ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - Право

Данный урок раскрывает основы гражданского права Российской Федерации. Изучение темы позволяет подросткам по-новому взглянуть на многие стороны своей жизни. Гражданские правоотношения регулируют не только крупномасштабные процессы, но и бытовые проблемы, как имущественные (покупка, получение услуг, открытие денежных вкладов, наследование, дарение и т. д.), так и неимущественные (причинение морального вреда, защита чести и достоинства, деловой репутации). Осознание этого факта помогает понять необходимость овладения правовой культурой, влияет на формирование ответственности подростков за свои поступки и обязательства, учит их юридически правильно защищать свои права.

Задачи урока

1. Сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений.

2. Развивать умение проводить правовой анализ социальной информации.

3. Создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам; учить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений.

4. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание; переработка и структурирование информации; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, Гражданский кодекс РФ (http://lawlist.narod.ru/library/codex. htm), схемы «Участники гражданских правоотношений», «Специфика объектов правоотношений», «Виды договоров» и таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» (компьютерные версии или представленные на доске).

План изучения нового материала

1. Сущность гражданского права.

2. Особенности гражданских правоотношений.

3. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних.

4. Защита прав потребителя.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее рекомендуется организовать работу учащихся с рубрикой «Вспомним». Желательно также задать дополнительный вопрос: что подразумевают понятия «юридическое лицо» и «физическое лицо»?

1. Учащиеся должны уяснить, что гражданское право, как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и самостоятельности их участников. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Учитель может организовать комментированное чтение соответствующего раздела параграфа, а также для наглядности воспользоваться приведёнными ниже схемами.

Участники гражданских правоотношений

Специфика объектов правоотношений

Для проверки понимания и первичного закрепления материала учащимся даётся задание придумать или привести примеры (ситуации из личного опыта), подтверждающие эти теоретические положения.

2. Изучение этого вопроса можно провести в форме самостоятельной работы с текстом учебника по заданию: используя информацию учебника, определите особенности гражданских правоотношений. В соответствующем разделе параграфа указывается на такие особенности, как:

— превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными;

— участие физических и юридических лиц (включая государство, субъекты РФ и муниципальные образования);

— равенство сторон;

— независимость сторон;

— специфика объектов правоотношений;

— содержание правоотношений, в которых юридическую связь участников выражают права и обязанности сторон, закреплённые законодательно;

— договор как основа значительной части гражданско- правовых отношений.

Понятия «сделка» (как действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей) и «договор» (как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, ст. 420 ГК РФ) раскрываются учителем на основе текста учебника.

3. Учитель может организовать работу учащихся по изучению первой части вопроса (виды договоров), используя приём перевода схематической информации в текстовую. Школьникам демонстрируется схема «Виды договоров» и предлагается задание: приведите примеры, иллюстрирующие каждую позицию схемы; расскажите о видах договоров.

Завершить эту часть урока можно обсуждением вопросов: почему говорят, что договор дороже денег? Согласны ли вы с этим высказыванием? В каких случаях вы использовали это выражение?

При изучении вопроса о гражданской дееспособности несовершеннолетних используется нижеприведённая таблица. Учитель акцентирует внимание учащихся на положении об имущественной ответственности подростков от 14 до 18 лет по заключённым сделкам и в случае причинения вреда.

Возраст

Гражданская дееспособность

До 6 лет

Полная недееспособность (все сделки совершают родители)

От 6 до 14 лет

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно (без согласия родителей) совершение мелких бытовых сделок (покупка в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.) и сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды (принять подарок); получение от родителей средств (карманных денег) для определённых целей или для свободного распоряжения

От 14 до 18 лет

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельное распоряжение своей стипендией, заработком, иными доходами; право вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами; осуществление авторских прав; право вступить в кооператив (с 16 лет). Имущественная ответственность по заключённым сделкам и за причинение вреда

От 16 лет по статье 27 ГК РФ «Эмансипация»

Полная дееспособность, если подростки работают по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаются предпринимательской деятельностью

Свыше 18 лет

Полная дееспособность

4. Вопрос о правах потребителя изучается на основе материала учебника. Основной смысл: найти ответы на следующие вопросы: какой закон защищает права потребителя? Каково юридическое значение понятия «потребитель»? Какие права потребителя защищает закон? Каким образом можно защитить права потребителя? Что такое имущественный вред? Что такое моральный вред? Какое условие, по вашему мнению, является самым важным для защиты прав потребителя?

В завершение урока учитель ещё раз обращает внимание учащихся на значение изученной отрасли права; напоминает слова «гражданское право — фундамент делового мира» и предлагает учащимся дать свою оценку месту и роли изученной отрасли права в жизни общества и каждого человека.

Домашнее задание: § 16 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; три задания рубрики «В классе и дома» (по выбору учащегося).

Литература для учителя

Кодексы РФ и комментарии к ним: http://lawlist.narod.ru/library/codex.htm

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Гражданское право: учеб. / под ред. С. С. Алексеева. — М., 2009.

Гражданское право: учеб. / под ред. О. Н. Садикова. — М., 2006, 2007. — Т. I, II.

Гусятникова Д. Е. 10 основных ситуаций защиты прав потребителей при покупке товаров / Д. Е. Гусятникова. — М., 2008.

Суханов Е. А. Гражданское право / Е. А. Суханов. — М., 2007.

Гришаев С. П. Гражданское право в вопросах и ответах / С. П. Гришаев. — М., 2007.






Для любых предложений по сайту: [email protected]