ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - Право

Тема урока расширяет и углубляет имеющиеся у школьников знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрывает значение российских и международных правовых документов.

Материал этого урока содержит основу, необходимую для развития интереса к нравственно-правовым вопросам, формирования правовой культуры и гражданской активности.

Задачи уроков

1. Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы их реализации и защиты в жизни.

2. Продолжить формирование у школьников интереса к нравственно-правовым вопросам; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка в сфере нравственно-этических отношений; формирование коммуникативных действий, направленных на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение).

Оборудование урока

Учебник; тексты документов: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка; презентация, содержащая Международный Билль о правах человека.

План изучения нового материала

1. Что такое права человека.

2. От идеи к юридическим нормам.

3. Международные правовые документы. Идеал современного права или юридический документ?

4. Права и свободы человека и гражданина РФ.

5. Юридические гарантии и система защиты прав человека.

6. Права ребёнка.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированные уроки

Вариант 1

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

Далее учитель может предложить вопросы для обсуждения: должны ли люди быть равными в своих правах? Почему? Всегда ли люди были равны? Что объединяет всех людей на Земле? Что такое дискриминация?

1-й урок

1. Рекомендуется начать изучение нового материала с понятия «права человека». В зависимости от уровня подготовки класса либо его раскрывает преподаватель, либо учащиеся изучают материал самостоятельно по тексту учебника. Учитель акцентирует внимание на следующих аспектах:

— права человека — определённые законодательно закреплённые нормы;

— эти нормы выражают меру свободы человека;

— эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни;

— совокупность норм принято называть каталогом прав человека, который закреплён в целом ряде международно-правовых документов и конституциях правовых государств.

Школьникам предлагается прокомментировать следующие исторические факты:

1) Древняя Спарта, как известно, славилась своими сильными, здоровыми и выносливыми воинами. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали его судьбу в зависимости от его здоровья. Если младенец был крепким, то его оставляли в живых, а если младенец родился слабым, больным, то его бросали вниз со скалы.

2) Знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым и больным. Но он работал над собой: много занимался физкультурой, закалялся и в результате победил свою болезнь. Он был умным человеком и талантливым военачальником, под руководством которого русская армия не проиграла ни одного сражения.

Очень важно обратить внимание школьников на то, что право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию, — право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести и религии, убеждений и др. — является главным в этом каталоге прав человека.

Как показывает практика, необходимо подробно раскрыть всеобщий, неотъемлемый и неотчуждаемый характер прав человека.

Затем можно предложить учащимся обсудить следующую ситуацию.

Субботним утром к Антону домой пришли его друзья. Ребята вместе играли в школьной рок-группе и готовились к городскому конкурсу юных талантов. Они много работали, и у них уже очень хорошо получалось. Они поставили колонки на подоконник и включили погромче, чтобы соседи послушали их выступление.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение: имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку?

Обобщая результаты обсуждения этой проблемы, подводим ребят к пониманию того, что свобода ограничена правами других людей. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

2. В учебнике достаточно обстоятельно изложен материал этого вопроса. В целях экономии времени на уроке можно ограничиться констатацией того, что необходимость отстаивать свои права возникла у людей ещё в древние времена. Затем можно лишь назвать основные вехи (с подробной характеристикой учащиеся смогут познакомиться при выполнении домашнего задания).

3. При изучении данного пункта плана советуем привести краткую характеристику того, что называется Международным биллем о правах человека, после чего перейти к фрагменту Всеобщей декларации прав человека. Рекомендуется организовать работу таким образом, чтобы учащиеся на уроке работали с текстом документа (с. 115).

Желательно сделать акцент на следующем:

— Декларация провозглашает: «У каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира»;

— Декларация фактически охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности;

— всякая классификация прав человека условна;

— завершается Декларация статьёй, в которой чётко сказано об ответственности гражданина перед обществом (ст. 29), т. е. подчёркивается недопустимость злоупотребления правами и свободами, а также связь между правами и обязанностями человека.

4. Желательно, чтобы при изучении вопроса о правах и свободах человека и гражданина РФ учащиеся имели возможность работать с текстом главы 2 Конституции РФ.

Во вступительном слове целесообразно отметить, что каталог прав, изложенный в главе 2, отвечает самым высоким требованиям (как говорят, стандартам) международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Подчеркнём, что единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную.

Можно познакомить учащихся с другой классификацией, в основе которой лежит выраженная в правах свобода человека.

Логично завершить изучение этого раздела рассмотрением вопроса об обязанностях человека и гражданина, подчеркнув, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Для закрепления материала рекомендуется выполнить задания 3, 4, 7 в рабочей тетради.

2-й урок

5. Изучение пункта о юридических гарантиях и системе защиты прав человека можно начать с озвучивания ст. 45 Конституции РФ, далее охарактеризовать роль Президента, Правительства, Уполномоченного по правам человека, судебной системы в защите прав человека.

6. Изучение последнего пункта на этом уроке можно повторить в логике его изложения в учебнике, обратив внимание на следующее:

— ребёнок располагает ровно тем же объёмом прав и свобод, что и взрослый;

— каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту».

В более подготовленном классе рекомендуется организовать изучение фрагмента Конвенции о правах ребёнка (1989) (задание 6 в рабочей тетради).

Учитель акцентирует внимание школьников на отличии Декларации от Конвенции как типа правового документа, подробно рассмотрев цели Конвенции как документа, призванного закрепить: 1) правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав; 2) обязанности государств-участников.

Можно предложить учащимся следующее задание для групповой работы. Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку с заданием и статьи Конвенции о правах ребёнка (ст. 1, 13—16, 28, 31, 32). На выполнение задания отводится 10 минут.

Вопросы и задания

1) Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

2) Какие права Золушки нарушала её мачеха?

3) Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает ненужным. Однажды, получив двойку по истории, он выкрикнул учительнице:

— Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

— Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! — возмутилась учительница.

— У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Разрешите ситуацию.

4) К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23.00 они обязательно расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь! И вообще... мы, дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

Разрешите ситуацию.

Вариант 2

1-й урок: лекция (основные идеи излагаются в соответствии с логикой представления материала в учебнике).

2-й урок: лабораторно-практическое занятие (работа с текстом Конституции, рубриками «В классе и дома», «Говорят мудрые», приведёнными выше ситуациями).

Проектная работа

Можно предложить учащимся следующие задания (по выбору):

1) Узнайте, есть ли в вашем регионе должность Уполномоченного по правам человека. Если да, то подготовьте небольшое сообщение о нём (кто, как давно занимает этот пост, основные направления его деятельности). Если нет, то попытайтесь узнать почему.

2) В Интернете на сайте по адресу http://hro.org представлены материалы по правам человека. Подготовьте обзор по правам детей (нарушения, деятельность государственных органов по защите прав человека и гражданина).

Учителю рекомендуется узнать адреса (телефоны) служб, оказывающих психологическую, медицинскую и правовую помощь, и сообщить их учащимся.

Наименование службы1

Адрес

Телефон

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи населению



Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам



Региональный правозащитный центр (защита личных, политических, социально- экономических и культурных прав человека)



Далее следует дать школьникам несколько практических советов:

— прежде чем обратиться за консультацией в какую- либо организацию, следует внимательно подумать о том, за какой информацией вы обращаетесь. Не нужно долго объяснять, нужно сообщить наиболее важные детали или обстоятельства;

— иногда бывает полезно предварительно написать ключевые слова или вопросы (если вы звоните по телефону), так как, волнуясь во время разговора, можно сбиться или что-то упустить. Следует иметь под рукой ручку и бумагу, чтобы сделать заметки о полученной информации;

— желательно записать, с кем вы разговаривали по телефону, чтобы в случае необходимости можно было обратиться непосредственно к нему либо при последующих контактах с другими лицами сослаться на него.

Домашнее задание:

1-й урок: § 14—15 учебника; вопросы 1—5 рубрики «Проверим себя»; задания 1, 2 рубрики «В классе и дома».

2-й урок: § 14—15 учебника; вопросы 7—9 рубрики «Проверим себя»; задания 3, 4 рубрики «В классе и дома»; ознакомление с высказываниями рубрики «Говорят мудрые».

Литература для учителя

Всеобщая декларация прав человека (любое издание).

Конвенция о правах ребёнка (любое издание).

Конституция РФ (любое издание).

Бабушкин А. В. Как подростку защитить свои права? / А. В. Бабушкин. — М., 2000.

Бабушкин А. В. Подростку о правах человека: метод. материалы для педагогов / А. В. Бабушкин. — М., 1999.

Лукашёва Е. А. Права человека: учеб, для вузов / Е. А. Лукашёва. — М., 2002. — С. 573.


1 Здесь приведены условные названия, поскольку организации могут по-разному называться в разных регионах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]