Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
ВАРИАНТ 6
Часть 1
Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Типы культуры и их особенности
Тип культуры |
Особенности |
... культура |
Анонимность, безличность, отсутствие именного авторства, настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности |
Массовая культура |
Общедоступность, занимательность, серийность, тиражируемость, коммерческий характер |
Ответ: ________________ .
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Чувственное познание; познавательная деятельность; субъект познания; объект познания; рациональное познание.
Ответ: ________________ .
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к проявлениям интенсивного пути развития сельского хозяйства.
1) механизация; 2) расширение посевных площадей; 3) повышение энерговооруженности; 4) увеличение числа работников; 5) совершенствование агротехнологии.
Найдите два термина, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
4. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истины может быть ее признание авторитетными лицами.
2) Критерием истины может быть ее соответствие ранее открытым законам науки.
3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.
4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
5) Истиной является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.
Ответ: ________________ .
5. Установите соответствие между примерами и группами глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ГРУППЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 1) проблемы, связанные с отношением человека и природы 2) проблемы, связанные с социальными отношениями |
А) проблема охраны здоровья |
|
Б) проблема экологическая |
|
В) проблема демографическая |
|
Г) проблема голода |
|
Д) проблема наркомании и наркобизнеса |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Гражданку А. отличает крепкое здоровье, тем не менее она любит ходить на прием к врачам и не только проходить профилактические обследования, но и беседовать о ними на темы, далекие от болезней. Какие потребности реализуются в этих действиях гражданки А.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в поддержании своего здоровья
2) в физическом развитии
3) в материальной поддержке
4) в общении
5) в отдыхе
6) в профессиональном образовании
Ответ: ________________ .
7. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.
2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.
3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.
4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.
5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.
Ответ: ________________ .
8. Установите соответствие между проявлениями развития и путями экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ А) рациональная организация производства Б) повышение процентной ставки по кредиту В) внедрение более производительной технологической линии Г) разведка новых месторождений цветных металлов Д) обучение персонала новым приемам обработки информации |
ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА |
1) экстенсивный |
|
2) интенсивный |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. Страны с теплым, влажным климатом находят выгодным выращивать и поставлять на мировой рынок кофе. Бразилия лидирует по производству кофейных зерен, поэтому любой погодный катаклизм в этой стране всегда резко сказывается на динамике цен на кофе. На фоне последней засухи в Бразилии мировые производители активизировали продвижение собственных марок на кофейный рынок. Какие экономические явления можно проиллюстрировать данной ситуацией? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инфляция
2) конкуренция
3) специализация
4) монополизация
5) информатизация
6) гуманизация
Ответ: ________________ .
10. На графике отражена ситуация на рынке систем связи: линия спроса £> переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) появление на рынке систем связи самых последних марок
2) сокращение числа крупных корпоративных заказчиков систем связи
3) предложение комплексных решений, включающих системы связи, безопасности, документооборота
4) совершенствование технологий производства систем связи
5) снижение доходов заказчиков систем связи
Ответ: ________________ .
11. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная мобильность представляет собой любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы.
2) И вертикальная, и горизонтальная мобильность приводит к изменению социального статуса.
3) Социальная мобильность проявляется в изменении индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре общества.
4) Социальная мобильность проявляется во внутреннем состоянии человека и во взаимодействиях между людьми.
5) Социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества.
Ответ: ________________ .
12. “В связи с чем Вы прогнозируете ухудшение материального положения Вашей семьи?” Ответы на данный вопрос были получены в ходе опросов, проведенных ВЦИОМ в 2011 и 2014 годах. Основные результаты этих опросов приведены в диаграмме.
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Численно преобладают опрошенные, которые вероятной причиной ухудшения материального положения считают инфляцию.
2) Пятая часть опрошенных считают, что их благосостояние может ухудшить выплата процентов по кредитам.
3) Потеря работы беспокоит четверть опрошенных.
4) Число опрошенных, опасающихся потери работы, выросло.
5) Половина опрошенных и в 2011, и в 2014 году в качестве возможной причины называют увеличение трат.
Ответ: ________________ .
13. Выберите верные суждения о политических партиях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические партии отличает от иных общественных объединений стремление овладеть властью.
2) Каждое добровольно организованное политическое объединение граждан является политической партией.
3) Политические партии отличает наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
4) По участию во власти выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические.
5) По идеологической ориентации различают правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские партии.
Ответ: ________________ .
14. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ А) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации Б) назначение на должность судей Верховного Суда РФ В) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ Г) назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Д) формирование Совета Безопасности РФ |
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ 1) Президент РФ 2) Совет Федерации |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
15. Школьник-старшеклассник готовит реферат по теме “Принципы демократического государства”. Какие положения из приведенных ниже ему целесообразно раскрыть в своей работе? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) народ — источник государственной власти
2) коллективные интересы выше личных
3) идеологическое единство — основа общества
4) интересы и мнения меньшинства заслуживают уважения
5) политическая свобода граждан — одна из высших ценностей
6) равенство всех перед законом — норма жизни
Ответ: ________________ .
16. Что из перечисленного ниже характеризует республиканскую форму правления, установленную Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.
1) глава государства избирается народом
2) охраняются труд и здоровье людей
3) устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда
4) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан
5) высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок
6) устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
Ответ: ________________ .
17. Выберите верные суждения о правах и обязанностях налогоплательщика и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К обязанностям налогоплательщика относится выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений.
2) Обязанностью налогоплательщика является получение от налоговых органов бесплатной информации о действующих налогах и сборах.
3) Важная обязанность налогоплательщика состоит в уплате законно установленных налогов в бюджет и во внебюджетные фонды.
4) При выплате налогов налогоплательщик имеет право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит.
5) Одно из прав налогоплательщика состоит в представлении налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Ответ: ________________ .
18. Установите соответствие между функциями и правоохранительными органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ А) надзор за соблюдением законов всеми гражданами и организациями Б) охрана общественного порядка В) борьба с правонарушениями Г) надзор за соблюдением прав заключенных под стражу Д) пресечение, выявление и раскрытие преступлений |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 1) прокуратура 2) полиция |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
19. Гражданин Н. ввел в заблуждение гражданку А., заявив при подаче заявления на регистрацию брака, что холост. Брак был зарегистрирован, и гражданин Н. получил право на регистрацию по месту жительства супруги. Он редко бывал дома, а через год выяснилось, что гражданин Н. уже пять лет состоит в другом браке. Известие сказалось на здоровье гражданки А. — ее в экстренном порядке доставили в больницу. Какие положения, отраженные в Семейном кодексе РФ, являются правовым основанием для признания этого брака недействительным? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Брак заключен между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным.
2) Отсутствовало взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак.
3) Брак был заключен между близкими родственниками.
4) Брак был заключен без намерения супруга создать семью.
5) Вступившее в брак лицо скрыло факт своей венерической болезни.
6) Вступившее в брак лицо состояло в нерасторгнутом браке.
Ответ: ________________ .
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
“Прогресс и регресс — противоположные формы развития ________ (А) в целом или отдельных его сторон, означающие либо поступательное развитие общества по восходящей линии, либо ________ (Б) к старому, застой. Критерием служит степень развития ________ (В), экономического строя, науки, культуры и самой личности. С общей точки зрения мерой ________ (Г) может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации систем. В экономике нужно исходить не столько из уровней и темпов развития ________ (Д), сколько из уровня жизни трудящихся и роста благосостояния, качества жизни. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увеличении ________ (Е) человека в научном, философском, эстетическом познании мира”.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) развитие
2) возврат
3) упадок
4) потребности
5) производство
6) прогресс
7) регресс
8) производительные силы
9) общество
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Содержание брачного договора
Прежде всего необходимо отметить, что брачный договор может регулировать только имущественные отношения супругов. Так, брачный договор не может регулировать права и обязанности супругов в отношении детей, устанавливать, например, обязанность жены не отлучаться из дома после одиннадцати часов вечера и т.д., т.е. не может регулировать личные неимущественные отношения.
Какие же вопросы может решать брачный договор?
Во-первых, брачный договор может изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Это означает, что возможно сочетание различных режимов в отношении разных объектов (например, дом находится в совместной собственности, а все иное имущество — в раздельной), возможно установление определенных прав супруга на личное имущество другого супруга, нажитое им еще до вступления в брак, и т.д. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества.
Во-вторых, брачный договор может определить иные имущественные права и обязанности супругов:
• права и обязанности по взаимному содержанию (алиментные обязанности);
• способы участия в доходах друг друга;
• порядок несения каждым из них семейных расходов;
• имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;
• иные имущественные права и обязанности.
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов (например, запретить жене совершать сделки по распоряжению имуществом, находящимся в ее собственности), их право на обращение в суд за защитой своих прав, ограничивать право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Такие условия являются ничтожными с момента заключения брачного договора.
(Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин)
21. Какие вопросы семейных правоотношений могут быть зафиксированы в брачном договоре? Какие стороны семейных отношений брачный договор не может регулировать?
22. Как брачный договор может изменить установленный законом режим совместной собственности супругов? Проиллюстрируйте свой ответ примером.
23. Как вы думаете, почему заключение брачного договора является распространенной практикой в западных странах? Кого и почему, по вашему мнению, заключение брачного договора может настораживать?
24. В чем лично вы видите преимущества заключения брачного договора? Сформулируйте три таких преимущества.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “познание”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах знаний, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов знаний.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три недостатка рыночной системы хозяйствования.
27. Наука считает, что человек — это существо открытое. Его цели, желания, возможный образ и путь жизни определяются и даже формируются не видовой программой, а социальной средой. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Политические партии и политические системы”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1 -29.5).
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков” (В.О. Ключевский). |
29.2 |
Экономика |
“Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают” (Ф. Хайек). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью” (А. Эйнштейн). |
29.4 |
Политология |
“Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном полную свободу занятий и не отнимая у них ими заработанный хлеб” (Т. Джефферсон). |
29.5 |
Правоведение |
“Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек” (Из римского права). |