Тема 5. Экономическая сфера жизни общества - ОТВЕТЫ

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Тема 5. Экономическая сфера жизни общества - ОТВЕТЫ

Часть 1


№ задания

Ответ

1

1

2

1

3

2

4

2

5

2

6

2

7

3

8

4

9

4

10

4

11

1

12

3

13

3

14

3

15

3

16

2

17

4

18

4

19

3

20

2

21

4

22

3

23

2

24

2

25

2

26

4

27

3

28

3-

29

1

30

3

31

1

32

1

33

4


Часть 2


№ задания

Ответ

1

Экономика

2

Общественных

3

2, 3, 6, 8

4

Спросом

5

4, 1, 2, 3

6

1, 3, 5

7

1, 2, 5

8

Поддержка конкуренции или антимонопольное законодательство

9

2, 1, 2, 2, 1, 1


Часть 3


1. Определите, о предприятии какой формы собственности идет речь в следующем примере, и назовите права его работников: «Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения».

Ответ:

• в приведенном примере говорится об акционерном обществе;

• права работников акционерного общества следующие: на получение доходов предприятия; участие в делах предприятия; при этом процентная ставка дохода зависит от количества приобретенных акций.


2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики. Ответ обоснуйте.

Ответ: 1, 2, 3, 5.

п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т. е. стремление производителя к улучшению качества продукции и уменьшению затрат на него для получения большей прибыли;

п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции;

п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям;

п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя.

Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.


3. «Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард).

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

Ответ:

В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств.

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

Ответ:

Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей.

3) Каковы методы конкуренции в условиях рыночной экономики?

Ответ:

• ценовая — ведется посредством «сбивания» цен;

• неценовая — усовершенствование техники и организации производства, снижение стоимости, повышение качества производства.

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

Примеры должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.


4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, — экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней — корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

1) Какая проблема поднята в этом споре?

Ответ:

В споре поднята проблема взаимосвязи двух сфер жизни общества — экономической и духовной.

2) Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему? Ответ:

Например, дан ответ, что в данном споре прав второй оппонент, так как, «если забросить культуру», произойдет общая деградация общества и не для кого будет производить продукцию.

Возможен другой вариант ответа с аргументацией.

3) Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.

4) Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

Ответ:

Например, паровоз отца и сына Черепановых в крепостной, необразованной России надолго был забыт.

Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.


5. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

Ответ:

• общество и разделение труда;

• производство и разделение труда;

• работник и разделение труда.

2) Какие три последствия, по мнению автора, имеет углубление разделения труда?

Ответ:

• рост производительности труда;

• увеличение объемов производства;

• рост благосостояния граждан;

• рост квалификации работников.

3) Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее в ней развито разделение труда.

Могут быть приведены примеры:

• отделение профессий и специальностей друг от друга;

• повышение производительности труда;

• внедрение новой техники и технологий.

4) На основе авторского текста и знаний курса назовите три фактора, влияющие на производительность труда.

Ответ:

• уровень квалификации работников;

• технический прогресс;

• разделение труда.


6. Укажите три способа! преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

Ответ:

• различные формы приватизации и собственности;

• демократизация управления производством;

• гуманизация условий труда.

Могут быть названы другие способы отчуждения работника от собственности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]