормы о политических свободах устанавливают меру их использования, за пределами которой — злоупотребление этими свободами в ущерб другим людям, обществу, государству. Поэтому Конституция точно указывает ограничения политической свободы. Любая из этих свобод предполагает высокую гражданскую ответственность, которая не позволяет переходить границу и отделяет свободу от своеволия и вседозволенности.

При любом варианте проведения урока желательно в его заключительной части организовать работу с текстом И. А. Ильина «Политическая свобода»4. При обсуждении вопросов и заданий к этому тексту особого внимания заслуживает понятие «внутренняя свобода», т. е. духовное, нравственное и политическое самообладание человека, его способность рассматривать добро и зло, предпочитать добро и нести ответственность за свои действия; его готовность ставить интересы Родины и государства выше своих собственных. Только при таких условиях политическая свобода может стать благоприятной для развития общества и человека.

Вопрос «Как можно влиять на политику?» изучается с помощью различных методических приёмов. Один из них — использование на уроке следующего задания: учащимся предлагается самостоятельно назвать формы участия в политической жизни. Из материала, изученного на уроке, можно извлечь выводы о возможности поддержки на выборах той или иной партии; вступления в партию, программа которой отвечает интересам данного гражданина; участия в дискуссиях по вопросам политики; обращения в государственные органы с изложением собственной точки зрения.

Способы влияния на политику, называемые учащимися, записываются на доске, а затем запись корректируется учителем.

В связи с рассмотрением этого вопроса затрагивается и связанная с ним проблема отстранённости от политики. Каковы возможные причины неучастия в политике? Опираясь на примеры из истории, можно напомнить учащимся, что абсолютные монархии не допускали простых людей к политической деятельности, а республиканский строй нередко давал право влиять на политику лишь части жителей (Афинская республика и т. п.). Следовательно, одна из причин неучастия в политике — такой государственный строй, который препятствует участию в политике больших групп населения.

Но есть причины, связанные с нежеланием самого человека. Не рассматривая всей совокупности субъективных причин неучастия в политике, можно проанализировать последствия этого, взяв за основу конкретную ситуацию: человек не принял участия в голосовании в день проведения выборов. Одно из возможных следствий (если многие другие граждане также не пришли на избирательные участки) — срыв выборов, так как они признаются состоявшимися при участии в них определённого процента избирателей. Другое возможное следствие: выборы состоялись, но избранная власть будет проводить политику, не отвечающую интересам тех, кто не пришёл на них. Получается, что не пришедшие голосовать как бы оставили решение вопроса о том, какой будет вновь избранная власть, другим людям, имеющим другие интересы. Если благосостояние не пришедших на выборы ухудшается, то винить им придётся только самих себя.

6. Вариантом изучения вопроса о политическом экстремизме может быть комментированное чтение в классе соответствующего раздела изучаемого параграфа. При этом разъясняется опасность каждого из названных в тексте экстремистских действий. Целесообразно обсудить в классе задание 6 к параграфу.

7. В заключительной части урока рассматривается вопрос: какими качествами должен обладать гражданин, чтобы эффективно участвовать в политической жизни? Это даёт возможность, в частности, раскрыть значение учебного предмета «Обществознание», позволяющего получить необходимые для участия в политической жизни знания и умения.

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что изученные на уроке возможности участия в политической жизни не только присущи абстрактной модели демократического государства, но и закреплены Конституцией РФ. Степень использования гражданами этих возможностей зависит от каждого из них.

Домашнее задание: задания 1—6 рубрики «В классе и дома». Задания 7—9 можно дать желающим их выполнить. По заданию 9 целесообразно подготовить презентацию. Результаты выполнения заданий по усмотрению учителя обсуждаются в начале следующего урока.

Литература для учителя

Каверин Б. И. Обществознание: учеб, пособие / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007.—Гл. 5.— Пп. 5.12, 5.13.

Касьянов В. В. Обществознание: учеб, пособие для вузов / В. В. Касьянов. — Ростов н/Д, 2002. — Гл. 3. — § 8.

Козырев Г. И. Введение в политологию / Г. И. Козырев. — М., 2004. — Гл. 14.


1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 51. В электронном формате: http//www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm

2 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 51. — Текст 3. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm

3 Там же. — Тексты 4, 5.

4 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 51. — Текст 1. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm






Для любых предложений по сайту: [email protected]