Вариант 7 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

Вариант 7 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Часть 1

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

наука

11

23

2

социальныйопыт

12

12

3

67

13

15

4

123

14

21112

5

21223

15

236

6

156

16

24

7

14

17

135

8

23134

18

12211

9

234

19

16

10

15

20

961752

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. Какому виду познания посвящен текст? Какие особенности этого вида знания описывает автор? Укажите любые две таких особенности.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: социальному познанию;

2) две особенности социального познания:

- исследователь процессов одновременно является и их участником;

- ограниченное применение в социальных науках некоторых методов, на которых базируется естественнонаучное знание.


Дан правильный ответ и указаны две особенности

2

Дан правильный ответ и указана одна особенность

1

Дан только ответ.

ИЛИ Указана только одна особенность.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Почему в социальном познании исследователю сложно быть объективным? Укажите две причины, названные автором.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие причины:

1) в социальном знании исследователь может быть связан с предметом исследования экономическими, политическими и прочими интересами;

2) все мы — люди определенной культуры, определенного мировоззрения, и поэтому понимание чужой культуры может вызывать затруднения.

Причины могут быть приведены в другой формулировке


Указаны две причины

2

Указана одна причина

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. Что дает исследованию естественнонаучный эксперимент? Чем он отличается от социального? С опорой на собственный опыт покажите это различие на примере.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: эксперимент способствует открытию новых данных и подтверждает ранее высказанные предположения;

2) отличие: информация, которую несет эксперимент, имеет постоянный характер, реальность не меняется в связи с его проведением;

3) пример, допустим, многократной фиксации одних и тех же процессов, подтверждающих, скажем, действие силы тяжести

ИЛИ закона Архимеда.



Представлены три элемента ответа

3

Представлены два элемента ответа

2

Представлен один элемент ответа

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. Автор утверждает, что историки, работая со свидетельствами очевидцев, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы. Почему это необходимо? Приведите два пояснения своего ответа.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: необходимость может быть связана с предвзятостью или субъективным характером свидетельств;

2) два пояснения, например:

- об одном и том же событии разные люди могут вспоминать по-разному из-за особенностей их памяти;

- отдельные события, факты, действия люди могут обойти вниманием, скрыть из-за стремления выгородить себя.

Пояснения могут быть даны на уровне примеров (в том числе из детективов-расследований — книг и экранизаций).


Дан ответ и приведены два пояснения

3

Дан ответ и приведено одно пояснение

2

Дан только ответ.

ИЛИ Приведено только одно пояснение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правительство”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о функциях правительства, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности формирования правительства в демократических государствах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: “высший исполнительный орган государственного управления”;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о функциях правительства, опирающейся на знания курса, например: “Правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами, государственным аппаратом, законодательную деятельность (принятие подзаконных актов), выполнение бюджета”;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о функциях правительства.)

3) одно предложение, раскрывающее особенности формирования правительства в демократических государствах, например: “В странах с парламентской и смешанной формами правления правительство формируется совместно парламентом и главой государства, в президентских республиках исполнительную власть возглавляет президент и применяется так называемый внепарламентский способ формирования правительств”.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности формирования правительства в демократических государствах.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании



Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

3

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

2

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

1

Максимальный балл

3

26. Слово “общество” используется для обозначения всех существующих и существовавших социально-исторических организмов вместе взятых, а также конкретных социально-исторических образований (стран) и тех или иных организаций. Приведите по два примера использования понятия “общество” в каждом из этих трех значений.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть приведены примеры использования понятия:

1) в значении существующих и существовавших социально-исторических организмов: человеческое общество, человечество;

2) в значении конкретных социально-исторических образований (стран): английское, польское;

3) в значении тех или иных организаций: “Общество соединенных славян”, “Южное общество”, “Философское общество”, “Общество охраны памятников истории и культуры” и т.д.

Могут быть приведены иные примеры


Приведены по два примера в каждом из трех значений

3

Приведены по два примера в двух (одном) значениях(-ии) и один пример в двух (одном) значениях(-ии)

2

Приведено по одному примеру в каждом значении.

ИЛИ Приведены по два примера только в двух значениях

1

Приведен один пример в одном из значений.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

27. За сорок лет с 1950 по 1990 год производство зерна в мире увеличилось в три раза: с 630 до 1970 млн тонн. При этом посевные площади не увеличились. К 2025 году ожидается мировое производство зерна на уровне 4000 млн тонн. О каком пути развития сельскохозяйственного производства говорят эти данные? По какому признаку вы это определили? Укажите любой другой признак данного пути экономического развития.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: данные говорят об интенсивном пути;

2) ответ на второй вопрос: это можно определить на основе данного в условии положения “посевные площади не увеличились”;

3) признак, например: улучшение качества продукции, снижение издержек производства и др.



В ответе присутствуют все три элемента

3

В ответе присутствуют два элемента

2

В ответе присутствует только один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальная мобильность и ее значение для личности и общества”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Социальная мобильность - перемещение из одной социальной группы в другую.

2. Виды социальной мобильности:

а) горизонтальная и вертикальная (нисходящая и восходящая);

б) индивидуальная и групповая;

в) межпоколенная и внутрипоколенная.

3. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:

а) низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;

б) высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.

4. Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности (мотив получения образования, профессиональной квалификации и др.).

5. Свободное перемещение в социальном пространстве — фактор развития общества (удовлетворение потребностей социально-экономического и научно-технического развития, обеспечение притока высокообразованных специалистов и профессионалов, способных “генерировать идеи”, решать задачи управления общественными процессами).

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.


Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы


Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Баллы

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

3

Два пункта детализированы в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

2

ИЛИ

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

1

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы


Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу


Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу


Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

0

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

3

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет” (Д.С. Лихачев).

29.2

Экономика

“В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда” (Ш.Л. Монтескье).

29.3

Социология, социальная психология

“Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель” (Э. Фромм).

29.4

Политология

“Политика, по крайней мере, в части привлечения голосов избирателей, представляет собой искусство тонко рассчитанного обмана или, точнее сказать, искусство лгать и при этом не быть пойманным на лжи” (Д. Шлесинджер).

29.5

Правоведение

“Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека” (К.Д. Ушинский).






Для любых предложений по сайту: [email protected]