ВАРИАНТ 5

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 5

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы познания

Метод познания

Характеристика

...

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях

Выдвижение гипотез

Формулирование предположений для объяснения вновь открывшихся фактов

Ответ: ________________ .

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) территориальная общность; 2) этническая общность; 3) социальная общность; 4) профессиональная общность; 5) религиозная общность.

Ответ: ________________ .

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют определенный тип семьи.

1) нуклеарная; 2) патриархальная; 3) многопоколенная; 4) интегрированном; 5) партнерская; 6) сословная.

Найдите два термина, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс социализации продолжается всю жизнь.

2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию.

3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья.

4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других.

5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.

Ответ: ________________ .

5. Установите соответствие между типами общества и присущими им общими и отличительными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) основывается на ускоренном развитии промышленности

Б) является историческим этапом развития человечества

В) широко используются информационные технологии

Г) развивается как целостная система

Д) производство услуг опережает производство товаров

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

1) общие черты

2) отличительные черты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






6. Елена учится в музыкальной школе. На занятиях она с интересом знакомится с историей музыкального искусства. Какие еще существуют виды искусства? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) археология

2) архитектура

3) графика

4) философия

5) скульптура

6) хореография

Ответ: ________________ .

7. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.

2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.

3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.

4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.

5) Экономика как наука зародилась в античные времена.

Ответ: ________________ .

8. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) экономические пропорции устанавливаются на основе централизованного планирования

Б) экономические потребности населения устойчивы и зависят от социальной принадлежности

В) решения по основным экономическим вопросам принимает государство

Г) производственные технологии не меняются длительное время

Д) цены устанавливаются государством

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) командная экономика

2) традиционная экономика








Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






9. В государстве Z довольно высокий уровень безработицы. Какие категории населения могут быть отнесены к фрикционным безработным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уволившиеся по собственному желанию

2) нашедшие работу, но не приступившие к ней

3) уволенные в связи с падением спроса на их услуги

4) вновь появившиеся на рынке труда и имеющие требуемую квалификацию

5) уволенные в условиях общего спада производства в стране

6) занятые неполный рабочий день

Ответ: ________________ .

10. На графике отражена ситуация на рынке молока и молочных продуктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) появление новых видов молочной продукции

2) установка современного оборудования на предприятиях по переработке молока

3) снижение продуктивности крупного рогатого скота

4) рост популярности молочных продуктов среди населения

5) рост издержек производства молочной продукции

Ответ: ________________ .

11. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.

2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.

3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении.

4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования.

5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.

Ответ: ________________ .

12. В стране Z социологическая служба проводила опросы родителей для выявления отношения к системе школьного образования. Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).

Варианты ответов

1998 г.

2010 г.

Учащиеся получают необходимые знания и навыки

75

48

Система образования не соответствует требованиям современной жизни

25

30

Учебный план школы перегружен

40

47

Ряд важных предметов в школе изучаются недостаточно

34

35

Необходимо шире использовать в преподавании новейшие технические средства

60

43

Увлечение техническими средствами отвлекает от главного в преподавании: доходчивого донесения материала

28

45

Какой вывод можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предлагаемого списка верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных по-прежнему рассматривают образование как основной канал социальной мобильности.

2) Ожидания, связанные с внедрением в обучение технических средств, не во всем оправдались.

3) Большинство родителей заинтересованы в изучении их детьми дополнительных предметов.

4) Необходимо повышать воспитательный потенциал школьного образования.

5) Критическое отношение к результатам школьной подготовки усилилось.

Ответ: ________________ .

13. Выберите верные суждения о политической идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Цель политической идеологии — выявление научной истины.

2) Господство единой политической идеологии присуще всем политическим режимам.

3) Политическая идеология выражает представление о лучшем общественном устройстве, методах социальных преобразований.

4) Наиболее полное представление об идеологии партии дает ее устав.

5) Политическая партия объединяет, как правило, приверженцев одной идеологии.

Ответ: ________________ .

14. Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

А) осуществляет меры по обеспечению обороны страны

Б) назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора

В) назначает на должность и освобождает от нее председателя Центрального банка

Г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства

Д) назначает референдум

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

1) Президент РФ

2) Государственная Дума

3) Совет Федерации

4) Правительство


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






15. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что в государстве Z установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проявляется слабость гражданского общества

2) власть носит публичный характер

3) парламент контролирует деятельность правительства

4) допускается использование силовых структур для удержания власти

5) все стороны жизни подчинены единой идеологии

6) контроль над экономикой полностью централизован

Ответ: ________________ .

16. Что из перечисленного ниже относится, согласно Конституции РФ, к вопросам совместного ведения РФ и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) федеративное устройство и территория РФ

2) установление правовых основ единого рынка

3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

4) общие вопросы воспитания, образования

5) оборона и безопасность

6) уголовное законодательство

Ответ: ________________ .

17. Выберите верные суждения о видах правонарушений и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Действия, нарушающие внутренний распорядок предприятия, относятся к административным правонарушениям.

2) Преступление в отличие от проступка является виновным деянием.

3) Проступки не влекут за собой уголовно-правовых санкций.

4) Неисполнение договорных обязательств относится к гражданским правонарушениям.

5) Проступки в отличие от преступлений обладают меньшей степенью общественной опасности.

Ответ: ________________ .

18. Установите соответствие между гражданским и уголовным процессами и их участниками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ

ГРАЖДАНСКИЙ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕССЫ

А) истец

1) общее в составе участников

Б) свидетели

2) участники только одного процесса

В) понятые


Г) эксперты


Д) обвиняемый


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






19. Что может служить примером административного правонарушения? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Группа молодых людей курила в неположенном месте.

2) Предприятие сорвало поставки оборудования смежникам.

3) Гражданка А. была оштрафована за безбилетный проезд в поезде.

4) Гражданин Д. был уволен из частной фирмы в связи с сокращением штатов.

5) Квартира гражданки М. была обворована.

6) Гражданин Ф. арендовал на лето для своей семьи дачный домик.

Ответ: ________________ .

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

“Массовая культура — особое явление. Ее появление вызвано такими процессами, сопровождающими зарождение индустриального общества, как _______ (А), демократизация и др. К важнейшим источникам формирования массовой культуры можно отнести появление кинематографа, радио, звукозаписи и других средств _______ (Б). Зрителю не требуется особое _______ (В), чтобы воспринимать произведения этой культуры. Вместе с тем массовая культура вводит в действие механизмы, обеспечивающие людям психологическую _______ (Г). Эта культура отвечает _______ (Д) человека массы, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию. В продукции массовой культуры утверждается этика личного успеха, _______, веры в себя”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) индивидуализм

2) разгрузка

3) глобализация

4) образование

5) коммуникация

6) возможность

7) воспитание

8) потребность

9) урбанизация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современных гуманитарных науках понятие “культура” относится к числу фундаментальных. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Так, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся распространением духовных ценностей. Под культурой также понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Есть и понимание культуры как совокупности материальных объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как “вторая природа”, сотворенная самим человеком.

В действительности культура существует в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри эпох — в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными, или этническими, культурами. Совместное долгое проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система — этническая культура данного народа. <...>

Ни одна культура не существует изолированно. На всем протяжении своей истории человечеством было создано огромное количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид деятельности. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение в отношение с другими людьми и в культуру. Были созданы и применяются несколько типов знаков: знаки-копии, которые воспроизводят различные явления действительности, но сами этой действительностью не являются; знаки-сигналы; знаки-символы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы — моральные оценки допустимости тех или иных форм собственного поведения и поведения других людей. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

(А.П. Садохин)

21. В чем проявляется этническая культура народа? Приведите три фактора, способствующие формированию такой культуры.

22. Автор приводит несколько значений понятия “культура”. Укажите наиболее общее из них. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще одно, не упомянутое автором, значение данного понятия.

23. В тексте рассматриваются знаки как элементы культуры. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте примером каждый из упомянутых в тексте типов знаков.

24. Говоря о нравах, автор считает их наиболее подвижными и динамичными среди социальных норм. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой нравы отличаются стабильностью и устойчивостью. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите два аргумента в поддержку тезиса об изменчивости нравов и один аргумент в поддержку идеи устойчивости нравов.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “молодежь”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях молодежной субкультуры, и второе предложение, содержащее информацию об институтах социализации молодежи.

26. В государстве Z существует рыночная экономическая система. Приведите три черты, присущие этой системе. Укажите один свойственный ей недостаток.

27. В государстве Z для избрания представителей в парламент создаются курии крупных землевладельцев, горожан, рабочих, крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, землевладельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных землевладельцев в стране не превышает 10% населения. Какой принцип демократического избирательного права нарушается в данном случае? Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Государство в политической системе общества”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“Ноша культурных ценностей — особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает” (Д.С. Лихачев).

29.2

Экономика

“Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении” (М.И. Туган-Барановский).

29.3

Социология, социальная психология

“Если в обществе нет механизмов урегулирования отношений между участниками конфликта, он вызывает насилие и эскалацию этого насилия” (В.А. Тишков).

29.4

Политология

“Хотя все пригодны для того, чтобы выбирать, не каждый пригоден быть избранным” (Ш.Л. Монтескье).

29.5

Правоведение

“Никакая власть не должна превышать законы” (Латинское выражение).






Для любых предложений по сайту: axiomaonline@cp9.ru