Вариант 6 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

Вариант 6 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Часть 1

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

народная

11

135

2

познавательнаядеятельность

12

15

3

24

13

13

4

234

14

22211

5

21122

15

1456

6

14

16

15

7

14

17

134

8

21212

18

12212

9

23

19

46

10

25

20

928654

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. Какие вопросы семейных правоотношений могут быть зафиксированы в брачном договоре? Какие стороны семейных отношений брачный договор не может регулировать?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: в брачном договоре могут быть зафиксированы только имущественные отношения супругов;

2) ответ на второй вопрос: брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения.


Даны правильные ответы на оба вопроса

2

Дан ответ на один из вопросов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Как брачный договор может изменить установленный законом режим совместной собственности супругов? Проиллюстрируйте свой ответ примером.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос:

- брачный договор может установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имеющееся и будущее имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов;

2) пример-иллюстрацию, допустим:

- “Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, а также проценты по ним являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того супруга, на имя которого они сделаны”;

- “Акции или другие ценные бумаги, приобретенные во время брака, а также дивиденды по ним принадлежат во время брака и в случае его расторжения тому из супругов, на имя которого из супругов оформлено приобретение акций и других ценных бумаг”.


Дан и проиллюстрирован ответ на вопрос

2

Дан ответ на вопрос без иллюстрации.

ИЛИ Ответ на вопрос не дан, но понятен по приведенной иллюстрации (примеру)

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. Как вы думаете, почему заключение брачного договора является распространенной практикой в западных странах? Кого и почему, по вашему мнению, заключение брачного договора может настораживать?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:

- существует достаточная правовая грамотность населения: люди знают свои права и обязанности;

- у людей есть в собственности определенное имущество, которым они желают распоряжаться по своему усмотрению, независимо от воли другого супруга;

- существует доверие к документальному закреплению соглашений;

- люди понимают возможность отстаивания своих прав в суде.

2) указание лиц, которых брачный договор может насторожить, например: “Брачный договор может насторожить людей, недостаточно просвещенных в правовом отношении, не понимающих преимуществ брачного договора, либо скрывающих от супруга или супруги свои настоящие намерения”; пояснение (указание причины), например: “Недостаточно просвещенные в правовом отношении люди могут связать заключение брачного договора и оговариваемые в нем условия на случай развода как нежелание супруга или супруги строить крепкую семью на всю жизнь”; “Супруг или супруга, имеющие скрытые намерения, могут рассматривать брак как путь к обогащению, а не к созданию семьи, а брачный договор мешает реализации их планов”.


Приведены три элемента ответа

3

Приведены два элемента ответа

2

Приведен один элемент ответа

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. В чем лично вы видите преимущества заключения брачного договора? Сформулируйте три таких преимущества.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать указания на преимущества заключения брачного договора, например:

1) требования, касающиеся формы брачного договора, позволяют предотвратить нарушение имущественных прав каждого из супругов;

2) условия договора позволяют предотвратить нарушение имущественных прав нетрудоспособного, нуждающегося супруга;

3) условия договора позволяют сохранить определенную стабильность в обеспечении имущественных прав супругов и их уверенность в своем материальном положении.


Сформулированы три преимущества

3

Сформулированы два преимущества

2

Сформулировано одно преимущество

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “познание”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах знаний, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов знаний.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: “получение человеком нового знания, открытие неизвестного ему ранее”; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах знаний, опирающейся на знания курса, например: “К видам знаний относят теоретическое (научное) знание, народную мудрость, знание, полученное на основе повседневного опыта, а также на основе восприятия художественных образов”;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах знаний.)

3) одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов знаний, например: “Знание, полученное на основе повседневного опыта (обыденно-практическое знание), носит несистемный, бездоказательный, как правило, бесписьменный характер, помогает человеку ориентироваться в окружающем мире и обычно содержит ошибки, противоречия”.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности одного из видов знаний.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании


Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

3

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

2

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

1

Максимальный балл

3

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три недостатка рыночной системы хозяйствования.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы недостатки:

1) рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям (неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции; чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство);

2) рыночный механизм в большинстве случаев не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов (увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха; целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники);

3) рынок не обладает способностью нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов (разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными; капитал 36 сверхбогатых людей России составлял в 2009 г. 24% ВВП РФ);

4) рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения (уровень безработицы в стране Z увеличился до 7%).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие недостатки, приведены иные примеры.


Названы и проиллюстрированы три недостатка

3

Названы два-три недостатка, два из которых проиллюстрированы примером.

ИЛИ Названы два недостатка, приведены три примера

2

Названы один-три недостатка, один из которых проиллюстрирован примером.

ИЛИ Назван один недостаток, приведены два-три примера.

ИЛИ Названы только три недостатка

1

Названы только один-два недостатка.

ИЛИ Приведены только один-три примера.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

27. Наука считает, что человек — это существо открытое. Его цели, желания, возможный образ и путь жизни определяются и даже формируются не видовой программой, а социальной средой. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ может содержать обоснования:

1) образ жизни человека, его привычки, режим, отношение к своему здоровью зависит от того, что принято в семье, социальной группе, в которых он находится;

2) цели и желания людей (детей, подростков и взрослых) нередко возникают на основе примеров (наподобие целей и желаний представителей близкого социального окружения);

3) выбор профессии и, как следствие, жизненный путь нередко связаны с представлениями о потребностях общества и с ожидаемым материальным вознаграждением за труд.

Могут быть приведены иные обоснования


Приведены три обоснования

3

Приведены два обоснования

2

Приведено одно обоснование

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Политические партии и политические системы”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Политическая партия — один из центральных компонентов политической системы

2. Функции политических партий в обществе:

а) выражение, отстаивание и защита интересов социальных групп и слоев;

б) интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей;

в) мобилизация членов общества для решения важных социальных задач;

г) разработка идеологии;

д) формирование общественного мнения;

е) борьба за государственную власть и участие в политическом управлении:

ж) подготовка кадров для политических институтов и др.

3. Партийные системы:

а) однопартийные системы;

б) многопартийные системы;

в) двухпартийные системы;

г) системы с доминирующей партией.

4. Типологии политических партий:

а) по идеологической ориентации (либеральные, консервативные, коммунистические и др.);

б) по территориальному признаку (федеральные, региональные и др.);

в) по участию во власти (правящие и оппозиционные);

г) по организационному строению (кадровые и массовые);

д) по методам достижения целей (революционные и реформистские);

е) по отношению к закону (легальные и нелегальные);

ж) по социальной базе (рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.).

5. Стремление партий обеспечить себе поддержку народа (от включения в состав новых членов до формирования широкого круга сочувствующих).

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.



Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.


Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Баллы

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

3

Два пункта детализированы в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

2

ИЛИ

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

1

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы


Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу


Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу


Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

0

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

3

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков” (В.О. Ключевский).

29.2

Экономика

“Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают” (Ф. Хайек).

29.3

Социология, социальная психология

“Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью” (А. Эйнштейн).

29.4

Политология

“Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном полную свободу занятий, и не отнимая у них ими заработанный хлеб” (Т. Джефферсон).

29.5

Правоведение

“Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек” (Из римского права).






Для любых предложений по сайту: [email protected]