Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Тренировочные задания - Урок 3 - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполненного вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. 1. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к
1) пролетариям
2) социальным низам
3) «синим воротничкам»
4) маргиналам
2. Циркуляр о «кухаркиных детях», изданный в России при императоре Александре III и рекомендовавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», объективно способствовал
1) смягчению социального неравенства
2) увеличению вертикальной мобильности
3) росту горизонтальной мобильности
4) уменьшению вертикальной мобильности
3. В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие цели вы как член семьи ставите перед собой?» Результаты опроса представлены в диаграмме.
— выжить
— жить не хуже других семей страны М.
— жить лучше других семей страны М.
— жить так, как средняя семья в современной развитой стране
— жить лучше, чем средняя семья в современной развитой стране
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме?
1) Большинство опрошенных находится ниже черты бедности.
2) Более половины опрошенных сравнивает своё материальное положение с другими жителями страны М.
3) Большинство опрошенных ориентировано на стандарты потребления современных развитых стран.
4) В стране М. увеличилась численность среднего класса.
4. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются
1) этнической общностью
2) малой группой
3) социальным слоем
4) организацией
6. Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
1) территориальному
2) этническому
3) стратификационному
4) конфессиональному
7. Укажите, по каким значимым признакам может быть выделена социальная группа?
1) возраст, профессия, доход, образование
2) пол, возраст, физические особенности организма, доход
3) пол, физические особенности организма, профессия, доход
4) физические особенности организма, темперамент, способности
8. Верны ли следующие суждения об основаниях выделения социальных групп?
А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.
Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Для молодёжи как особой социальной группы характерно
1) отрицательное отношение к новациям
2) наличие большого жизненного опыта
3) стремление к изменению своего статуса
4) отсутствие социального оптимизма
10. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль
1) избирателя
2) участника общественного референдума
3) военнослужащего срочной службы
4) члена неформальной группы
11. О каком типе самодеятельности молодёжи идёт речь в следующем отрывке: «Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям, как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, причёске, так и в духовных — искусстве, науке. Происходит „вызов” агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя „заметили”»?
1) эпатажном
2) альтернативном
3) социальном
4) политическом
12. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодёжи?
А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. К этносоциальным группам относятся
1) сословия
2) касты
3) народности
4) классы
14. Среди студентов вузов был проведён анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
1) демографической
2) этнической
3) профессиональной
4) экономической
15. При заполнении анкеты гражданин написал, что его национальность — татарин. Таким образом он определил свою принадлежность к общности
1) демографической
2) этнонациональной
3) территориальной
4) профессиональной
16. Верны ли следующие суждения об этносе?
А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса — общность территории.
Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения его территории политико-государственными границами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Что из перечисленного отражает тенденцию к межнациональной интеграции в обществе?
1) сепаратизм
2) сближение народов
3) национальная изоляция
4) национальная дифференциация
18. Представители одной этнической общности объявили о своём стремлении создать суверенное государство. Это проявление
1) межнациональной интеграции
2) культурной глобализации
3) межнациональной дифференциации
4) экономического сотрудничества
19. Политическая партия «К.» в своей программе заявила, что причина всех существующих проблем страны заключается в наличии людей другой национальности, которые препятствуют её успешному развитию. Какую идеологию проповедует политическая партия «К.»?
1) интернационализм
2) патриотизм
3) национализм
4) шовинизм
20. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Демократическое общество создаёт правовую основу предотвращения межнациональных конфликтов.
Б. В многонациональном обществе существует опасность перерастания экономических противоречий в межнациональные конфликты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Национальная политика — это
1) целенаправленная деятельность по регулированию этно- политических процессов
2) совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей
3) совокупность основных целей, принципов и мероприятий органов государственной власти, направленных на реализацию социальных прав граждан, предусмотренных конституцией
4) совокупность мер, направленных на реализацию политических прав молодёжи
22. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений государственной национальной политики РФ?
1) в органах государственной власти республик, входящих в состав России, национальный язык употребляется наряду с государственным языком РФ.
2) вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов данного национального образования.
3) РФ гарантирует права только тех коренных народов, численность которых превышает 10 тыс. человек.
4) предоставление льгот при поступлении в вузы представителям коренного населения.
23. Какую тенденцию в развитии межнациональных отношений иллюстрирует углублённое изучение национального языка в школах субъекта федерации?
1) сохранение этнического своеобразия
2) преодоление социальной дифференциации
3) межнациональную интеграцию
4) ослабление социальной мобильности
24. Верны ли следующие суждения о принципах государственной национальной политики в России
А. К основным принципам государственной национальной политики в России относится запрет на развитие национальных культур и языков входящих в её состав народов.
Б. К основным принципам государственной национальной политики в России относится ограничение прав буддистов и мусульман по признаку религиозной принадлежности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25. К позитивным функциям социальных конфликтов относится
1) дезорганизация социальной жизни
2) создание стрессовых ситуаций
3) стимулирование социальных изменений
4) разрушение социальной системы
26. В школе возник конфликт между директором и учителем: учитель полагает, что директор предъявляет к нему завышенные требования, а директор убеждён, что учитель не желает работать в полную силу. Это пример конфликта
1) внутри личностного
2) межличностного
3) межгруппового
4) этнического
27. В затянувшемся конфликте между двумя банками генеральный директор А. выразил готовность решать возникшую проблему путём предоставления своему оппоненту необходимой информации и помощи. Какое поведение во время конфликта иллюстрирует этот пример?
1) давление
2) психологическое насилие
3) физическое насилие
4) дружелюбие
28. Верны ли следующие суждения об условии, способствующем успешному разрешению социальных конфликтов?
А. Условием, способствующим успешному разрешению социальных конфликтов, является своевременный и точный диагноз их причин.
Б. Условием, способствующим успешному разрешению социальных конфликтов, является обоюдная заинтересованность конфликтующих сторон в преодолении противоречий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
29. Эстетические нормы
1) закреплены в официальных документах
2) обеспечены силой государственного принуждения
3) отражают представления о прекрасном и безобразном
4) представлены религиозными запретами и предписаниями
30. В книге «Поучение детям» великий князь киевский Владимир Мономах наказывал отрокам: «Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться...» Этот фрагмент является примером
1) социального статуса
2) социальной роли
3) социальной санкции
4) социальной нормы
31. Древнегреческий поэт Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!» Это высказывание — пример нормы
1) эстетической
2) религиозной
3) нравственной
4) правовой
32. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах.
Б. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
33. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность — это
1) социальный статус
2) социальный контроль
3) социальная норма
4) социальная санкция
34. 10 августа 1792 г. Законодательное собрание Франции отрешило короля Людовика XVI от власти и заключило его в тюрьму. Это пример проявления санкций
1) формальных позитивных
2) формальных негативных
3) неформальных позитивных
4) неформальных негативных
35. Слава и почёт — это пример применения санкций
1) неформальных позитивных
2) формальных позитивных
3) неформальных негативных
4) формальных негативных
36. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?
А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.
Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
37. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется
1) необходимостью
2) достоинством
3) свободой
4) ответственностью
38. Если человек сталкивается с гражданской необходимостью отвечать за свои действия, поступки, то это называется
1) выбором
2) свободой
3) ответственностью
4) достоинством
39. Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями, характеризует
1) фатализм
2) волюнтаризм
3) объективный идеализм
4) диалектический материализм
40. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. По мере развития человеческой свободы ответственность личности усиливается.
Б. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с самой личности на коллектив людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
41. Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется
1) конформистским
2) девиантным
3) неформальным
4) делинкветным
42. Молодой талантливый актёр, стремящийся к популярности, имеет обыкновение носить странные необычные наряды. Это пример иллюстрирует поведение
1) соответствующее обычаям
2) нарушающее нормы права
3) негативное отклоняющееся
4) позитивное отклоняющееся
43. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Какое поведение иллюстрирует этот пример?
1) соответствующее традициям
2) позитивное отклоняющееся
3) соответствующее обычаям
4) негативное отклоняющееся
44. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.
Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
45. Социальная роль — это
1) социальное положение человека в обществе
2) изменение положения личности в социальной структуре
3) определённая модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих
4) права личности
46. Когда родители запрещают детям возвращаться домой после 11 часов вечера, контролируют процесс подготовки уроков, то они выполняют
1) социальное предписание
2) социальное обязательство
3) социальную роль
4) социальный заказ
47. Гражданин М. известен как тихий, добрый человек, готовый выполнять любые капризы своих родственников. При этом он является большим начальником и очень строг по отношению к подчинённым. Эта ситуация является примером
1) конфликта социальных ролей
2) межличностного конфликта
3) несовпадения статусов
4) десоциализации
48. Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.
Б. Для каждого статуса характерно выполнение только одной социальной роли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
49. Определение: «Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе» относится к понятию
1) адаптация
2) воспитание
3) социализация
4) образование
50. Процесс социализации индивида продолжается
1) с рождения до 7 лет
2) с рождения до 18 лет
3) с рождения до 30 лет
4) всю жизнь
51. К агентам первичной социализации относится
1) приходящая няня
2) директор школы
3) милиционер
4) священник
52. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.
Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
53. Что характеризует репродуктивную функцию семьи?
1) воспитание детей в традициях семьи
2) опека над малолетними и престарелыми
3) воспроизводство населения
4) создание благоприятного психологического климата в семье
54. В стране Д. социологической службой был проведён опрос 30-летних мужчин и женщин. Им задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?»
Результаты опроса представлены в гистограмме.
— у всех членов семьи равные права
— муж
— жена
— старшие родственники
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в гистограмме?
1) Женщины в большей степени, чем мужчины, стремятся к партнёрским отношениям в семье.
2) Женщины предпочитают заниматься исключительно домашним хозяйством.
3) Большинство опрошенных является сторонниками патриархальной семьи.
4) Среди опрошенных большинство имеют сторонники главенствующей роли мужчины в семье.
55. Взрослая внучка Л. ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
1) воспитательную
2) социального контроля
3) хозяйственно-бытовую
4) социально-статусную
56. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья является одним из институтов социализации подрастающего поколения.
Б. Основой семьи может стать брак или кровное родство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
В1. 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:________________
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:________________
3. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Виды социальной мобильности
Наименование вида |
Его сущность |
Внутрипоколенная |
Изменение статуса в рамках одного поколения |
... |
Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм») |
Ответ:________________
В2. 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма».
1) Санкция; 2) социальный контроль; 3) традиция; 4) социальная общность; 5) социальная мобильность; 6) самоконтроль.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «национальная политика».
1) Ассимиляция; 2) стратификация; 3) дискриминация; 4 ) расизм; 5) ролевой набор; 6) этническая чистка.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт».
1) Спор; 2) пособник; 3) партнёрство; 4) противоречие; 5) подстрекатель; 6) маргинальность.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В3. 1. Установите соответствие между видами социальной мобильности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ А) увольнение работника Б) переход из православной религиозной группы в католическую В) токарь стал инженером Г) международный туризм Д) переход с одного предприятия на другое |
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 1) вертикальная 2) горизонтальная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ А) закреплены в принимаемых государственными органами актах Б) обеспечиваются общественным мнением В) основаны на понимании добра и зла Г) обеспечены государственным принуждением Д) обязательно имеют формальную определённость |
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 1) моральные 2) правовые |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
3. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОЗИТИВНЫХ САНКЦИЙ A) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ» Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег B) научный сотрудник Б. получил на заводе премию за своё изобретение Г) исследователю Л. присудили учёную степень доктора исторических наук Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты |
ПОЗИТИВНЫЕ САНКЦИИ 1) формальные 2) неформальные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
B4. 1. Найдите в приведённом ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уровень доходов
2) место в системе общественного производства
3) отношение к средствам производства
4) основные черты образа жизни
5) роль в общественной организации труда
6) социальный престиж
Ответ:_____________________ .
2. Найдите в приведённом ниже списке причины групповой социальной мобильности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальное происхождение
2) социальная революция
3) смена политического режима
4) уровень образования
5) гражданская война
6) социальный статус семьи
Ответ:______________________ .
3. Найдите в приведённом ниже списке формы межнациональной дифференциации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) протекционизм в экономике
2) транснациональные корпорации
3) национализм в различных формах и проявлениях
4) таможенные союзы
5) самоизоляция
Ответ:______________________ .
В5. 1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (Б) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (В) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Г) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (Б) Социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (В) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (Г) Представляется, что именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей поожение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн. человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (Б) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (В) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (Г) Тем не менее ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трёх-четырёх лет.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
В6. 1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на ____________ (А) и/или кровном родстве малая ____________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ____________ (В) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный ____________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (Д), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определённых норм и ____________ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) ценность
2) брак
3) социализация
4) коллектив
5) обязанность
6) институт
7) родитель
8) группа
9) любовь
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Понятия „____________ ” (А) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ____________ (Б) главное основание объединения людей в одну ____________ (В) — кровнородственные связи и общее ____________ (Г). С возникновением государств появляются ____________ _________ (Д), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются ____________ (Е) — этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, единое чувство судьбы”».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) происхождение
2) племя
3) общность
4) нация
5) народ
6) народность
7) национальность
8) раса
9) диаспора
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____________ (А), т. е. сохранению сплочённости в обществе. Во-вторых, служат своеобразными ____________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____________ (В). В-третьих, способствуют ____________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвёртых, обеспечивают ____________ (Д) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы-____________ (Е) и запрет».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) стабильность
2) санкция
3) эталон
4) идеал
5) контроль
6) интеграция
7) предписание
8) управление
9) группа
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В7. 1. Менеджер Н. перешёл работать в более крупную фирму, находящуюся в другом городе, на должность топ- менеджера. Выберите из приведённого ниже списка характеристики социальной мобильности, отражающие данную ситуацию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вертикальная нисходящая
2) межпоколенная
3) горизонтальная
4) структурная
5) вертикальная восходящая
6) индивидуальная
Ответ:_____________________ .
2. Компания друзей организовала клуб любителей песенного творчества Димы Билана, в основе которого лежали личные интересы и непосредственное взаимодействие. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) неформальная группа
2) вторичная группа
3) малая группа
4) номинальная группа
5) первичная группа
6) официальная группа
Ответ:_____________________ .
3. Семья Г. представляет собой супружескую пару с пятью детьми. Все обязанности по дому супруги выполняют совместно, привлекая к этой работе детей. Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств — таков стиль отношений в семье Г. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малодетная
2) коллективистская
3) расширенная
4) демократическая
5) традиционная
6) нуклеарная
Ответ:_____________________ .
В8. 1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Племя; 2) нация; 3) род; 4 ) народность; 5) этнос.
Ответ:_____________________ .
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Этническое смешивание; 2) межнациональные отношения; 3) культурный плюрализм; 4) этническое поглощение; 5) этнический конфликт.
Ответ:_____________________ .
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Адаптация; 2) общение; 3) обучение; 4) социализация; 5) самовоспитание.
Ответ:_____________________ .
Часть 3
Для ответов на задания этой части (C1—С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него.
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.
«Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <...>
Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...>
Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <...>
Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости (Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 30-33.).
С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.
С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.
С3. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.
С4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.
С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.
2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о квазигруппе.
3. Укажите любые три фактора, влияющие на социальную мобильность.
С6. 1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.
3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
С7. 1. В своде законов Киевской Руси — Русской Правде были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о социальных отношениях в обществе и способах их регулирования.
2. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
3. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
С8. 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С9. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведённых высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаётся непреходящим явлением» (Р. Дарендорф).
2. «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).
3. «Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Бауэр).
4. «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов).
5. «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон).
6. «Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от Муравьёв и пчёл» (Г. К. Честертон).