Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
Вариант 8 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
материальная |
11 |
234 |
2 |
современноеобщество |
12 |
235 |
3 |
14 |
13 |
134 |
4 |
345 |
14 |
11221 |
5 |
43212 |
15 |
36 |
6 |
23 |
16 |
123 |
7 |
345 |
17 |
24 |
8 |
11234 |
18 |
11221 |
9 |
35 |
19 |
1236 |
10 |
45 |
20 |
419785 |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
21. Назовите два пути развития земледелия, которые сравнивает автор. Какой из них в настоящее время является основным? Сформулируйте в одной фразе его отличительную особенность.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: интенсивный путь развития земледелия и экстенсивное земледелие; 2) ответ на второй вопрос: основным является интенсивный путь; 3) особенность: основная доля урожая формируется не за счет естественного плодородия почв, а за счет более качественной обработки почв и выращиваемых на них культур. Особенность может быть указана в другой форме |
|
Присутствуют три элемента ответа |
2 |
Присутствуют один-два элемента ответа |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. Назовите любые три фактора повышения сельскохозяйственного производства, указанные в тексте.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать факторы, например: 1) интенсификация и оптимизация питания почв; 2) использование удобрений и средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней; 3) использование интенсивных сортов и семян высоких кондиций; 4) совершенствование агротехнологии. |
|
Указаны три фактора |
2 |
Указаны один-два фактора |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. О каком вкладе науки в решение продовольственной проблемы говорится в тексте? В какой роли выступила аграрная наука по отношению к сельскому хозяйству? Приведите любой собственный пример реализации наукой данной роли.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сказано, что наукой были найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия; 2) сказано, что наука выступила в роли производительной силы; 3) приведен пример, допустим: на основании научных знаний созданы и постоянно создаются новые материалы с заданными свойствами. |
|
Присутствуют три элемента ответа |
3 |
Присутствуют два элемента ответа |
2 |
Присутствует один элемент ответа |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Автор связывает перспективы интенсификации с технологической революцией, которую переживает хозяйство экономически развитых стран Запада. Опираясь на собственные знания и социальный опыт, укажите, в чем эта революция проявляется. (Назовите любые три проявления.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ может содержать проявления: 1) использование достижений биотехнологии в сельском хозяйстве; 2) использование информационной технологии в земледелии и животноводстве; 3) выведение растений и пород животных с новыми заданными свойствами на основе новых технологий. Могут быть указаны иные проявления |
|
Указаны три проявления |
3 |
Указаны два проявления |
2 |
Указано одно проявление |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “социальный контроль”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: “механизм поддержания общественного порядка с помощью применения социальных санкций”; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знания, курса, например: “К видам социального контроля можно отнести самоконтроль, осуществляющийся самим человеком, направленный на себя, и внешний контроль, осуществляемый социальными институтами, группами и отдельными личностями”; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социального контроля.) 3) одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля, например: “Внешний контроль бывает формальный, основанный на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации, и неформальный, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также на общественном мнении, которое выражается через обычаи, традиции, средства массовой информации”. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
1 |
Максимальный балл |
3 |
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления роли СМИ в современном обществе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы проявления: 1) информационная роль (передача новостей); 2) экономическая роль (издатель получает деньги от читателей и рекламодателей, платит сотрудникам заработную плату, платит налоги); 3) образовательная роль (детские и тематические издания, познавательные телепрограммы и др.). Могут быть названы и проиллюстрированы другие проявления, приведены иные примеры |
|
Названы и проиллюстрированы три проявления |
3 |
Названы два-три проявления, два из которых проиллюстрированы примером. ИЛИ Названы два проявления, приведены три примера |
2 |
Названы один-три проявления, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Названо одно проявление, приведены два-три примера. ИЛИ Названы только три проявления |
1 |
Названы только один-два проявления. ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27. В ходе судебного разбирательства истец К. отказался от своих притязаний, и судебный процесс прекратился. Опираясь на обществоведческие знания, определите, о каком виде судопроизводства идет речь. По какому признаку это можно установить? Назовите любые два иных признака судопроизводства данного вида.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) вид судопроизводства: гражданский процесс; 2) ответ на вопрос, например: - гражданский процесс в своем возникновении, течении и прекращении зависит от воли лица, просящего о восстановлении попранного гражданского права; - в условии говорится об истце, истец — участник гражданского процесса; 3) признаки судопроизводства данного вида, например: - суд не может выйти за пределы притязаний истца и в своем решении превысить их; - гражданский процесс непосредственной своею целью имеет удовлетворение частных интересов; - суд в ходе гражданского процесса рассматривает лишь те доказательства, которые представлены сторонами, он не добывает их сам. Могут быть приведены иные признаки |
|
Названы вид судопроизводства, указанный в условии признак, два иных признака |
3 |
Названы вид судопроизводства и любые два признака |
2 |
Названы вид судопроизводства и любой один признак |
1 |
Назван только вид судопроизводства. ИЛИ Вид судопроизводства не назван (или назван неверно) при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Научное познание”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Научное познание - один из видов познания объективного мира. 2. Особенности научного познания: а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека); б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы; в) особые процедуры проверки результатов. 3. Уровни научного знания: а) эмпирическое знание; б) теоретическое знание. 4. Методы научного познания: а) научное наблюдение; б) описание; в) классификация; г) научный эксперимент; д) мысленный эксперимент; е) выдвижение гипотез; ж) научное моделирование. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. |
|
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. |
Структура предложенного плана |
Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу |
Корректность формулировок пунктов плана |
Баллы |
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
3 |
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
2 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
1 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Один |
||
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы |
|
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла |
0 |
||
ИЛИ |
|||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы |
|||
Максимальный балл |
3 |
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее” (У. Черчилль). |
29.2 |
Экономика |
“Государственные доходы — это часть, выделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным” (Ш. Л. Монтескье). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок” (А.Н. Толстой). |
29.4 |
Политология |
“Ответственность — это та цена, которую мы платим за власть” (У. Черчилль). |
29.5 |
Правоведение |
“Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой” (Г. Ламенэ). |