Тема 6. Социальные отношения - ОТВЕТЫ

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Тема 6. Социальные отношения - ОТВЕТЫ

Часть 1


№ задания

Ответ

1

1

2

4

3

1

4

4

5

4

6

2

7

3

8

4

9

4

10

1

11

3

12

2

13

3

14

3

15

3

16

2

17

1

18

4

19

2

20

3

21

1

22

3

23

3

24

4

25

3

26

1


Часть 2


№ задания

Ответ

1

Социальная мобильность

2

Нация

3

Социальные нормы

4

4, 3, 2, 1

5

2, 3, 1

6

1, 4, 5

7

Страта

8

2, 1, 6, 3, 5, 4, 7


Часть 3


1. Какие социальные санкции существуют?

Ответ:

• формальные и неформальные;

• позитивные и негативные.


2. Прочитайте высказывание и выполните задания: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности — мужчины и женщины, и еще — семьи» (М. Тэтчер).

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

Ответ:

М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Ответ: да.

• общество — результат взаимодействия людей;

• безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они — результат антропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность;

• семья — первичная основа любого общества, обеспечивающая его воспроизводство.

Могут быть приведены другие формулировки, не противоречащие суждению.

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

Ответ:

Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

Ответ:

Семья в любом обществе занимает особое положение уже потому, что она является одновременно малой социальной группой и социальным институтом.

В строгом смысле семья — это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей..

В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.

Функции семьи как социального института вытекают из ее определения:

• дисциплинирование, воспитание и образование своих членов;

• религиозное влияние;

• подготовка к производственной деятельности;

• наделение наследственными статусами: национальностью, полом;

• эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональное общение, защищенность своих членов.

Семья была единственным социальным институтом в первобытном обществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном все свои основные функции.

Могут быть приведены другие формулировки, не искажающие смысла проблемы.


3. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

Ответ:

• в традиционных обществах молодежь не востребована — «потерянное поколение», так как «традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений» и опасаются «стихии молодежи»;

• в динамичных обществах молодежь используется как «интеллектуальный и энергетический резерв», т. е. резерв обновления общества.

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

Ответ:

Основную социальную функцию молодежи автор видит в осуществлении «проектов будущего», социальных перемен, задуманных старшим поколением.

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

Ответ:

Автор называет активность молодежи, непривязанность к прошлому, а отсюда — открытость к переменам.

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

Ответ:

Российская молодежь живет в динамичном обществе — обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.

Примеры могут быть приведены любые, в соответствии с суждениями.


4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»,

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

Ответ:

«... политика ... направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»?

Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обществоведческого курса. Например: «достойная жизнь» и «свободное развитие» предполагают наличие правового государств, т.е. верховенство закона, единого для всех; защиту старости, детства; социальную справедливость и т. д.

3) Какие направления социально-экономической политики могут обеспечить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

Ответ:

• обеспечение политической и экономической независимости личности;

• демократические формы правления;

• равенство граждан перед законом;

• приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятельности;

• налоговая политика;

• защита интересов незащищенных категорий населения.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направления, и приведите к ним примеры из жизни современного российского общества.

Ответ:

Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоятельные примеры, отвечающие содержанию вопроса:

• несоответствие декларированных положений реальному положению дел в социально-экономической сфере;

• межнациональные конфликты;

• социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т. д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социальных проблем;

• сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;

• производственные отношения в нашей стране в государственных учреждениях и бюджетной сфере остаются вялыми, выжидательными. В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточно сформированной юридической базой;

• в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране слабозащищенным категориям населения стали недоступны некоторые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет высокий уровень,, отвечая сиюминутным требованиям.






Для любых предложений по сайту: [email protected]