Бытие человека. Потребности и интересы человека - ЧЕЛОВЕК

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Бытие человека. Потребности и интересы человека - ЧЕЛОВЕК

На экзамене проверяются дидактические единицы: бытие и его формы; окружающий мир; потребности и их классификация; интересы и их классификация; способности индивида.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Бытие — философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще, реальность. Обычно выделяют четыре формы бытия:

— бытие процессов природы и вещей, созданных человеком;

— бытие человека;

— духовное бытие (внутренний мир самого человека);

— социальное бытие (бытие человека в природе, истории, обществе).

Бытие, человека — это реальный процесс его жизнедеятельности, ограниченный в индивидуальном аспекте во времени рождением и смертью. В личностном аспекте бытие человека означает его включенность в культуру общества. Первичная предпосылка бытия человека — это жизнь его тела, которая зависит от природы. Право на жизнь сегодня рассматривается как фундаментальное право человеческого индивида. В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Окружающий мир — природа и общество в их взаимосвязи.

Потребность — испытываемая человеком нужда в чем-то, необходимом для жизни и развития. Они проявляются в мотивах — побуждениях к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. Многочисленные человеческие потребности психологи объединяют в группы, называемые низшими и высшими потребностями. Низшие — это биологические потребности (утоление голода, сон, свежий воздух и т. д.) и экзистенциальные потребности (потребности в безопасности и защищенности, забота о самосохранении, здоровье, комфорте, качестве нашей жизни). Высшие потребности — это потребности социальные (в любви, дружбе, общении, духовной близости); престижные (в уважении, самоуважении, признании, социальном статусе); потребность в самореализации (развитие своих возможностей и способностей, активное их использование, самовыражение). Американский психолог А. Маслоу (1908—1970) установил, что успешные люди — это люди высоких потребностей.

Кроме того, выделяют потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Первые способствуют развитию личности, вторые — деградации.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (от лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к определенным потребностям или осознанные потребности, имеющие для людей важное значение.

Интересы зависят от социального положения человека и являются побудительными стимулами в различных видах деятельности.

Интересы классифицируются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные); по направленности (экономические, политические, социальные, духовные); по степени осознанности и возможности осуществления (реальные и мнимые).

Следует отличать интерес от склонности. Интерес — направленность на предмет; склонность — направленность на определенную деятельность.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, условия выполнения успешной деятельности.

Различают общие (интеллектуальные) и специальные способности (например, музыкальный слух и пр.). Способности нельзя свести просто к знаниям и умениям, т. к. они проявляются в том, насколько успешно (быстро и качественно) при прочих равных условиях человек осваивает ту или иную деятельность. Выделяют различные уровни развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.

Способности личности могут изменяться, развиваться, поэтому их можно рассматривать и как предпосылку, и как продукт деятельности. В этом состоит взаимосвязь способностей человека и деятельности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]