ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО - Политика

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО - Политика

Тема является важнейшей в формировании научных представлений о демократическом обществе. Понимание проблем гражданского общества позволяет более чётко раскрыть характеристики правового государства, определить особенности участия граждан в политической жизни, тем самым создать условия для формирования политической культуры.

Задачи урока

1. Раскрыть понятие «гражданское общество» во взаимосвязи с понятием «государство».

2. Создать условия для понимания учащимися ценности демократии, способствовать становлению демократической политической культуры.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; планирование, прогнозирование и самоконтроль деятельности; поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование, применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств; организация и планирование работы в группе.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, текст Конституции РФ (гл. 8, ст. 130—133), схема «Государство и гражданское общество» (компьютерная версия или представленная на доске).

План изучения нового материала

1. Что такое гражданское общество?

2. Местное самоуправление.

3. Общественная палата.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания.

Начальный этап урока рекомендуется провести в форме беседы на основе вопросов рубрики «Подумаем». Привлекая знания, полученные при изучении тем «Политические режимы» и «Правовое государство», учащиеся высказывают своё мнение по вопросам: может ли существовать общество без государства? Должно ли государство отвечать за всё, что делается в обществе?

Комбинированный урок

1. Учитель с помощью материала учебника раскрывает понятие «гражданское общество». После знакомства с рубрикой «Ситуация» учащиеся самостоятельно отвечают на вопрос: чем различаются предложенные ситуации? Высказав свою точку зрения, школьники могут обратиться к объяснению в учебнике, что позволит им уточнить или дополнить свою позицию. После изучения раздела учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 рубрики «Проверим себя».

Новый материал можно объяснить и с помощью схемы «Государство и гражданское общество», и методом работы учащихся с текстом учебника. Затем школьникам предлагаются вопросы и задания.

Государство и гражданское общество

Вопросы и задания:

1) Используя схему, назовите составные части гражданского общества.

2) Найдите в разделе 1 § 5 учебника текст, который объясняет возникновение общественных объединений (ассоциаций).

3) Заполните пропуск в схеме:

(Ответ: частный интерес.)

4) Найдите взаимосвязь между правом граждан на свободу ассоциаций и развитием гражданского общества.

5) В разделе «Что такое гражданское общество?» есть упоминания о роли государства в формировании гражданского общества. Найдите их. Какую часть схемы иллюстрируют эти упоминания?

(Ответ: учащиеся могут указать такие упоминания, как законное ограничение права на свободу ассоциаций, запрет на создание и деятельность объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, а также расовой, национальной, религиозной розни.)

6) В схему «Государство и гражданское общество» включён незаполненный блок. Предложите свои варианты заполнения этой части схемы.

7) Найдите в разделе 1 или сформулируйте самостоятельно главные цели гражданского общества и условия его возникновения.

Вариант ответа представлен в таблице:

Цели и условия существования гражданского общества

Цели

Условия существования

1. Взаимопомощь в реализации частных интересов.

2. Взаимоподдержка в защите групповых интересов граждан перед государством при ущемлении прав граждан или для создания более благоприятных условий реализации прав и интересов

1. Развитие многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора.

2. Утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина.

3. Признание ценности свободной и ответственной личности

8) Объясните, почему гражданское общество не может нормально функционировать в условиях авторитарных и тоталитарных режимов.

Завершить этот этап урока можно беседой, используя данные рубрики «Факты». Учащиеся отвечают на вопрос: о чём свидетельствуют приведённые в учебнике факты? Они указывают на то, что значительная часть ответов связана с участием в выборах органов власти различных уровней. Факты свидетельствуют о пассивности граждан в реализации частных интересов, т. е. о недостаточном развитии гражданского общества. Учитель может привлечь также статистические данные опроса Фонда общественного мнения, который проводился в 2008 г., — «Точки опоры: на кого можно положиться в трудную минуту?»:

«Бывает, что у людей возникают сложные, тяжёлые жизненные проблемы, которые трудно решить в одиночку. Скажите, пожалуйста, вы можете или не можете в таких ситуациях рассчитывать на помощь родственников, друзей и знакомых, коллег, соседей, служб и учреждений социального обеспечения, церкви, религиозной общины, незнакомых людей, побывавших в подобной ситуации, общественных организаций, инициативных групп? »

Чаще всего россияне готовы полагаться на родственников (76% опрошенных), большинство опрошенных (59%) надеются также на помощь друзей и знакомых, не надеются 37%. На помощь коллег могут положиться, по их словам, 35% респондентов, не могут 51%. На помощь незнакомых людей, побывавших в подобной ситуации, рассчитывают лишь 8% опрошенных, не рассчитывают 71%. На помощь служб и учреждений социального обеспечения готовы рассчитывать 14% опрошенных, не готовы 69%. На помощь церкви, религиозной общины рассчитывают 12%, не рассчитывают 72%. На помощь общественных организаций, инициативных групп надеются 5 %, не надеются 76%. Таким образом, подавляющее большинство россиян не верят, что в трудную минуту получат помощь как от государства, так и от организаций, представляющих гражданское общество.

При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть, что современное гражданское общество в нашей стране начало развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Тем не менее оно существует и оказывает влияние на жизнь граждан и на государство.

2. Для изучения второго вопроса организуется самостоятельная работа с разделом «Местное самоуправление» в учебнике или текстом Конституции РФ (гл. 8, ст. 130—133).

Вопросы и задания:

1) Прочитайте текст.

2) Объясните термины «муниципальная собственность», «органы местного самоуправления».

3) Определите: а) цели местного самоуправления в РФ; б) методы местного самоуправления; в) права местного самоуправления.

4) В чём различие между государственным управлением и местным самоуправлением?

5) Используя задание 2 рубрики «В классе и дома», сравните полномочия земских учреждений, возникших в XIX в., и органов местного самоуправления в Российской Федерации. Сформулируйте вывод.

6) Если бы вас избрали в органы местного самоуправления, какие задачи вы бы решали в первую очередь?

3. Изучение вопроса проводится на основании источника, приведённого в рубрике «Документ». Учащиеся знакомятся с текстом и отвечают на вопрос: какое значение имеет создание и деятельность Общественной палаты?

При возможности провести этот этап урока с использованием ИКТ организуется работа с материалами официального сайта Общественной палаты. Учитель может использовать также сведения, приведённые ниже, для изучения вопроса в форме школьной лекции.

Вопросы и задания для работы с материалами сайта:

1) Определите структуру Общественной палаты.

2) Кто является секретарём Общественной палаты?

3) На основании перечня рабочих групп определите, выполняет ли Общественная палата свои функции.

4) В какой рабочей группе Общественной палаты вы бы хотели работать и почему?

5) Какую рабочую группу вы предложили бы создать в Общественной палате?

Дополнительный материал для учителя

Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005). Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Формирование Общественной палаты проходит в три этапа. Первые 42 члена палаты назначаются указом Президента РФ. Они в свою очередь выбирают 42 представителя от общероссийских общественных организаций. Представители региональных и межрегиональных общественных объединений также выдвигают свои кандидатуры в члены палаты, которые принимаются уже утверждёнными ранее двумя третями состава палаты.

Общественная палата должна помочь взаимодействию граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, с тем чтобы учитывались потребности и интересы граждан, защищались их права и свободы при формировании и реализации государственной политики, чтобы не на словах, а на деле появился общественный контроль за работой органов власти.

Приоритетными направлениями работы Общественной палаты являются защита прав и свобод граждан, развитие гражданского общества в России, проведение общественной экспертизы федеральных законопроектов, осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.

Общественную палату возглавляют избранный членами Совет Общественной палаты и секретарь Общественной палаты.

В третьем составе Общественной палаты РФ (2010—2011) сформировано 12 комиссий, 33 рабочие группы и 5 межкомиссионных рабочих групп: по подготовке Ежегодного доклада Общественной палаты, по этике и регламенту, по организации экспертной деятельности Общественной палаты, по вопросам модернизации промышленности, по проблемам детства и молодёжной политики.

Основные направления работы Общественной палаты ведут профильные комиссии, которые определяют стратегию изучения и решения наиболее актуальных проблем по своим направлениям. В целях проведения общественной экспертизы законопроектов Общественная палата и Государственная дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. Многие рекомендации Общественной палаты были учтены при принятии законов и иных нормативных актов.

(По материалам официального сайта Общественной палаты)

При подведении итогов урока учитель может процитировать высказывание Л. Н. Толстого (рубрика «Говорят мудрые»): «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое».

Домашнее задание: § 5 учебника; вопрос 6 рубрики «Проверим себя»; задания 1, 3, 4 рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

Гражданское общество: истоки и современность. — М., 2006.

Кин Д. Демократия и гражданское общество / Д. Кин. — М., 2001.

Левашов В. К. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социологические исследования. — 2006. — № 1.

www.oprf.ru — Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации.

http://bd.fom.ru — Фонд «Общественное мнение», данные социологических опросов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]