Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида - ЧЕЛОВЕК
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Человек»
Антропогенез: теории происхождения человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность, ее социализация и воспитание. Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Интересы и способности человека. Сознательное и бессознательное в деятельности человека. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения. Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Содержательные элементы проверки
1. Человек как результат биологической и социальной эволюции. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.
2. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
3. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.
4. Цель и смысл жизни. Самореализация.
5. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное.
6. Самопознание и поведение.
7. Свобода и ответственность личности.
1. Человек как результат биологической и социальной эволюции. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
На экзамене проверяются дидактические единицы: антропогенез и социогенез. Биосоциальная природа человека. Основные отличия человека от животного. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; структура личности. Социализация: агенты и институты социализации.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Антропогенез (от греч. antropos — человек и genesis — происхождение) — теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития. Существует несколько подходов к проблеме происхождения человека:
— теологическая теория утверждает божественное происхождение человека;
— теория палеовизита или космическая утверждает, что человек — создание неземное, привнесенное пришельцами из космоса еще в древности;
— естественно научные теории — связаны с именами английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809— 1882), автора эволюционной теории происхождения человека как высшей ступени развития живых организмов, и Ф. Энгельса — социального мыслителя и политического деятеля (1820—1895), утверждающего, что главная причина появления человека — труд, в ходе которого возникли сознание, язык, творческие способности. С научной точки зрения последние наиболее доказательны.
Предпосылками антропогенеза стали сложная психическая деятельность высших животных; зачатки орудийной деятельности; инстинктивный труд человекоподобных предков; сложная стадная жизнь животных. Но природа человека обладает не только биологическими, но и социальными качествами. Человек — биосоциальное существо. От любого животного он отличается следующими чертами:
— способностью и готовностью к общественно полезному труду;
— сознанием и разумом;
— свободой и ответственностью;
— человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность. А поэтому он должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Только человек обладает собственным внутренним миром.
Социогенез (от лат. socio — общий, общество) — теория возникновения и формирования общества. Это — процесс, параллельный антропогенезу, поэтому процесс возникновения человека и человеческого общества называется антропосоциогенезом.
Биосоциальная природа человека — человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens (человек разумный). Как биологическое существо он обладает такими характеристиками, как рост, вес, строение тела, врожденные инстинкты. Социальными свойствами человека являются речь, мышление, мораль, стремление к общению с другими людьми. Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается над биологическим. Вне общества формирование социального в человеке невозможно. Если по каким-либо причинам человек формировался среди животных, он и уподобляется животным.
Индивид — это понятие характеризует человека как одного из людей, как представителя биологического вида Homo Sapiens. Новорожденный уже является индивидом.
Индивидуальность — 1) в биологии индивидуальность включает в себя специфические черты, присущие определенному организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств; 2) в психологии под индивидуальностью понимаются особые черты конкретного индивида. Отличающие его от других людей. Понятия «индивид» и «индивидуальность» раскрывают биологическую сущность человека.
Личность — это понятие раскрывает социальную сущность человека, так как личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения, восприятия принятых в обществе культурных норм, нравственных ценностей, правил поведения, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и воспитания, овладения речью и мышлением. В противном случае может возникнуть «эффект Маугли»: человек, растущий в изоляции от общества, остается на уровне индивида, он не сможет приобрести социально значимых черт, социального статуса (См. тему 5). Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успешности зависит степень реализации личности в процессе общественной жизни. Социализация происходит под воздействием агентов и институтов социализации.
Агенты социализации — это конкретные люди, отвечающие за социализацию индивида. К агентам первичной социализации относятся родители, родственники, учителя (ближайшее окружение человека), оказывающие определяющее влияние на формирование личности. К агентам вторичной социализации относятся сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие. Они играют заметно меньшую роль.
Институты социализации — это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют ее: первичные — семья, школа; вторичные — вуз, производство, армия и т. д.
Функциями агентов и институтов социализации являются:
— обучение культурным нормам и образцам;
— контроль за полнотой их усвоения через поощрения и наказания.